Теория нулевой точки. Гл. 3. О трех уровнях воспри
На наш взгляд, такое понимание не удовлетворяет принципам логики. Ведь если есть бесконечно малые объекты, требующие специальных приборов для их обнаружения, то точно так же существуют бесконечно большие объекты, которые тоже без специальных приборов и средств изучить невозможно. К примеру, к таковым можно отнести планеты, звезды, галактики, пространство Вселенной. Но при этом никуда не исчезает серединка: наше собственное человеческое восприятие. Более того, именно человек является исследователем, познающим окружающий мир. Но начинал человек с познания себя и ближайшего окружающего его мира. Вот этот уровень восприятия почему-то остался за рамками принятой классификации, хотя именно он является основным, центральным. В этом случае речь должна идти о трех известных нам уровнях восприятия: естественного (человеческого), микроуровня и макроуровня.
Того же требует один из основных принципов сформулированной нами в настоящей книге Космологической методологии (КМ), а именно «Принцип подобия», подразумевающий существование как минимум трех соседствующих сфер, принципов, явлений, в которых всегда и неизбежно присутствует подобие. Они соединены между собой принципом иерархии – вертикальными, или горизонтальными связями, но всегда, если исходить из бесконечности непознанного, за третьим, высшим уровнем, следует очередной, еще более высший, и так до бесконечности. Сохраняется лишь принцип соседства с двумя уровнями, один из которых «выше», а другой – «ниже», или же один находится «перед», а другой «позади». Поэтому вполне логичным было установить три уровня восприятия.
Основной уровень восприятия мы назвали естественным, так как прежде всего сам человек изучает и воспринимает мир непосредственно, с помощью чувств восприятия. Большинство людей ограничиваются естественным уровнем восприятия, не испытывая потребности прибегнуть к изучению микромира, или макромира. Мы изучаем окружающую нас природу: растения, животных, людей, природные явления. И все это прежде всего с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Можем ли мы изучить вкус салата с помощью микроскопа, или телескопа? Да уж наверное нет! Нам обязательно нужно его попробовать. И как бы мы не объясняли другому человеку вкус салата, сделать это невозможно. Требуется, чтобы человек сам попробовал этот салат. Как объяснить, чем отличается на ощупь металлическая поверхность от деревянной? Да никак! Каждый человек должен пощупать своей рукой, провести по поверхности разных материалов, даже попробовать лизнуть. Только тогда он приобретает знания об отличиях материалов на ощупь. А как рассказать о воздействии на чувства человека музыки? Опять же сделать это невозможно. Каждый человек должен сам послушать музыкальные произведения и составить личное мнение по поводу произведений Моцарта, Чайковского, рока, диско, других направлений.
И вот этот принципиально важный уровень восприятия, сам по себе огромный, вдруг оказался объединенным с макрообъектами. Это неправильно, и вы сами это видите. Поэтому именно естественный уровень восприятия является основным. От него уже мы можем строить микроуровень и макроуровень. Итак, для подавляющего большинства людей вполне достаточно естественного уровня восприятия.
Рисунок 1. Естественный уровень восприятия (человек, сидящий на яру и любующейся излучиной реки, полем и лесом; ребенок, рассматривающий пчелу на цветке; дети на уроке труда, человек, кушающий салат)
Но существуют беспокойные умы, для которых познание микромира и макромира является потребностью. Это ученые – любопытные люди, постоянно мучающиеся вопросами типа «А что там дальше?», «А как это устроено?», «А как это действует?». Собственно, такими вопросами задаются очень многие люди. Любопытство – важнейший стимул познания, которым наделены все живые существа, и которое одно из немногих превыше инстинкта выживания. Известно народное наблюдение: хочешь, чтобы человек пошел в нужное тебе место – запрети ему это!
Для познания микромира и макромира одних чувств непосредственного восприятия человека недостаточно. Очень маленькие объекты, такие, как микробы, клетки, молекулы, атомы, электроны и т.п., не могут быть видимы, или регистрируемы без специальных приборов. Необходимы приборы, увеличивающие мелкие объекты до воспринимаемых глазами размеров. Например, изобретение туннельного микроскопа позволило рассмотреть молекулы и даже перемещать атомы. Естественным было назвать микроуровнем восприятия такой, который из-за очень маленьких физических размеров требует для его изучения увеличивающих, или регистрирующих приборов.
Рисунок 2. Микромир (ученый, смотрящий в микроскоп и видящий что-то)
В то же время существуют объекты, которые по своей сути огромны, но из-за больших расстояний невидимы, или видны как мелкие точки. Таковыми являются планеты, звезды и даже галактики. Здесь тоже требуются специальные приборы для обнаружения и изучения таких объектов, но они иные, чем для изучения микромира. Поэтому мы и отделили макроуровень восприятия, что на этом уровне изучаются очень крупные объекты.
Рисунок 3. Макромир (астроном, смотрящий в телескоп, изображение телескопа Хаббл и планеты Юпитер)
Итак, в нашем исследовании мы различаем три уровня восприятия:
- естественный;
- микроуровень;
- макроуровень.
Соответственно уровням восприятия мы различаем микромир, макромир и мир естественный для человека, доступный для познания его собственными чувствами, без применения специальных приборов.
Множество ученых, философов и писателей задавались вопросом об уровнях восприятия. К примеру, американский астроном Х. Шепли писал: «Человек примерно во столько же раз больше атома водорода, во сколько раз Солнце больше человека. Можно записать:
Звезда / Человек = Человек / Атом.
То есть человек как бы является средним геометрическим между звездами и атомами, причем это соотношение приблизительно соблюдается как для масс (в граммах), так и для размеров (в сантиметрах)».
Х. Шепли выделил именно три уровня восприятия: большой, человеческий и малый. Здесь наши с ним мнения полностью совпадают.
Русский философ Николай Бердяев писал следующее: «Человек – микрокосм, в нем дана разгадка тайн бытия – макрокосма… Человек потому постигает тайну Вселенной, что он одного с ней состава, что в нем живут те же стихии, действует тот же разум. Человек – не дробная, бесконечно малая часть вселенной, а малая, но цельная вселенная. Человек – вселенная, и потому вселенная ему не чужда». Тем самым писатель принимает обозначение человека как микрокосма, но с поправкой на то, что он аналогичен макрокосму – большой Вселенной.
Русский религиозный философ отец Павел Флоренский говорил, что «Человек – малый мир, Микрокосм… Среда – большой мир, макрокосм… Так говорится обычно. Но ничто не мешает нам сказать и наоборот, называя человека макрокосмом, а Природу – микрокосмом: если и он, и она бесконечны, то человек как часть природы может быть равномощен со своим целым, и то же должно сказать о природе как части человека».
Ньютон в своих «Началах» писал следующее: «Время, пространство, место и движение составляют понятия общеизвестные. Однако необходимо заметить, что эти понятия обыкновенно относятся к тому, что постигается нашими чувствами».
Американский ученый-космолог Джон Барроу считает, что «Организованные структуры населяют «средний» мир, расположенный на полпути между астрономически большими и микроскопически малыми объектами. Именно здесь мы оказываемся в окружении наисложнейших природных явлений, самым уникальным из которых является сама жизнь». (Барроу, Д. Новые теории всего/Д.Барроу; пер. с англ. П.А.Самсонов. – 2-е изд. – Минск: Попурри, 2013. – 368 с.: ил., с. 246)
И, наконец, Пифагор учил тому, что все в природе разделено на три части, и что никто не может стать воистину мудрым, пока он не будет представлять каждую проблему в виде треугольной диаграммы. Он говорил: «Узрите треугольник, и проблема на две трети решена… Все вещи состоят из трех». (Холл Мэнли П. Тайные учения всех времен: Энциклопедическое изложение герметической, кабалистической и розенкрейцерской символической философии/Мэнли П. Холл; пер. с англ. В.В.Целищева. – М.: Азбука-Аттикус, 2018. – 960 с., ил., ISBN 978-5-389-13333-4, с. 259)
Из приведенных мнений вы и сами видите, что отсутствие единой терминологии заставляет философов топтаться на месте, споря о понятиях и определениях в вопросе довольно простом. Поэтому-то нам и необходимо в самом начале нашего путешествия в построении космологической теории определиться с тремя уровнями восприятия и в дальнейшем придерживаться его неукоснительно:
– мир естественного восприятия (человеческий мир, постигаемый чувствами естественного восприятия);
- микромир (маленький мир, познаваемый с помощью приборов, микрокосм);
– макромир (большой мир, познаваемый с помощью приборов, макрокосм).
Все три уровня могут изменяться в зависимости от эволюционного развития человечества, приобретения человеком новых навыков, и это нормально, так как предлагаемая классификация предполагает возможность будущих изменений.
Рисунок 4. Уровни восприятия (схема: сверху в ячейке написано «Уровни восприятия». Далее три расходящиеся линии к трем ячейкам. В средней сверху «Естественный». Ниже там же «Человек». В левой ячейке сверху «Микроуровень». Ниже «Микромир». В правой ячейке «Макроуровень». Ниже «Макромир»)
Свидетельство о публикации №225122100067