Во главе Святой Рати... миниатюра

   
Анатолий Карпус
Во главе Святой рати!
 

      Несмотря на то, что марши Бессмертного полка стали народной традицией как в России, так и в бывших республиках СССР, включая и ряд стран ближнего и дальнего зарубежья: Беларусь,  Казахстан,  Израиль и другие,-  все еще продолжаются  поиски инициаторов этой эпической общественной инициативы. Допускаю, что это делается не для того, чтобы «наградить ее авторов или автора», а ради исторического факта…
            Между тем лично для меня, и, как я убежден, для тысяч других граждан ,нет вопроса о том, кто «авторы» этой патриотической народной акции, хотя бы потому что я по личному опыту знаю, что в   годы существования   СССР   , особенно в дни праздников  Первомая, многие граждане, разумеется, без всякого приказа, приходили на  праздничные первомайские  демонстрации не только с бумажными цветами, но также и с черно-белыми фотографиями своих родственников, погибших в годы Великой Отечественной войны и не доживших до Дня Победы 9 мая 1945 года. Лично я убежден, что «предтеча» Бессмертного полка существовала и в годы   СССР! Однако, мало кто захочет   оспорить мое заявление, что в России, Бессмертный полк стал истиной народной традицией только тогда, когда в Москве, во главе его главной  колонны , встал Народный артист СССР,  Герой Труда России, - Василий Семенович Лановой! Встал и стал признанным лидером движения -Бессмертный полк, по всей «Руси великой», как писал поэт Александр Пушкин, стихи которого Василий Семенович Лановой блистательно читал и на своих концертах, и на встречах с общественностью городов и весей…
    В моей памяти  сохранилась первая встреча с этим великим и народным артистом , которая произошла в Рязани в далеком 1968  году, когда в городе появился  первый широкоформатный кинотеатр , который в настоящее время, несомненно, из-за  низкой « рентабельности» российского кино в годы Перестройки и после ее завершения , был «перестроен» в торгово-выставочный комплекс, под  памятным людям моего поколения названием,- «ОКА», в честь великой русской реки Ока, которая протекает вблизи Рязани и, приняв в свое русло воды реки Москва, впадает в реку Волга…Мне хорошо помнится, что в тот  памятный 1968 год, когда в европейских городах Париж и Прага, по мнению одного советского журналиста  «из-за вспышек на солнце» начались общественные бунты,  а я  был студентом выпускного курса Рязанского медицинского института имени академика И.П. Павлова и готовился  к выпускным экзаменам, зная, что получу «распределение в Советскую Армию», мне удалось найти время, чтобы  побывать на премьере широкоформатного кинофильма «Анна Каренина»/1967/, который я уже посмотрел на обычном экране, но решил посмотреть вновь не только потому, что премьера этого кинофильма проходила кинотеатре «Ока»,   самом большом кинотеатре  Рязани,- это  850 мест- , а больше   потому,  что после киносеанса должна  состоятся  встреча с артистами, которые исполняют  в этом кинофильме главные   роли: Василий Семенович Лановой и Николай Олимпиевич Гриценко/1912-1979/. Хотя,- и в этом, мои благоприятные читатели, я честно признаюсь, - что  мне и моим  друзьям в этом кинофильме был более «симпатичен» Николай Олимпиевич Гриценко,- он исполнял роль Каренина,- чем  Василий Семенович Лановой, который исполнял роль Вронского, любовника Анны Карениной. Все дело в том,  что  я , как и большинство  советских кинозрителей ,  привыкл видеть Василия Ланового   в ролях героических современников или революционеров, таких, как: Павел Корчагин, одноименный кинофильм 1956 года ,  физик Олег Тулин из кинофильма «Иду на грозу»/1965 /, и , конечно, Феликс Дзержинский из кинофильма « Шестое июля» /1968/  Кстати,   этот мало историчный кинофильм «Шестое июля» по одноименной пьесе известного советского драматурга Михаила Шатрова/Маршака/,  в которых  есть Ленин, но куда-то «исчез»  Троцкий ,  прошел по экранам кинотеатров Рязани, за несколько дней до приезда в Рязань Николая Гриценко и Василия Ланового, знаменитых артистов  театра имени Вахтангова,  на  премьеру  широформатного кинофильма «Анна Каренина», который снял не менее знаменитый  советский кинорежиссера Александр Григорьевич Зархи /1908-1997/
              Помнится, что во время зрительского обсуждения широформатного кинофильма «Анна Каренина», которое началось  после окончания кинофильма, Василию Семеновичу поступила  записка  с политически коварным  вопросом: «Хотели бы вы, сыграв роль Дзержинского, чтобы стать таким  как он?» Василий Семенович, прочитал вслух эту записку, улыбнулся и коротко ответил, что, он не знает, кем бы он стал, если бы не был артистом, но работая артистом театра и кино, имея такую творческую профессию, он убежден,  что делает  очень важное дело страны и ее граждан!
        Разумеется, вспомнив такой «политкорректный ответ» Василия Семеновича  о целях и задачах профессии артиста, я хочу  теперь перейти к его   роли в легендарном советском кинофильме «Офицеры»/1971/,где  он играет лихого кавалериста по имени  Иван Варавва. Важно отметить, что не менее яркую роль молодого командира взвода кавалеристов Алексея Трофимова в этом кинофильме исполнил и   Георгий Александрович Юматов  / 1926-1997/, популярный советский киноартист и друг Василия Семеновича Ланового. Как известно, в конце этой кинокартины, два главных героя, молодые офицеры  Рабоче-Крестьянской Красной Армии/РККА/,  Иван Варавва и Алексей Трофимов становятся прославленными военачальниками: генерал Варавва служит в Министерстве Обороны СССР, а генерал Трофимов командует  Н-ской танковой дивизии, в которой воевал и погиб его сын, а внук учится в Московском Суворовском училище. Важно отметить, что в заключительных кадрах кинофильма «Офицеры», зрители узнают, что этот внук  генерал танковых войск Трофимова, стал   офицером Воздушно-десантных войск/ВДВ/ Советского Союза и «за образцовое исполнение задания командования» ему  присваивают внеочередное воинское звание майор, то есть  внук генерала Трофимова  достойно продолжает  традиции дедов-генералов и всех «героев былых времен» Российской Армии, как поется в  песни из этого кинофильма. Кстати, за «образцовое исполнение задания командование» в ходе операции «Дунай» летом 1968 года в Чехословакии, многие младшие офицеры и командиры  Советской Армии получили  свои новые воинские звания,- досрочно.    


 
          Василий Семенович Лановой/слева/ в роли кавалериста Вараввы в кинофильме «Офицеры/1971/ и справа Василий Семенович Лановой в 2020 году после встречи с членами рязанской общественной организации «Дети Войны»

           Есть легенда, что идею кинофильма «Офицеры»/1971/, которая выражена в ключевых словах «Есть такая профессия- родину защищать!» предложил   Андрей Антонович Гречко/ 1903-1976/, маршал и министр Обороны СССР в период с  1967 по 1976 год.  Помню по личному опыту своей военной службы, а я в 1971 году служил военным врачом 237 Краснознаменного, орденов Суворова и Богдана Хмельницкого, танкового полка в Центральной Группе Войск/ЦГВ/ в Чехословакии,  что  кинофильм «Офицеры»  произвел очень сильное впечатление не только на меня, но  и на всех офицеров и солдат 237 полка , а также и  на  многих военнослужащих срочной службы ЦГВ, ряд которых после окончания срочной   службы, поступили в военные училища и стали офицерами. Но  об этом я узнал позднее, когда с 20 15 года стал участником встреч ветеранов ЦГВ в Москве, на Поклонной горе, которые происходят в  третью субботу августа. 
             Мало кто знает, что  заключительные сцены кинофильма «Офицеры»/1971/ снимались в Рязани, с участием военных курсантов, будущих офицеров, Рязанского Высшего командного училища Воздушно-десантных войск имени Героя Советского Союза генерала Василия Филипповича  Маргелова/1908-1990/,который,- есть и такая легенда, -предложил эти сцены  и Рязань авторам кинофильма «Офицеры» - это кинодраматург  Кирилл Иосифович Рапопорт/1926-1983/,он написал сценарий  кинофильма на основе  пьесы «Танкисты» писателя Бориса Львовича Васильева/1924-2013/ , и   режиссер кинофильма  Владимир Авраамович  Роговой/1923-1983./
           Известно, что Василий Семенович Лановой охотно приезжал в Рязань, на встречи с ветеранами и молодежью города и Рязанской области. Помнится, что очередной его визит в Рязань состоялся 18 мая 2018 года, на празднование 100 летия Рязанского Высшего воздушно-десантного училища имени генера армии В.Ф. Маргелова.
      Известно, что  в первой половине этого  солнечного майского дня Василий Семенович посетил музей-заповедник Сергея Есенина в селе Константиново Рыбновского района Рязанской области. Он побывал на усадьбе родительского дома поэта, а затем прогулялся по высокому правому берегу реки Ока, откуда открывается живописный вид на заливные луга и синие дали, которые воспевал поэт.
        Вечером того же дня Василий Семенович принял участие в праздновании 100 летнего юбилея Рязанского высшего воздушно-десантного училища имени генерала армии Василия Маргелова, который проходил в концертном зале Рязанской филармонии имени Сергея Есенина. На сцене филармонии Василий Семенович представил свой поэтический моноспектакль, после окончания которого рассказал об истории всероссийского движения Бессмертный полк, о своем детстве на Украине в годы Великой Отечественной войны, о работе в театре Вахтангова и в кино. На встрече, кроме военных курсантов присутствовали ветераны труда Рязанской области и участники Рязанской областной организации «Дети Войны». Зрители долго не хотели отпускать Народного артиста СССР: по одиночке и группами, они поднимались на сцену, чтобы подарить ему цветы, пожать руку и сфотографироваться с ним на память, а в ответ Василий Семенович  Лановой дарил каждому свою книгу: «Летят за днями дни…», в красивой жёсткой обложке с   неизменным автографом: «На добрую память. Василий Лановой.» Кстати, на этой встрече были поэты и писатели из Рязанской  литературных  ассоциаций -  «Рязанские Родники» и «Переяславль », которые  весной  2025  года на городском книжном фестивале  в центральной городской библиотеке имени Сергея Есенина, провели  манифестацию «Бессмертный полк» с фотографиями  воинов-фронтовиков, которые были членами этих литературных ассоциаций.
              Вспоминая Василия Семеновича Ланового, я всегда вижу его, идущим во главе всероссийской колонны, - нет, народной российской рати, -под названием Бессмертный полк,  и слышу его незабываемый голос, которым он произносит как слова военной присяги,  заключительные строки самого  пророческого, -как в  XX, так и  XXI веке, -стихотворения   Сергея Есенина,- «Гой ты Русь моя родная»  :
 
Если крикнет Рать святая:
Кинь ты Русь, -живи в раю.
Я скажу не надо рая.
Дайте Родину мою!
 
 21 декабря 2025/2024\ года. Рязань.


Рецензии