Исцеление Господом 9 прокаженных. Евангелие
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Недавно у одного из богословов я встретил понятие, которое меня смутило — и одновременно заинтересовало: это понятие «дешёвой благодати». Разве может благодать иметь... разную цену?
Ответ на этот вопрос — в отрывке из 17-й главы Евангелия от Луки, который сегодня звучит в храмах за богослужением.
Глава 17.
12
И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали
13
и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.
14
Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.
15
Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,
16
и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.
17
Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?
18
как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?
19
И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.
Мысль о «дешёвой благодати» принадлежит Дитриху Бонхёфферу, немецкому богослову, известному своей открытой борьбой с фашизмом. Под «дешёвой благодатью» он имел в виду лютеранскую интерпретацию прощения грехов «только верой», которая не приводила ни к какому изменению жизни: «раз Бог и так всё простит, то какой смысл напрягаться в следовании заповедям?» (Здесь про протестантские деноминации, пример здесь: Наталья Кобилева)
9 прокажённых из сегодняшней евангельской истории — яркий пример такой «дешёвой благодати». Почему «дешёвой»? Потому что получение этой милости ими воспринималось как нечто должное: они ведь так много страдали, так долго гнили заживо — и вот, наконец-то, Бог смиловался над ними — и теперь им от Него больше ничего не надо. Их фокус внимания так и остался на них самих: это они — дотерпели, дострадались, дождались. А Бог в этой ситуации — всего лишь «инструмент», который после того, как «отработал», больше не нужен — и не интересен.
И только один — самарянин — отказался принимать эту «дешёвую благодать»: он вернулся, пал ниц, стал благодарить — всем своим поведением показывая, что он вовсе не считал себя «заслуживающим» дара исцеления. То, что произошло, для него — вообще не «инструментально»: это прежде всего акт доброй воли, явление Бога, движение навстречу человеческой боли и страданию. И это движение Бога — само по себе — не может быть ожидаемым как нечто «заслуженное», «заработанное» — это именно знак любви, который преступно воспринимать как что-то «обычное» и «ожидаемое».
Интересно, что Бонхёффер противопоставлял «дешёвой благодати» своеобразную формулу: «Только верующий послушен, и только послушный верует». Другими словами, вера рождает послушание, а послушание питает веру. Без реального шага навстречу Христу вера так и остаётся благочестивой фантазией — ни к чему не приводящей, даже при явном чуде — как это и было в случае с исцелением прокажённых.
Куда нас приводит исполнение Богом наших желаний и мечтаний — снова к самим себе — или же к Источнику всех благ — хорошо бы задавать себе этот вопрос почаще!..
Свидетельство о публикации №225122101328