О путях и дорогах

Опыт размышлений над одной песней

Что побуждает нас пуститься в путь? Универсального ответа не знаю. Мне кажется, что чаще всего – это неудовлетворённость. Бытом, окружением, отсутствием нужного пейзажа за окном.

Нас толкает в путешествие стремление увидеть что-то новое, неведомое, прикоснуться к красоте иных мест. Иногда – вернуться к покинутому.

А ещё, и эту причину тонко подметил Юрий Визбор, причиной бывает состояние тревоги. Не знаю, друзья, как вы, а я часто беспокоюсь, что могу что-то не успеть, не увидеть, не попробовать.

Вот и путешествую. Много лет уже колесим с женой по России: Питер и Выборг, Смоленск и Псков, Ярославль и Великий Новгород, Суздаль и Владимир, Кострома и Плёс, Сочи и Крым, Казань и её окрестности, Сибирь от Урала до Хакасии. Каждый раз на ночной трассе мы напеваем-намурлыкиваем песню упомянутого барда. И я был искренне уверен, что он автор и слов, и музыки.

Ан нет! Оказывается, музыку написали Виктор Берковский и Сергей Никитин. Что ж творческий союз трёх одарённых людей подарил нам чудную песню.
Поехали?

Нет мудрее и прекрасней средства от тревог,
Чем ночная песня шин.
Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог
Штопаем ранения души.

В ночной песне шин и урчании двигателя тоже есть свои поводы для тревог. Каждый водитель знает. Как там давление в заднем левом? Надо проверить на заправке. Движок масло не ест, но за спиной уже две тысячи километров. Не помешает вытянуть щуп.

Но раны в душе меньше ноют. Факт. Мелочные обиды остаются за спиной. А на обочине вдруг возникает оленёнок с мамашей. Или зеленеют глаза лисички на обочине: «Ты не спеши, не беги. Проеду, потом переходи дорогу».

И ты понимаешь, что впереди есть ещё немало недотоптанных дорог, неувиденных рассветов, непокорённых вершин. Вспоминаешь шуточную присказку знакомой туристки: «Нас никому не сбить с пути. Нам по фигу, куда идти!» Но на этот раз ты хорошо понимаешь куда и зачем летишь.

Да и вообще. Вчерашний день не пережить – не переделать, а завтрашний, думается, во многом зависит только от тебя. Вот и живи его так, как намечтал.

Не верь разлукам, старина, их круг –
Лишь сон, ей-Богу.
Придут другие времена, мой друг,
Ты верь в дорогу.
Нет дороге окончанья, есть зато её итог:
Дороги трудны, но хуже без дорог.

Круг разлук и встреч тоже в твоей власти. Хочешь замыкаешь, а нет – так и рвёшь. И приход других – лучших (а как же иначе?) – времён неизбежен как… И подставь любое приемлемое, удобное, понятное, любимое сравнение. Мы, помнится, говорили «как крах империализма». Империализм, гад такой непослушный, не крахнулся. И ладно, зато времена-то наступили. Понятно, что для каждого они разные. Не у всех они стали лучше. Так и что же? Рано хоронить надежду. Ты просто свою мечту недоисполнил. Встряхнись, напрягись.

Словно чья-то сигарета — стоп-сигнал в ночах:
Кто-то тоже держит путь.
Незнакомец, незнакомка, — здравствуй и прощай, –
Можно только фарами мигнуть.

И доброго тебе пути! Чтобы не слепить, я переключу свой дальний на ближний. Твои стопы (прав Константин Кучер. Не стопы, а габариты) какое-то время служат путеводными звёздочками. Случается, что и за мной пристраивается кто-нибудь. Вот однажды... Мы выехали из-под Новосибирска в сторону Омска пораньше, чтобы проскочить узкие места, пока нет фур. Они, разумеется, уже ползли (тут надо сказать, что на трассе в тех местах для грузовых машин почти везде ограничение 80). Но их было мало, они были одинокими, и обгонять не составляло труда и риска. Тем более, что встречных тоже было немного. В зеркале заднего вида стремительно приближались «белые глаза», как их называет жена. Попутная машина дерзко обошла меня и фуру, которую я догнал. Обогнать тоже? Нет, через сплошные белые полосы я, уподобившись волкам, которые не пересекают верёвку с флажками, не рискую. А вот и кончилась сплошная. Добавляю скорость, обхожу тихохода, через пару километров догоняю прыткую машинку. Это Хонда ФИТ. Понятна безбашенность-беззаботность водителя. Не оштрафуют, он едет без номеров. Скорее всего гонит с Дальнего Востока. Себе или на заказ? Впрочем, какое мне дело. Через какое-то время он сбавляет скорость. Ехать 85 по пустой дороге? Это не по мне. Обгоняю. Впереди длинномер. Обойти? Нет, идёт встречный. Пропускаю и подбрасываю обороты. ФИТюлька пристроилась за мной и повторила маневр. Понятно. Ему за мной удобно. Она же праворульная, действует по примеру. Если я на своей вылез влево, значит, впереди свободно. Так мы и ехали километров двести. Мне не скучно и попутчикам хорошо.

То повиснет над мотором ранняя звезда,
То на стёкла брызнет дождь.
За спиною остаются два твоих следа,
Значит, не бесследно ты живёшь.

Вот дождя не надо. С ним путешествовать как с гвоздём в ботинке. И звёзд при дожде не видно. Согласен, что в сухую погоду следов на асфальте не оставляешь, но ты их оставляешь в чьих-то судьбах, в памяти, в построенных домах. Этого достаточно.

В два конца идет дорога, но себе не лги –
Нам в обратный путь нельзя.
Слава Богу, мой дружище, есть у нас враги,
Значит, есть, наверно, и друзья.

«Почему же «нельзя» в обратный путь?». Можно и нужно. Просто пока рано. Тут мы с авторами песни расходимся во мнении. А вот с ролью врагов – нет. И вообще. Если они есть, значит ты пока жив!

В «Ночной песне» припев повторяется четыре раза по числу куплетов. И правильно делает. Повторенье что? Правильно – «мать ученья». И намёк, что мы так должны пройти свою дорогу, чтобы не краснеть за итог…
А пока ездим. Поём.


Рецензии
Словно чья-то сигарета — стоп-сигнал в ночах:
Кто-то тоже держит путь...

Витя... Просто в "яблочко". Это тоже - одна из моих любимых. Сейчас, похоже и Сидюшники отходят, а раньше было несколько дисков "Песни нашего века!. Лично у меня - четыре. И вот загрузишь их в дископриемник, нажмешь на "пуск" и они играют. Один за другим. А как закончится четвертый, снова начинается первый. А если на трасе спокойно, можно нажать на "повтор". И не один раз. Эта песня Визбора их вот таких "повторюшек". А ещё "Гренада" Михаила Светлова, "Бригантина" Павла Когана, "Контрабандисты" Багрицкого и, совершенно ничего странного "Охота на волков". Мне она тоже очень нравится. А ещё песня Розы Ченборисовой "Люди идут по свету". Тоже, наверное, ничего странного. Она ведь тоже о дороге. О светлых песнях Грига
Кстати 1. Я тоже был уверен, что эта песня - чисто Визбора. Спасибо, просветил.
Кстати 2.
...пока нет фур. Они, разумеется, уже ползли.

Наверное, все зависит от дороги. На М10 "Россия", ближе к Твери и между ней и Москвой они несутся так, что только притопив за сотню их можно обогнать. А это участок... Сплошь в фотокамерах. Поэтому больше 109-и - не рекомендуется. Соответственно, если ночью и погода позволяет, нет за фурой этого сыро-грязного шлейфа, при котором даже дворники не помогают, пристроишься за ней метрах в 50-и, в сотне метров, и... Едешь спокойно, ориентируясь на его красные... Нет, не "стоп-сигналы". "Стопари" - это уже знак тревоги, что-то впереди не так, если фура начинает притормаживать. Как-то был свидетелем, когда фура тормозила так, что от обоих задних пар у неё пошел дым. Так что сотня, что была у меня до фуры, не была лишней. В общем, на М10, особенно ночью, спокойно можно идти за фурой, ориентируясь в темноте на её красные габариты.
Кстати 3.
...через сплошные белые полосы я, уподобившись волкам, которые не пересекают верёвку с флажками, не рискую.

Сейчас и я - тоже. Не рискую. Всё-таки возможное лишение... Нет, потерпим. А раньше, - бывало.
Уже за Воронежем. Среднерусская возвышенность. То вверх, то вниз. И когда вверх, естественно, сплошная. А вдруг, кто из-за перевала да тебе навстречу?! Всё понятно. Только передо мною идет КамАЗ. Металлоломовоз. Их раньше много было по трассам. И даже по ровному участку они хорошо если шестьдесят шли. А тут - на подъем. Но слева-сплошная. Ну, я и пристроился к КамАЗу взад. Третья, вторая, первая. Но и на первой сцеплением приходиться подрабатывать. Вот так и ползем. Только смотрю в задние зеркала. Сзади "Волга" пикапчик, в таких одно время "Скорые" были. И... Не снижая скорости. У-у-ух... Просвистели и мимо меня, и мимо КамАЗа. Я только и успел разглядеть, что 36-ой регион. Местные! Ну, они-то тут должны все знать. И я - тоже, мигнул левым поворотником и стартовал с первой, уже во время обгона, переключившись на вторую. А что? Световых бликов над перевалом нет. Значит, чисто там все должно быть! И... Только я вылетаю на вершину холма... Уже в своей полосе! А там... Ну, понимаешь. Ребята с полосатыми палочками эту трассу лучше тебя знают. И психологию водителя изучили досконально. В общем, машут они мне и я паркуюсь бок в бок с этой "Волжаной". Хорошо, тогда не так жестко было. Отдал "бакшиш" и поехал дальше.
Кстати 4. Тогда, за Воронежем, мы в четыре руки ехали. На "Форд Транзите" (ещё карбюраторном) свояка. А он у меня лет на семь помоложе, Игоря Талькова и Виктора Цоя предпочитает.

Константин Кучер   21.12.2025 14:35     Заявить о нарушении
Ух! Вот это рецензия. Тут простым спасибо никак не обойтись. Надо поговорить. Спокойно, без спешки и без суеты. Вообще-то есть в мыслях в 2026 году снова прокатиться к месту, где увековечен дед. А от Подпорожья до Петрозаводска (особенно, если сравнивать с дорогой от Геленджика до Подпорожья) рукой подать. И уже там встретиться, посидеть, в глаза поглядеть…

Так вот. Возвращаясь к нашим фурам, фарам и стопам. В части скорости фур я не оговорился. В Сибири на участке от Курганской области и до Новосибирска множество участков, где для грузовиков действует ограничение 80. И фуры могут больше, но трасса извилиста, камеры на каждом шагу, поэтому редко идут больше 90. А моя машинка резвее, да и ехать могу 90 плюс нештрафуемые. Короче за ними дискофортно, хотя в других местах, где они вваливают, я нередко падаю в пузырь и комфортно еду, если они не сильно коптят. Тут и расход топлива сваливается меньше 6 литров на сотню. Короче говоря, на том отрезке пути ехать ночью много проще и легче, чем днём, когда они выстраиваются друг за другом штук по десять. А попадётся в голову колонны слабачок, так и все мучаются на тех самых 80 км в час, а бывает и меньше. Тут и начинается экстрим, когда они обгоняют тихохода, а мы их. Да ещё и сплошные, да камеры, да закрытые повороты… А если учесть, что там нормальную (две полосы туда и две сюда) трассу только строят, и есть участки с реверсивным движением, участки, где ползает технологический транспорт, участки, где трасса убита напрочь, то объяснять ничего не надо!
Но рецензент абсолютно прав, что ориентир габариты, а стопы – это сигнал «Ахтунг!»

О полосатых палках. За три года «южной» жизни меня останавливали не раз. Как правило, это такие места, где вывернул и тебя уже встречают. Действительно парни свою территорию знают. Смотрят документ и принюхиваются. С учётом моих возраста-опыта-привычек ребята всегда остаются разочарованными встречей. К слову, пока ездил в Сибирь, всё-таки трижды нарвался на камеры. Ровно там, где вваливаешь, чтобы обойти длинномер и вылетаешь на «око». Да и ладно, за превышение от 20 до 40 пока не расстреливают!

Виктор Санин   21.12.2025 19:56   Заявить о нарушении
Хорошее слово - пока. Но... Настораживающее!

Константин Кучер   21.12.2025 21:40   Заявить о нарушении