Кролики

В Варгашах у сродных братьев в клетках росли кролики. Нам с братом они сильно нравились, но отец с матерью не хотели их заводить. Хватило козлят.
Летом мы в колхозе ломали веники и однажды председатель предложил: «Ребята вам кроликов надо? У меня они разбежались, ловить некому, сколько поймаете все ваши. А то нас уже соседи достали. Надумаете, приезжайте вечером». Мы переговорили между собой и решили попытать счастья. Попросили у бригадира лошадь и к вечеру отправились на телеге в Медвежье, где жил председатель, прихватив мешки. Охотились почти до потёмок. Но мы даже не ожидали такой удачной охоты. Поймали чуть ли не два десятка кроликов. Они оказались разных цветов: белые, серые, рыжие, бурые, черные, пятнистые, коротко и длинно шёрстные. Еще и отличались оттенками. Все были на седьмом небе от радости и возбуждённо обсуждали, как обустроить жизнь этих зверьков.
Решили поначалу сколотить клетку, сетку уже присмотрели в колхозе. Затем выкопать землянку, где они будут зимовать, нарубить тальнику и загородить ограду, чтобы не могли разбежаться, как у председателя. Кроликов мы рассадили в три фанерных ящика, уже припасённых нами в школе. На следующий день активно принялись колотить клетку из старого штакетника, а к передней части прибили сетку, чтобы можно было любоваться зверьками. Внутри клетки еще примостили домик с перегородками, куда жильцам можно спрятаться от не желательных взглядов. Поставили воду в жестяной банке, нарвали травы и начали пересаживать кроликов. А затем долго любовались, как те её уплетают.
Следующей работой на очереди шла землянка. Мы выкопали яму два на два метра и около метра глубиной со ступеньками. Затем нарубили жердей, из них организовали крышу, пристроили на входе старую дверь с небольшим окошечком и обложили нашу постройку толстым слоем дёрна. Получился кроличий домик. Начали переселять и жильцов. Кролики быстро освоились и нарыли нор. Но когда мы входили они в них прятались, что нам естественно не нравилось.
К осени у нас готов был и тын из тальника. Прутки пришлось вкапывать в землю, чтобы под него не пролезли, как наши питомцы, так и нежеланные гости.
Председатель подарил нам пару книжек по уходу за ними и одну про болезни, и я взялся упорно их штудировать. Постепенно кролики привыкли к нашему присутствию, и не все прятались, а некоторые позволяли даже взять на руки, когда их подманивали морковкой и с удовольствием её хрумкали. Ребята приносили не только траву, но и деликатесы: морковку, свеклу, репу, капусту и другое. Еды им хватало. Но однажды утром обнаружили несколько особей за оградой, оказывается, наш тын для них преграды не представлял. Появились уже и крольчата. За зиму крольчат заметно пополнилось. И весной мы решили отловить их всех и посадить в клетку. Приплод был более пятидесяти штук. Были и дохлые крольчата, подозревали, что кролы постарались.
Мы принялись молодь отлавливать и размещать в клетку, их становилось всё больше. Места в клетке не хватало. Поэтому чем только они у нас не переболели от перенаселения. Некоторых спасти не удавалось. Мы уже знали почти все их болезни. Энтузиазм у многих пропал. Рассаживать было не куда: на такое увеличение мы не рассчитывали. А скученность вылезала кроликам и нам боком. Я уже научился даже ставить уколы и самостоятельно ездил в Варгаши и с сопровождением взрослых в Курган за лекарствами. Но вот начался массовый падёж, по книжке определили, что болезнь заразная и может выкосить всех, рекомендовалось заболевших уничтожить и сжечь, остальных рассадить, прежде всё продезинфицировав. Но поскольку полной уверенности не было – пригласили ветеринара. Он подтвердил наш диагноз. Рассадить всех – такой возможности не представлялось. Попытки ставить им уколы ощутимых результатов не принесли. Пришлось устраивать на пустыре погребальные костры.
К весне в землянке осталось штук пять. У ребят интерес к коликам пропал окончательно, и мне приходилось заниматься практически одному. Одна крольчиха принесла трех крольчат, но сама подохла. Я притащил их домой и устроил в картонную коробку, чтобы кошки не достали. Крольчата были голые. Из соски таких не накормишь. Из ложечки тоже не получалось, я уже отчаялся, но неожиданно пришла мысль – надеть на шприц резиновую трубочку, из которой отрезали ниппеля к велосипеду. Набрав в шприц молока, приступил к воплощению задуманного плана. Это действительно сработало. Кормить приходилось часто. А в школе у нас уже никого не осталось. Крольчата росли. Я сделал им клетки и постарался создать все условия. К осени это уже были совершенно взрослые особи. Тогда уже перешёл в пятый класс и учиться приходилось в соседней деревне. Отец предложил заколоть их на мясо. Но я упросил родителей оставить кроликов на зиму в землянке, в которой ранее держали поросёнка. К сожалению, они прорыли выход на улицу и их задрали собаки. Так закончилась моя эпопея с кроликами.
Получилось, что в данном случае наши благие побуждения принесли жизнь этим зверькам, хотя закончилось в итоге для всех смертельным исходом. А ведь это не исключает ответственности за их жизни и особенно для меня, как инициатора этой затеи. Учились мы на своих ошибках, цена которым нередко получалась жизнь живых существ. Конечно, природа в то время к нам была благосклонна, но кармические семена уже закладывались. А любое посягательство на жизнь умышленное или нет, по кармическим законам когда-то принесёт неприятности вплоть до лишения жизни – в зависимости от тяжести деяний.


Рецензии