Я фотограф-любитель
Некоторым людям кажется, что фотографировать легко, но это не совсем так. Перед съёмкой следовало установить выдержку, путём перемещения втулки на верхней части фотоаппарата, далее надо было установить диафрагму, путём вращения кольца на объективе, потом следовало навести на резкость. Резкость наводилась двумя «шагами», в первых грубая резкость наводилась путём перемещения специального рычажка в левой верхней части фотоаппарата и, во-вторых, тонкая настройка резкости, устанавливалась вращением объектива.
Но прежде, чем фотографировать надо было вставить плёнку. Плёнки были разные от 32 до 250 единиц, отец, а потом и я, чаще применяли плёнку в 65 единиц. Купленную плёнку сначала наматывали на катушку кассеты, что делалось в специальном чёрном фото-рукаве, причём оставляли сантиметров 10 вне кассеты, чтобы использовать этот «хвостик» при установке кассеты в фотоаппарат и крепления в нём плёнки.
Когда фотоаппарат готов можно приступать к съёмке. Я и приступал, фотал на лево и на право, больше нравилось фотографировать автомобили, хотел собрать коллекцию фото машин разных марок. Что-то получалось, что-то нет. Как-то увидел объявление о приёме детей в фотокружок. Я записался, было мне 9 лет. Кружок находился не в доме пионеров, не в каком-либо клубе, а на первом этаже жилого дома по улице Кирова. Дойти до него можно было минут за 5-7, располагался в нашем же квартале г. Кемерова. На занятиях кружка руководитель рассказывал о фотографировании, показывал разные фотоаппараты, атрибуты для съёмки, проявки плёнки, печати фотографий и их хранения. Это была теория.
Я очень хорошо помню один из эпизодов моей фото-кружковой деятельности. Когда мы приступили к практическим занятиям, я получил от руководителя задание — сделать портретную съёмку со-кружковцев. Я с энтузиазмом занялся этим делал. Пере фотографировал всех, кто попался под руку, заснял целую плёнку. Плёнку проявил, напечатал фотографии, показал руководителю, а он их все забраковал сказав, что люди на фото выглядят очень официально, словно как фото для документов.
— Надо добиваться художественной выразительность портрета снимаемых лиц, а они у тебя как мумии, как не живые, постарайся их оживить — добавил он.
Это было для меня как бы новое задание. И я начал его выполнять, просил ребят то улыбнуться, то нахмуриться, то посмотреть в окно или в даль. Они с удовольствием выполняли мою просьбу, но чаще просто корчили рожи или показывали фиги или рожки. Я снимал, опять заснял целую плёнку, а в ней 36 кадров. Проявил, напечатал фотографии. И удивительно, руководителю понравились несколько снимков, на одном из них была «рожа». Так что труд фотографа не в том, чтобы что-то сфотографировать, а в том, чтобы установить или поймать момент…
Портретная фотография, или портретная живопись, - это вид фотографии, направленный на то, чтобы запечатлеть личность человека или группы людей с помощью эффективного освещения, фонов и поз. Портретная фотография может быть художественной или клинической. Часто портреты заказывают для особых случаев, таких как свадьбы, школьные мероприятия или в коммерческих целях. Портреты могут служить многим целям, начиная от использования на личном веб-сайте и заканчивая выставлением в вестибюле предприятия. Википедия
Одно дело фотографировать, другое и более сложное — это напечатать фотографии. Для этого следовало перемотать плёнку в фотоаппарате, вынуть кассету. Опять же в фото-рукаве заправить её в фото бачок, что было довольно не просто. Иногда проявишь плёнку, достанешь из бачка, а она местами слипшаяся и часть кадров загублено, тогда меня здорово брала досада, как же так, отличный кадр, а на половину испорчен. Было что чуть не половина плёнки была загублена не удачной намоткой в бачке.
Для проявки плёнки и печатания фотоснимков требовались химикаты: проявитель и закрепитель (фиксаж). Их можно было купить в магазине. Отец же часто делал их сам по фото рецептурному справочнику. Отдельные компоненты химикатов также были в магазине. Я помогал отцу, взвешивал химикаты, растворял их, как было написано в справочнике. Чуть повзрослев, я всё делал сам. Для печати готовил растворы, закрывался в ванной комнате, где размещал фотоувеличитель, ванночки для проявки, промывки и фиксирования отпечатков, гасил свет, включал красный фонарь и приступал к печати.
Для этого заправлял плёнку в фотоувеличитель, включал его. Проекцию кадра направлял на бумагу в кадрирующей рамке. Путём перемещения увеличителя в верх или вниз по стойке добивался резкости. Затем в рамку вставлял лист фотобумаги, сдвигал красную задвижку, считал примерно до 6-8. Увеличитель выключал. Теперь подсвеченную фотобумагу пинцетом опускал в проявитель, ждал появления изображения, полоскал в воде, опускал в закрепитель. После закрепителя снимок опускал в таз с проточной водой. Обычно на один снимок уходило 2-3 минуты, но на плёнке 36 кадров, а если плёнки две?.. Кроме того, эффективное, контрастное действие проявителя хватало всего на 20-25 снимков, поэтому приходилось готовить новый. Процесс затягивался на несколько часов.
После печати всех запланированных снимком и промывки их в проточной воде следовало их высушить. Сначала сушили фотографии накатывая их валиком на стекло. Позднее отец купил фотоглянцеватель — это устройство имело две серебристые глянцевые пластины, на которые накатывались снимк и зажимались полотняными шторками. За один раз можно было просушить и отглянцевать 8 фотографий, по 4-ре с каждой стороны глянцевателя, если фотографии были стандартного размера 9 х 12 или 10 х 15 сантиметров. Я каждый раз с нетерпением ждал конца просушки, слушал как слегка потрескивают глянцующиеся фото, чувствовал тепло, исходящее от глянцевателя. Приходило время снять шторки, снимаю. Высушенные отпечатки ссыпаются вниз, отстав от пластин. Рассматриваю, что в итоге получилось. Разочарование, на некоторых фото не отглянцованные пятна. Значит, при накатывании валиком на пластины, я не везде убрал воздух. А что делать?.. Конечно, большинство фото было хорошего технического качества. Было и так, что через некоторое время желтели, утрачивали контрастность. Значит закрепитель использовался уже выработавший свой ресурс. Надо было новый разводить.
Несколько слов о фотобумаге. Её в СССР было множество и по размеру, и по характеристикам. Унибром, фотобром, бромпортрет и др., гладкая или с тиснением, тонкая или уплотнённая и т.д. У меня до сих пор сохранились две упаковки фотобумаги 1985 года: унибром, 12 х 24, гладкая, тонкая, глянцевая, белая, полумягкая, Красноярская, цена 1 р. 60 коп., срок годности 24 месяца.
Несколько понатарев в фотопечати, я попробовал перебраться с фотоувеличителем на кухню. Ночью в ней было не совсем темно, уличные фонари слегка подсвечивали комнату. Можно ли здесь печатать. Сделал пробу и получилось хорошо, в полумраке фотобумага не засвечивалась, надо только быстро довести отпечаток до фиксажа. На кухне можно легко ориентироваться, пространства много, а в ванной комнате было тесновато. Можно было встать, размяться, походить. Возникшую проблему, из-за пробивающегося яркого света из нижней щели двери, когда домашние включали свет в коридоре, я решил путём заделывания щели ковриком. Всё это для чёрно-белой печати.
Позднее освоил и цветную печать. Это другой уровень, на порядок сложнее. Другие химикаты, больше растворов, кроме прочего следовало на одном из этапов плёнку засвечивать светильником, применять при печати корректирующие светофильтры, а стоили они прилично. Хорошо, что родители поощряли это моё увлечение и давали деньги на оборудование и расходные материалы. Самая первая изготовленная мной цветная фотография — это снимок одноклассницы Людмилы Мраморновой. Глядя на эту фотографию, можно подумать, а где цвет, только краснота одна. Но вспомните, это первый опыт с цветом и сам я ещё подросток не опытный. Потом фото стали получаться лучше, учился применять светофильтры, менял расстояние светильника от плёнки при её засвечивании, и т.д. Экспериментировал. Заморочек было полно. Сейчас (2025 год) легко и просто: нажал кнопочку на смартфоне — снято, сдал флэшку или карту памяти в салон фотопечати — получи отпечатки. Сдать на проявку плёнку, заказать отпечатать фото можно было и в те времена (1965 год), но мне хотелось делать всё самому.
Томск. Общежитие Томского университета на ул. Нахимова 7. На первом этаже общежития было заброшенное помещение, вероятно здесь планировался туалет, но по каким-то причинам строители не завершили задуманное. Помещение было захламлено: битый кирпич и стёкла, рваная бумага и журналы, пыль и паутина, но главное: здесь была вода. С разрешения коменданта мы с Мишей Ильинским (Позднее в Бердске он открыл свой фотосалон. Дело шло хорошо, купил Газик, потом «Волгу») очистили комнату, превратив её в фотолабораторию. У нас был собственный ключ от этой комнаты, и мы могли проводить в ней время хоть днём, хоть ночью. О общаговской жизни, о жизни в Томске у маня много фотографий, на которых запечатлены сокурсники, друзья, улицы Томска.
Был у меня и фотоаппарат «Чайка», названный так в часть Валентины Терешковой. Очень простенький аппарат, с размером кадра 18 х 24 мм. На стандартной фотоплёнке, заправленной в «Чайку», могло поместиться 72 кадра. Мелковато, но для любительской и архивной съёмки вполне сносный. К сожалению, его потерял Женя Парамонов, а ведь когда просил дать ему фотик, обещал вернуть в целости и сохранности. Конечно, когда не покупал, денег своих не тратил, то и отношение к предмету наплевательское. Где-то оставил, а где? — забыл.
И я сам однажды потерял фотоаппарат, вернее утопил. А произошло это на Алтайских озёрах, куда меня пригласил погостить Коля Нифонтов (до поступления в университет мы с ним работали в ремонтно-строительном цехе). Поплыли на плоскодонке «гонять» карасей. Поставили сеть, а на лодке делали полукруг загоняя карасей в сеть, для чего я интенсивно работал боталом, создавая шум. Коля правил лодкой, я стоял и не удержался, упал в воду — плоскодонка очень неустойчивая лодка. Я, когда первый раз в неё вошёл, так еле удержался на ногах, очень она юлила, но зато на ней проще было плыть по камышовым зарослям, где как раз и обитали караси. Плюхнулся вместе с фотоаппаратом. От неожиданности я выпустил его из рук. И место не глубокое, всего по грудь, и где я вывалился из лодки, тут и стоял, но сколько не искали, так фотоаппарат не нашли. Караси что ли утащили? А фотоаппарат был «Зенит Е», зеркальный с отличной оптикой. Да!.. бывает. Поэтому фото из этой поездки на Алтай (равнинный) у меня нет.
Утопил я и ещё один телефон, правда функции съёмки у него не было. Зато музыки, хоть отбавляй, и наушники, и выносные динамики. Даже, название его об этом говорит «NOKIA ExpressMusik». А утопил так. Будучи изрядно подшофе, вместо того чтобы налить алкоголь в рюмку, я налил его на телефон. Долго соображал, жалея пролитое, потом сообразил. Вынул батарейку из телефона и всё положил сушиться на комнатную батарею, но телефончик «сказал» мне — Ку-ку…
В настоящее время у меня есть фотоаппарат Зоркий «ZORKI - 4» с № 70015067. Это же больше 70 миллионов! Надпись на нём по-английски, значит он, в своё время, экспортировался в другие страны. Этим фотоаппаратом я пользовался мало.
Был и есть у меня фотоаппарат «Смена 8М», и даже два. Один с № 74567404, второй под № 76428096. Тоже многомиллионные тиражи. Это простой, дешёвый и, пожалуй, самый распространённый в СССР.
Был у меня фотоаппарат, название которого я забыл. Его у нас с Наташей украли из машины, когда мы гостили у Саши Иванченко в Барнауле. Нет, чтобы загнать машину на платную стоянку, так я поставил её перед окнами. Ночью встал, посмотрел в окно, машина стоит. Я, успокоенный, пошёл досыпать. Утро, день, мы собрались домой, подходим к машине. Чувствую, что-то не то, спиннинга нет за задним сидением! Залезли воры, украли спиннинг, из бардачка стащили фотоаппарат и блок сигарет. Больше жалел о фотоаппарате, в нём была функция печати даты съёмки на каждом кадре. Пришлось покупать всё заново. К сожалению, дешёвого фотоаппарата с печатью даты на кадрах плёнки мы в Барнауле не нашли. Купили простую «Смену».
Сейчас у меня отличный фотоаппарат Canon EOS 1100D, зеркальный, автоматический, с кучей наворотов. Например, бежит человек, ставишь необходимую функцию и получаешь фиксированный бег, через каждые 0.5 секунды. Сам определяет освещённость, и при необходимости, сам включает фотовспышку.
Однако, имея прекрасную оптику, я чаще пользуюсь уже устаревшим смартфоном Windows Phone, он в своё время считался навороченным. Время не стоит на месте, и каждый год появляются новые всё более навороченные смарты, но меня вполне устраивает мой старенький. Трудности он доставляет только в одном. Быстро садится зарядка. Аккумулятор давно вышел из гарантии. Купил бы новый, но таких аккумуляторов больше не производят, другие не подходят по размерам, вот и приходится подзаряжать мой смартик чуть ли не каждый день.
Да что я! Мой товарищ Володя Старостин в годы учёбы в Томске купил фоторужьё с фотоаппаратом «Практика» и объективом «Таурас». В то время, 70-е годы прошлого века, — это для любителя была вещь… Стоило фоторужьё дорого, примерно 300 рублей (стипендия 40 рублей). А купил он его, потому что подрабатывал сторожем в кафе или на стройках. Я иногда подменял Володю, когда ему надо было свободное время.
Как же я хранил и храню негативы и фотографии. Проявленные, свёрнутые в рулончики, плёнки хранил в тех же упаковках, в которых покупал. Минус этого хранения — при сворачивании плёнки они неминуемо царапались. Купил фототеку. Оказалось, это баловство. Плёнки так же необходимо скручивать в рулончик. Входило всего 20 плёнок, а у меня плёнок было много, и я решил, что проще и безопасней хранить их в бумажных обёртках. Брал стандартный лист бумаги для пишущей машинки, нарезал плёнку на отдельные части и заворачивал их в пакетик. Что было хорошего при хранении в бумажных обёртках? Можно было хоть сотни плёнок так хранить. Опять же можно было на пакетиках делать записи даты съёмки, месте и о том, кто и что на них снято. На сегодняшний день — это архивные материалы и храню их в чемоданчике-балетке. А как я храню фотографии? Да по-разному. Обычно в фотоальбомах, некоторые как попало, руки не доходят.
На протяжении жизни при фотографировании я пытаюсь сделать снимок художественно выразительным, но въевшаяся привычка снимать налево и направо давлеет надо мной. Зато, как сказала Валерия Борисовна Купрессова зав. лабораторией, преподаватель, кандидат наук, есть много фото для фиксации жизни, для истории. И это, наверное, так. Опять же, к примеру. Из окна виден 12-этажный дом, а у меня есть фото, когда вместо этого дома стояли рощи деревьев, были поля, на которых садили картошку.
А вот пример из сегодняшнего дня. Иду по делам, тропинку преграждают стволы и ветви согнутых деревьев. В другом месте машину накрыла ветвями черёмуха, и тоже согнутая. Почему не сломались? Да потому, что, то, что могло сломаться, сломалось ураганом 2021 года и служба СБОМ спиливает аварийные деревья. Запечатлел последствия вчерашнего штормового ветра с сильным проливным дождём.
Конечно, я просил, чтобы и меня сфотографировали. Приведу несколько фото с моим изображением.
Сколько у меня фотографий? Затрудняюсь сказать, несколько тысяч. В компьютере, на флэшках, картах памяти, на фотобумаге, в интернете, в облаке. Пытаюсь их систематизировать, но не всегда получается. Как-то попросил меня орнитолог Виктор Жуков переслать ему фото чёрной вороны. Не нашёл, а помню: снимал её не далеко от школы № 1 Краснообска.
В заключении отмечу… Характеризуя себя, как фотографа, я бы сказал так: Я — фотограф-любитель, дилетант, снимающий всё подряд налево и на право. Фотография — это одно из моих просто хобби.
18 июля 2025 года. Владимир Кривохижин
Свидетельство о публикации №225122100173