Великая музыка, живопись и скульптура

насыщены чудесной психической энергией, красотой!

Друзья!
Из Сети

"ОТЕЦ, ДОЧЬ И... КОПЬЕ НАД ПРОПАСТЬЮ: КАКУЮ ЖУТКУЮ ТАЙНУ ХРАНИТ
САМЫЙ БЕЗМЯТЕЖНЫЙ МРАМОРНЫЙ ШЕДЕВР XIX ВЕКА?

Представьте себе: вы стоите перед мраморной скульптурой. Перед вами — картина абсолютной нежности и покоя: могучий отец,
склонившийся над своей спящей, беззащитной дочерью. Кажется, будто время замерло в этом идеальном моменте любви и защиты.
Но что, если я скажу вам, что за этой идиллической сценой скрывается невероятная драма, акт отчаянного выживания, почти варварский
поступок отца, а девочку ждет судьба, полная крови и битв? Приготовьтесь узнать шокирующую историю, которую скульптор  Николя
Раджи запечатлел в своей работе "Король Метабус со спящей дочерью Камиллой" – историю, где мирное мгновение лишь предвестник
бури.
Скульптура "Король Метабус со спящей дочерью Камиллой" (1855 г.) — это шедевр, который заставляет остановиться. Мастерски
выполненная из мрамора, она демонстрирует величайшее мастерство скульптора Николя Раджи. Каждая деталь — от складок одежд
Метабуса до безмятежного личика спящей Камиллы — дышит жизнью и покоем. Король, мощный и усталый, оберегает свою малышку, чья
поза выражает полное доверие.
Но эта сцена не просто бытовой зарисовки. Она — остановка в эпическом повествовании, взятом из легендарной "Энеиды" Вергилия! И
знание контекста превращает эту кажущуюся идиллию в пронзительную, почти пугающую зарисовку.
Кто же эти Метабус и Камилла?
Король Метабус был тиранном, изгнанным из своего города Привернум. Он бежал с маленькой дочерью Камиллой на руках,
преследуемый разъяренными врагами. Когда путь им преградила бурная река Амасен, а враги наступали по пятам, отчаявшийся Метабус
совершил невероятный поступок: он привязал свою младенческую дочь к собственному копью и с молитвой богине Диане бросил её на
другой берег! Сам он переплыл реку, а затем воспитал Камиллу в глуши, посвятив её Диане, богине охоты и девственности.
Именно этот отчаянный, дикий акт спасения и сформировал всю дальнейшую жизнь Камиллы. Она выросла дикой воительницей,
девственной охотницей, чья доблесть в бою была легендарна. Она сражалась на стороне Турна против Энея и погибла героической, но
трагической смертью на поле брани.
И вот Раджи выбирает для своей скульптуры момент после этого дикого спасения, но до начала её воинской жизни, до её
трагической судьбы. Мгновение покоя между двумя бурями. Какая невероятная психологическая глубина! Это застывшая нежность, но
под ней — эхо древних битв, отчаяния и предначертанной судьбы.
Сам скульптор Николя Раджи (1790-1862) был фигурой не менее интересной. Итальянец по рождению, ученик великого Лоренцо
Бартолини во Флоренции, он стал известен как французский скульптор, работая большую часть жизни во Франции. Он жил в эпоху бурных
перемен: Французская революция, Наполеоновские войны, реставрация монархии.
• Покровительство Элизы Бонапарт, сестры Наполеона, показывает его связь с вершинами власти.
• Его неоклассический стиль был идеален для восстановления утраченных символов: Раджи создавал статуи монархов для замены тех
что были разрушены в ходе революции. Он был мастером *возрождения* и *переосмысления*.
Именно это стремление к возрождению классических форм и идеалов, к восстановлению утраченных символов, перекликается с историей
Метабуса, который буквально спасает свою дочь, чтобы она могла жить и продолжить род. Раджи, как и Метабус, работал с наследием,
только не человеческим, а художественным.
"Король Метабус со спящей дочерью Камиллой" — это не просто красивая скульптура. Это размышление о цене жизни, о жертвах
родителей, о предопределении и хрупкости мира. Она напоминает нам, что самые безмятежные моменты часто скрывают за собой
глубокие драмы и неразрешенные конфликты.
Это шедевр, который приглашает нас не просто любоваться формой, но и погрузиться в глубины мифа, истории и человеческой психологии".
https://www.liveinternet.ru/
...Други!
Великая музыка, живопись и скульптура, а ещё и  талантливая
архитектура насыщены чудесной психической энергией, красотой!
Искусство-огромнвя часть вечной Культуры, на  основе которой зиждется  вся
жизнь  человечества планеты Земля!
В.Н.
************
1.Виктор Цой: как и когда умер легендарный музыкант?

15 августа 1990 года — дата, которую фанаты русского рока помнят без
напоминаний. В тот день на 35-м километре трассы Слока — Талси в
Латвии остановилось сердце Виктора Цоя.
Он ехал на своей темно-синей «Москвич-2141» после ночной рыбалки.
Официальная версия гласит: музыкант уснул за рулём, машина вылетела
на встречную полосу и столкнулась с автобусом. Смерть наступила
мгновенно.
Но до сих пор некоторые верят, что это был заказ — слишком много
символов и нестыковок. Почему он ехал один? Почему «Москвич» разбит
вдребезги, а автобус почти не пострадал?
Споры не утихают, но факт остаётся: «Кино» перестало быть группой, став
вечностью.
От ленинградского двора до звёзд
Цой родился в 1962 году в Ленинграде. В детстве он мечтал стать
художником, но судьба подарила ему гитару.
В 18 лет он создал группу «Гарин и Гиперболоиды», которая позже стала
«Кино». Первые концерты — подпольные, в квартирах, с риском быть
пойманными милицией. Альбом «45» записывали на бобину в домашней
студии, а текст «Перемен!» стал гимном поколения, уставшего от застоя.
Его хриплый вокал и лаконичные тексты («Мы ждём перемен!») вырезали
из эфира, но магнитофонные кассеты передавали из рук в руки.
Музыка, которая пережила эпоху
Главные альбомы — «Ночь», «Группа крови», «Звезда по имени Солнце»
— звучат так, будто их записали вчера.
«Кукушка», «Пачка сигарет», «Восьмиклассница»... Эти песни до сих пор
кричат на концертах тысячи людей. После смерти Цоя группа выпустила
последний альбом «Чёрный альбом» — он стал прощанием и
манифестом.
Сегодня каверы на «Кино» исполняют даже те, кто родился после 2000-х.
А фраза «Цой жив» — не просто мем, а вера в то, что его музыка не умрёт.
Стена Цоя и другие святыни
Когда новость о смерти Цоя разлетелась по Союзу, фанаты не поверили.
У кинотеатра «Космос» в Москве стихийно выросла стена с надписями
«Цой жив», портретами и текстами песен. Её до сих пор обновляют,
несмотря на запреты.
В Петербурге на Невском стоит бронзовый памятник — гитара и силуэт
музыканта. Каждый год 15 августа у стены собираются тысячи людей,
поют, зажигают свечи, спорят о том, что бы спел Цой сегодня.
Кино, книги и даже граффити
Образ Цоя давно вышел за рамки музыки. В фильме «Лето» (2018) он стал
символом свободы, в «Цое» (2020) — живой легендой, которая говорит с
экрана цитатами из песен.
Его лицо рисуют на футболках, а фраза «Я объявляю своё сердце
территорией любви» стала татуировкой для романтиков. Даже те, кто не
знает всех альбомов, цитируют: «Нам с тобой — по паре званий, мы —
герои».
Семья, друзья и неразгаданные тайны
Сын Цоя, Александр, стал музыкантом, но избегает публичности. Бывшая
жена Марианна до сих пор хранит его письма. А Юрий Каспарян,
гитарист «Кино», продолжает играть его песни на концертах.
Но главная загадка — дневники Цоя. Ходят слухи, что они существуют, но
семья не публикует их. Что он хотел сказать? Может, правда ждал
перемен, о которых мы до сих пор кричим?
Почему мы до сих пор слушаем Цоя?
Его музыка не про политику или протест — она про нас. Про то, как в 16
лет хочется сбежать из школы, в 30 — найти любовь, а в 50 — верить, что
ещё не поздно изменить жизнь.
Когда я впервые услышал «Звезду по имени Солнце», мне было 14.
Сейчас, спустя 20 лет, те же строки звучат иначе, но всё так же честно.
Цой не стал иконой — он стал зеркалом для каждого, кто ищет себя. И
пока звучит «Мы ждём перемен», он останется живым.
https://auto.ru
************
2.16 ДЕКАБРЯ РОДИЛСЯ ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ СВИРИДОВ (1915 — 1998)
— советский и российский композитор, пианист. Народный артист СССР,
Герой Социалистического Труда,
Лауреат Ленинской и Государственных премий СССР
"Свиридова невозможно исполнять формально, – говорил Дмитрий Хворостовский. – С первой же ноты, с первого звука идёт погружение в
целый мир. В его музыке – боль, несказанная чистота оттеняет каждое слово, а мелодически это все настолько просто и гениально, что
только красиво петь его музыку недостаточно".
Георгий Васильевич Свиридов до конца дней сохранил связь со своей родной землей: каждая его мелодия, интонация пронизаны любовью к
людям, традициям. Свиридов - ярчайшая страница русской музыки, а его вокальное творчество - ее настоящая музыкальная вершина! В
современном мире его сочинения не только не устарели, а стали еще значительнее, еще масштабнее.
Гениальный композитор и пианист- ученик Дмитрия Шостаковича-
Георгий Васильевич Свирмдов, о творчестве которого говорят: оно о России – прошлой, настоящей и будущей!
https://www.liveinternet.ru/
************
3.ЯН ФРЕНКЕЛЬ – ИЗВЕСТНЫЙ В СССР КОМПОЗИТОР-ПЕСЕННИК, СКРИПАЧ,
ПЕВЕЦ....

Ян Френкель – известный в СССР композитор-песенник, скрипач, певец, пианист, гитарист, актер. В 1982 году
получил Государственную премию СССР, в 1989-м удостоился звания Народного артиста СССР.
Если бы Ян Френкель стал автором всего лишь трех песен – «Журавли», «Калина красная» и «Русское поле»,
он обеспечил бы себе всенародную любовь на долгие годы. Но он оставил после себя куда более выдающееся
творческое наследие – свыше трех сотен композиций, множество инструментальных сочинений, музыку к
семи десяткам картин, мультипликационных фильмов, радио и телевизионных программ. В памяти тех, кто
знал Яна близко, он остался теплым и душевным человеком.
ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Родился Ян Френкель 21 ноября 1920 года в городе Пологи Запорожской области Украины. Он получил свое
имя в честь революционера из Эстонии Яна Томпа, которого отец мальчика считал образцом для
подражания.
Отец Яна – Абрам Френкель, еврей по национальности, работал парикмахером. В семье музыку любили все,
особенно отец, неплохо владеющий скрипкой. Он очень поздно овладел этим инструментом, понял, что
профессионала из него не получится. Поэтому все свои надежды возлагал на сына. И хоть мальчик родился
слабым, в четыре года отец уже вручил Яну скрипку и дал первые уроки игры на инструменте. При рождении
вокруг шеи мальчика была обвита пуповина, и это привело к тому, что Ян имел проблемы с легкими. Доктора
рекомендовали мальчишке меньше нагружать сердечко, а занятия музыкой как раз удерживали его дома.
По причине слабого здоровья Ян часто лежал в больнице или находился в санатории. Но это не стало помехой
для занятий музыкой. Когда мальчику исполнилось 13, семья перебралась в Киев, и Яна приняли в
музыкальную школу, причем без вступительных испытаний и сразу в третий класс.
После окончания школы в 1938 году Ян Френкель стал студентом Киевской Государственной консерватории
им.Чайковского. Окончить консерваторию не удалось – началась война.
МУЗЫКАНТ НА ВОЙНЕ
На самом деле есть сведения, что фактический год рождения Яна Френкеля не 1920-й, как указано в
официальных источниках, а 1925-й. Молодой человек сам прибавил себе лет, для того, чтобы попасть на
фронт. Так в те годы делали многие подростки, но не у всех получалось обмануть призывную комиссию. К
Френкелю вопросов не возникло, он выглядел старше своих лет, и в шестнадцать ему спокойно можно было
дать 21 год. С тех пор официальным годом рождения поэта так и остался 1920-й.
Френкелю удалось добиться, чтобы его приняли курсантом Оренбургского зенитного училища. Параллельно
с учебой, Ян играл в оркестре кинотеатра «Аврора», куда его взяли скрипачом. После окончания училища он
попал в действующую армию, воевал с 1942 года по 1943-й. Получил тяжелое ранение, в 1943 году попал в
госпиталь, долго лечился. После выписки из госпиталя Френкель попал во фронтовой театр, он играл на
многих инструментах – скрипка, аккордеон, рояль, все это оказалось под силу молодому музыканту. Кроме
этого, Ян сочинял собственные песни. Можно сказать, что творческая биография композитора началась с
композиции «Шел пилот по переулку», написанная как раз в те годы. На фронте он не только начал строить
свою музыкальную карьеру, но встретил девушку, которая изменила его личную жизнь.
РАСЦВЕТ КАРЬЕРЫ
После победы Ян Френкель переехал в Москву, где продолжил заниматься любимым делом, занимался
обработкой популярных мелодий, исполнял их в самых престижных ресторанах столицы. Ян выполнял
черновую работу – переписывал партитуру членам советского Союза композиторов, выполнял аранжировки
их произведений. Постепенно музыкант обзаводился нужными связями в музыкальном мире, и это помогло
ему познакомиться с выдающимися поэтами тех лет, стихи которых часто ложились на музыку.
Прошло немного времени, и эти композиции превратились в популярные шлягеры. Карьера Френкеля
постепенно шла вверх, и у него, как и у многих талантливых людей, появились завистники. Однажды над ним
нависла угроза исключения из Союза композиторов СССР, и если бы не вмешательство Дмитрия
Шостаковича, неизвестно, чем бы все закончилось. Шостакович похвалил одну из композиций Френкеля, и
после этого завистники поубавили свой пыл.
В семидесятые годы авторитет Френкеля еще более укрепился. Тогда объявили конкурс на лучшую версию
гимна Советского Союза, и Ян его выиграл, несмотря на то, что в конкурсе участвовали лучшие композиторы
СССР. Комиссия, которая определила победителя конкурса, работала под руководством Дмитрия
Шостаковича, однажды уже спасшего Френкеля от исключения из Союза композиторов.
В 70-х раскрылся еще один талант Френкеля, он проявил себя непревзойденным аранжировщиком. Каким-то
невероятным чутьем ему удавалось так подобрать музыку к картине, что она врезалась в память мгновенно и
на годы. Вскоре к нему уже выстроилась очередь из кинорежиссеров, мечтающих, чтобы именно Френкель
подобрал музыку к их лентам. За всю свою творческую биографию Ян Френкель работал над созданием
свыше шестидесяти картин.
Когда у Френкеля появилась возможность сняться в кино, он не отказался от такого подарка судьбы. Ему
посчастливилось сниматься в четырех картинах, правда, все роли композитора были эпизодическими.
Самый запоминающийся герой Яна – гарсон по имени Луи-Леонид в ленте «Корона Российской империи».
Это только одна из картин серии о неуловимых мстителях, где буквально в каждом кадре звучит музыка
Френкеля. Специально для этой ленты композитор написал несколько песен – «Песню Яшки-цыгана»,
«Погоню», «Русское поле».
Френкель поддерживал дружеские отношения не только с другими композиторами и поэтами-песенниками,
среди его друзей было немало и актеров. Ян много лет дружил с Андреем Мироновым, который исполнял его
композиции в разных фильмах. Сохранились многочисленные снимки, на которых запечатлены эти два
талантливых человека.
Ян Френкель стал автором музыки не только для эстрады и киноиндустрии. Не обделил композитор своим
вниманием и детей, его мелодии звучат во множестве мультипликационных фильмов.
Достичь таких высот в качестве кинематографического композитора Френкелю помог его врожденный
тонкий вкус и любовь к художественной книге. Из любой командировки и творческой поездки Ян старался
привезти хоть одну редкую книгу. За много лет библиотека приобрела внушительные размеры.
«ЖУРАВЛИ»
Самая известная мелодия Яна Френеля – «Журавли». Первый раз ее исполнил известный певец Марк Бернес
Френкель написал эту композицию в 1968-м. Стихи принадлежат перу Расула Гамзатова. Популярность
композиции не уменьшается, кажется, наоборот, ее любят все больше и больше. Свыше сорока пяти лет она
звучит в сборниках лучших песен о войне. Журавли символизируют погибших на войне солдат. В разных
городах по всему миру есть мемориальные комплексы, где главный элемент композиции именно эти гордые
птицы.
Песня стала настолько популярной, что грозила композитору большими неприятностями. На него
посыпались анонимные жалобы, одна из которых попала даже в Политбюро ЦК КПСС. Френкель чудом
избежал проблем, а все благодаря личному вмешательству Леонида Брежнева.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Свою будущую жену – Наталью Лорис-Меликову, Френкель встретил на фронте. Влюбленные поженились, и
вскоре супруга подарила Френкелю дочку Нину. Семья занимала крохотную комнатушку коммуналки, в
которую Ян заселился после победы, в 1946-м.
Ян Френкель с дочкой
После коммунальной квартиры семья переселилась на улицу Новоалексеевскую, а незадолго до смерти
композитор жил на улице Готвальда (теперь улица Чаянова). В декабре 2000-го на этом доме установили
мемориальную доску.
СМЕРТЬ
Проблемы со здоровьем начались у Френкеля в конце 80-х. Он обратился в больницу, где медики
диагностировали онкологическое заболевание. Лечение не давало эффекта, рак прогрессировал
стремительно. Плохое самочувствие часто укладывало Яна Френкеля на больничную койку. Уставший и
измученный болезнью композитор летом 1989 года решил отправиться к морю. Вместе с семьей он
отправился в Ригу, где и скончался 25 августа того же года. Тело покойного доставили в столицу на
специальном автомобиле.
Местом упокоения композитора выбрали Новодевичье кладбище. Во время похорон Яна Френкеля звучал не
траурный марш, а его любимые «Журавли». Поминки по усопшему провели в зале ресторана Всероссийского
театрального общества. Проводить Френкеля в последний путь пришли поклонники композитора, коллеги,
друзья. Супруга композитора пережила его всего на несколько лет, она скончалась в 90-х.
https://www.liveinternet.ru/
***********
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
21 декабря 2025 года


Рецензии