Антитезис3, Мих. Палецкий. Поток сознания...

М.П. :Вы справедливо отмечаете роль Вирджинии Вулф, Пруста и Саган в становлении потока сознания, но, как и всякое литературное явление, он не возник в один момент и не принадлежит одному кругу авторов. Поток сознания — не столько «открытие века», сколько результат долгой эволюции европейской и русской прозы, где психологизм постепенно вытеснял внешнее действие.

Если уж говорить о первопроходцах, то к ним стоит отнести не только Пруста и Вулф, но и:

Лоренса Стерна, который ещё в XVIII веке разрывал линейность повествования;

Достоевского, чьи внутренние монологи и «подпольные» интонации предвосхитили весь XX век;

Толстого, который умел передавать движение мысли не хуже Бергсона;

Джойса, который довёл метод до предельной формы.

Пруст действительно опирался на Бергсона, но поток сознания — не философская схема, а художественный способ показать, как мысль живёт, блуждает, возвращается, ускользает. Это не техника, а оптика.

Вы правы в одном: отменить этот прорыв уже невозможно. Но важно помнить, что поток сознания — не самоцель и не индульгенция для хаотичности. Он работает только тогда, когда за ним стоит структура, ритм и внутренний нерв текста. У Вулф и Пруста это не поток слов, а поток смысла.

Именно поэтому поток сознания остаётся живым инструментом — не потому, что он «длинный», а потому что он точный.

Ю.Г. :Михаил,если бурить глубже в реликтовые слои, то мы дойдем до МОЛИТВЫ.

Тезис: "Поток сознания -литературное открытие века"
http://proza.ru/2022/12/03/1073


Рецензии