Сеятель. Глава 7

Выкрутасы
 - Отпраздновав и отплясав, они стали мучиться – продолжил рассказывать Аз – По-видимому, то были муки  подобные похмелью. Потому чего искали, того не нашли – на последней фразе Аз выпучил глаза - Как после долгой пьянки, когда ищут потерянную очень ценную вещь. Ведь в начале, в Нейме были уверены, что исчезновение соседнего народа – это дело приспешников античеловеческого режима. Того самого, который, уже как более чем сто лет, насаждался в Логе и заражал человеческие умы махровым невежеством. Того, что подавлял любую индивидуальность человеческой личности. Так у них говорили и так они думали, потому что я был там, и я об этом знаю.

Аз   глотнул чаю  и  снова поменял положение тела.

 – А потом, я так думаю,  не обошлось у них без самоуничижительных открытий и саморазоблачений. Стали они вопросами разными, захлебываться и «посыпать головы пеплом» - «как такое могло быть, чтобы их обошли в  цивилизационной гонке?»
Тут пальцы Аза щелчком запулили вынутую нитку куда-то в   дальний угол.

- А логика их страданий была примерно таковой: что если в Логе жители не умерли вовсе? Ну, скажем, от тоски и невежества, как им и следовало бы. Что если эти «отсталые» живы? Скажем,  просто куда-то делись. Ведь мертвецов то они не обнаружили. Хотя искали тщательно и самыми технологичными методами, все кладбища  в Логе вывернули, всех там посчитали. А в подсчетах оказались просчеты. Куда же  жившие здесь могли бы тогда подеваться?  И тут, по Нейму, разошлась  версия.  Что исчезновение целого народа - это дело инопланетян. Они пришли там, примерно, к такому же выводу, как и я.  Что все произошедшее в Логе – галактический заговор. Но вот только по их выводам, руководство «отсталого», во всех отношениях Лога, сумело вступить в контакт с инопланетной цивилизацией. А жители Лога стали избранными гостями одной из соседних галактик.   Вы смеетесь? А я говорю серьезно.  Смекаете, к чему я веду разговор?

- К зависти? – предположил Бергли.

- Точно, так и есть! Выбрали то не Нейм, а Лог. Ну, а следом случилось то, что случилось. Видели, как полыхнуло? – Аз на секунду задержал свой взгляд на хозяине «бункера» и тут же, расстроенный, махнул рукой - Ах, да, ничего вы не видели.

Бергли,  тут же вступился за себя:
- Я тоже кое о чем догадывался и даже имею представление. Их ошибка – в полагание на прогресс. Роботы! Те, кто их внедрял, наверняка считал, что машины похожие на людей - это прорыв и верх человеческой мысли. А это темнейшее заблуждение. Заблуждение - что при сокращении числа людей, роботы обеспечат прогресс. Заблуждение! –  голос Бергли сорвался в крик.

Аз растеряно смотрел на Бергли.

- Роботы устроят комфортную жизнь своим создателям. Какая глупость! –  прокричал он - Все их новшества – пшик! Все они! – Бергли,  покрутил пальцем, обозначив воображаемых виновников - лишь делали человека слабым и зависимым – по-видимому, на этой фразе возбуждение Бергли достигло своего пика, так как последнюю фразу он прохрипел. Взгляд Аза уловил, как безудержно, рука Бергли придала ускорение той коробке с лампами.

 Стекляшки, со звоном, влепились в стену.

«Выкрутасы» старика продолжались еще какое-то время. Аз ни как не мешал ему.  Да, именно на старика. Потому, что в этот момент, что-то случилось и, сидевший напротив Аза, Бергли, вдруг, догнал свой возраст. Это произошло быстро и резко, и Азу ничего другого не оставалось, как ждать. Ждать, когда Бергли  успокоится и его реальный возраст снова отступит лет на десять, пятнадцать.

 - У нас ведь тоже лет тридцать  назад была подобная задумка – Бергли задышал животом,  очевидно справляясь со спонтанной яростью - и славу богу мы не полезли в эту приоткрытую «дверь». За ней был бы ад! –  Бергли вскочил с места, но после справился с собой и снова уселся в свое замызганное кресло. Задышал животом. Немного успокоившись - А новшество называлось так безобидно - «Помощник». Помнишь, наверное? – Бергли смотрел в глаза Азу в полной убежденности, что тот сейчас же припомнит.

- Я тогда еще не родился – на всякий случай, оправдался Аз.

- Ах да… - немного раздосадованный Бергли хлопнул себя по костлявым коленкам  – дело было в следующем – продолжил он – эта система - «Помощник» должна была устроить, упростить человеку повседневность – для убедительности, он снова вскочил с места - Представь себе, просыпаешься  утром по сигналу этой системы, специально выверенному с твоими биоритмами. Дальше система выдает тебе очень хитрый план на день. В этом плане все для твоего успешного дня. Интересно?- Было видно, что Бергли почувствовал азарт и  оживился как игрок.
 
- Интересно – Аз  поднял бровь, он все еще держал во внимании недавний выпад старика.

- День бы начинался с того, что некий субъект, вот, к примеру, вы, молодой человек… - Бергли для убедительности ткнул пальцем Аза в плечо – отправляясь утром в путь, конечно, желал бы, чтобы он начинался с безопасного маршрута.  И вот! На тебе, пожалуйста - «Помощник» уже все рассчитал. А дальше - больше: «помощник» рекомендует тебе одежду на данный час, ее цвет, материал и все такое. Какое? – озвучил старик вопрос  на лице  Аза и затараторил -   Манеру общения, список вероятных, случайных и не случайных встреч и все на твой выбор.  Что тебе говорить и с какой интонацией он – «помощник»  посоветует. Все конкретно с рекомендованными темами и словами. Дальше он распишет тебе твои шансы на успех в том или ином деле, просто, чтобы ты не тратил свою энергию на предприятия, не имеющие успеха. Представляешь? – теперь старик казался сияющим – А с девушками…- Бергли противно причмокнул.

- И что там с девушками? – Аз, скрипя зубами, перевалился на другой бок, было видно, что рана не унималась и, время от времени, давала о себе знать.
 
- Положим,  ты хочешь провести вечер с девушкой, а «Помощник» рассчитал самые безопасные для тебя варианты, места вероятных встреч для знакомства и все такое. Брюнетка, блондинка, рыжая. Как тебе? – от удовольствия старик открыл рот.

- Не знаю. Как-то все слишком просто.

- Да что же вам всем надо?! – Бергли закрутился на одном месте – А? Вы предпочитаете сложности?

- Как-то нечестно все.
 Ответ Аза, и вовсе, выпустил воздух из Бергли, как из шарика. Он обмяк и  по-стариковски  уселся на место.

– Вы были женаты?

- Нет - ответил Аз.

- А я трижды и все по любви.

- И при чем здесь три ваших брака? - прищурив один глаз, спросил его молодой оппонент.

- Так это же женщины… с ними по-другому нельзя.
Старик состроил физиономию.

- Ну хорошо - не отступал он - А если устраиваешься на новую работу? Представь, ты претендент и приходишь к начальнику, а у тебя, как у хорошего игрока, все карты - одни козыри –  было видно, что старик снова оживился, найдя новый мотив.

– По-моему, такой игрок мухлюет и называется он - шулер. Мне помнится, вы таким словом называли тех, кто нечестно играет в карты. Касаемо меня лично, то я только раз устраивался на работу и то по приглашению работодателя – усмехнулся Аз.

- Ну почему шулер? Такое впечатление, что, вы, молодой человек, ничего не знаете о жизни – настаивал на своем Бергли и тут же опровергал собственные выводы - Хотя вы уже воевали и жизнь вас уже потрепала…
 
- Так почему все-таки этот «Помощник» не появился на свет? – вероятно, этой фразой Аз  намеревался подвести рассказ Бергли к эпилогу или вовсе поставить шах и мат в этом противостоянии мнений.

- Нет, он появился, на короткое время, но потом его тщательно выскоблили.

В полной задумчивости, Бергли,  откинулся назад и, сжав пальцы за головой,  постарался развести локти. Вероятно, он намеревался принять то положение тела, которое было для него комфортным еще лет тридцать назад.  Но в этот раз, что-то пошло не так. Было заметно, как все еще бунтарское, но уже  дряхлое тело вздрогнуло и иссушенные руки, вдруг, бессильно опустились вниз.  Потеряв нить беседы, Бергли погрузился в печаль. Можно было предположить, что проводником этой   печали были раздумья о собственном возрасте и превратностях судьбы, под неумолимым гнетом времени.
 
А напротив него, несмотря на молодость лет,  страдал его  собеседник, постоянно выискивая для своего раненного бока, комфортное положение. Вымотанные разговором они разошлись по разным помещениям. Бергли отправился в библиотеку, Аз побродил по длинным коридорам, он выглядывал кота, о котором рассказывал Бергли. Кот так и не попался ему на глаза. Тогда Аз нашел душевую комнату, прилег в ней на лавку и в одиночестве задремал.


- И всё-таки, что не так было с этой системой, про которую вы рассказывали – с «Помощником»? – спросил  Аз, когда они с Бергли снова оказались в комнате с диваном и креслом.
 
 Бергли немного помялся, затем приподнялся и потянул руки, как бы ища края кафедральной тумбы. Азу предстал ученый муж за воображаемой кафедрой.
 
- Много всего. Когда просчитали вероятности развития событий, то пришли к выводу, что системы рано или поздно войдут в отрицательное взаимодействие между собой.  Сначала они подключатся и  вступят в конфликты, каждая в интересах и на стороне своих владельцев. Так как, непременно, будет проявляться разница интересов между обладателями систем.

 Раздумывая, Бергли  задрал глаза  и выдал, как ему казалось подходящий пример, главным образом, отталкиваясь от возраста собеседника:

 - Представьте, вы влюбились - вы любите ее, а она вас не любит – на последней фразе, глаза его сверкнули искрами – в это время, «Помощник» помогает вам добиться ее, а ее «Помощник» помогает ей никогда с вами больше не встретиться. Конфликт на лицо. Следующим шагом этих систем неизбежно станет обман. Система начнет  договариваться  между своими частями, как бы во благо и в обход человека – Бергли развел руками и ненадолго замолчал, однако увидев на лице молодого собеседника вопрос, продолжил: - сколько было тогда споров…

 Старик опустил голову и  как цыган в танце, замотал ею.
 
- Дело дошло до драк на  ученом совете.

При упоминании о драке, пальцы Бергли сжались в кулак, а затем потянулись ко рту. Азу даже показалось, что старик, на всякий случай, проверил на месте ли его собственные зубы.
 
- В итоге победило мнение, что эта система тупик - добровольное рабство.  Чтобы избежать такого рабства, проект решили закрыть и забыть – на последней фразе, Бергли скрестил пальцы и подперев подбородок снова принял задумчивый вид.

- А вы? На чьей стороне были вы, в том споре? – слова Аза прозвучали с ноткой недоверия.

- Эта система –  можно сказать, мое детище –  гордо заявил Бергли.

- Жалеете?

- Нет – твердо ответил Бергли.


Рецензии