The Minoans

(Ellen Adams)
Минойцы Затерянные цивилизации
Эллен Адамс
УТЕРЯННЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Книги этой серии исследуют взлет и падение великих цивилизаций и народов древнего мира. Каждая книга рассматривает не только их историю, но и искусство, культуру и непреходящее наследие, а также задается вопросом, почему они остаются важными и актуальными в нашем современном мире.

Уже опубликовано:

Ассирийцы (Пол Коллинз)
Ацтеки (Фрэнсис Ф. Бердан)
Варвары Питер Богуцки
Египет Кристина Риггс
Этруски Люси Шипли
Готы Дэвид М. Гвинн
Греки Филипп Матышак
Хетты Дэмиен Стоун
Инка Кевин Лейн
Индская цивилизация Эндрю Робинсон
Майя- Меган Э. О’Нил
Минойцы Эллен Адамс
Нубия Сара М. Шеллингер
Персы Джеффри Паркер и Бренда Паркер
Финикийцы Вадим С. Джигулов
Шумеры Пол Коллинз
Три корейских королевства. Ричард Д. Макбрайд II

Минойцы: Затерянные цивилизации
Эллен Адамс

Предисловие

Мои первые зарубежные каникулы с матерью, отчимом и сестрой я провела на Крите, когда мне было тринадцать. Мы совершили обязательный туристический день, посетив утром Кноссос, а затем отправившись в Археологический музей Ираклиона, и я была очарована – меня больше поразили ослепительные экспонаты в (тогда еще) пыльных витринах музея, чем блеск раскаленного бетона на археологическом участке. Вернувшись домой, я позже работала волонтером на местных раскопках на холме Крикли в Глостершире и вернулась на Крит уже будучи студенткой. На этот раз я искала места в стороне от проторенных дорог – вы по-прежнему, скорее всего, будете единственными посетителями в таких замечательных местах, как Гурния, и даже дворец Закрос не переполнен толпами. Я была очарована и, наслаждаясь закатом на замечательном прибрежном участке в Коммосе, поняла, что полностью попала под очарование этого волшебного острова.
Я в этом не одинока; остров является одним из наиболее интенсивно исследуемых мест в мире, как с точки зрения раскопок, так и исследований. До 1900 года остров и его археология вызывали большой интерес у иностранцев, но именно на рубеже веков активность британцев, итальянцев, французов и американцев резко возросла, параллельно с целенаправленной работой местных археологов Греческой археологической службы, музеев и университетов.
Эта книга пытается понять и объяснить притягательность «минойцев», как стали называть критян бронзового века. Они были исключительными для своей эпохи. В период расцвета минойской цивилизации было создано мало укреплений и военных изображений, женщины иногда изображались как доминирующая сила, с которой нужно считаться, а эти образы часто органично вписывались в движение модерн, популярное в начале ХХ века, когда минойская археология переживала бум в рамках масштабных раскопок. Поэтому они одновременно знакомы и «другие», и нетрудно представить себе шум, суету и жизнь, прогуливаясь по узким городским улочкам наиболее хорошо сохранившихся минойских поселений, усеянных фрагментами водостоков и черепками керамики. По этой причине, помимо изучения археологии и истории минойского мира, эта книга построена таким образом, чтобы рассмотреть, что эта культура значила для нас в современности и для более поздних древних греков в античности.

Я очень благодарна рецензентам за их комментарии.

Введение
Когда в 1900 году команда Артура Эванса начала раскопки в Кноссе на Крите, она положила начало формированию культуры, которую мы теперь знаем как «минойскую», по имени царя Миноса из поздней греческой мифологии. Первая великая цивилизация на европейской земле, с дворцами, высоким искусством, письменностью и смывными туалетами, эти люди занимают ключевое место в европейской истории. Хотя их материальные остатки были утрачены на многие столетия, даже тысячелетия, смутные отголоски их мира, похоже, просочились через греческие мифы. Например, в более поздних историях Крит тесно связан с быками, такими как бык, в которого влюбилась Пасифая, жена Миноса, в результате чего появился гибрид человека и быка, названный Минотавром. Когда мы изучаем минойское искусство, быки встречаются повсюду. Мы находим ритуальные сосуды для возлияний, выточенные в форме голов быков, или большие золотые кольца с изображением людей, перепрыгивающих через быков. Что это значит? Конечно, нельзя сказать, что древние греки первого тысячелетия до нашей эры «помнили» своих предшественников и свою сильную привязанность к быкам, которая повлияла на развитие критских мифов в течение раннего железного века, так называемых «темных веков», отделяющих бронзовый век от поздней классической Греции. Но, похоже, некоторые элементы греческой «мифологии» имели довольно слабую связь с критской «историей».
В этой книге рассматриваются истории минойцев, от момента их открытия до образа жизни и того, почему они остаются важными и сегодня. Мы исследуем происхождение минойцев и то, как они представляли себя друг другу и внешнему миру. Мы пройдемся по крупным городам, которые они построили, сосредоточившись на центральных «дворцах». Кто жил и работал там? Какие ритуалы совершались внутри? Минойская культура была грамотной, хотя мы не можем расшифровать письменность, известную как «линейное письмо А», поскольку природа языка неизвестна. Мы можем предположить, что некоторые документы представляют собой бухгалтерские списки, в то время как другие изображают короткие ритуальные фразы на сосудах для возлияний, но у нас нет обширных исторических или литературных источников. Позже, когда остров вступил в «микенский» период, линейное письмо В представляет собой раннюю форму греческого языка, но имеющиеся свидетельства носят исключительно бюрократический характер.
Это отсутствие хорошей литературы того времени имеет несколько важных последствий. Наиболее примечательным является то, что нам совершенно неясно, кто был правителем в эпоху Линейного А. Большинство ученых предполагают, что Критом правил один царь-мужчина или, возможно, несколько царей правили различными регионами. Однако это не подтверждается доказательствами, в том числе искусством. На фигурах часто изображены выдающиеся женщины, которых иногда боготворит благоговейный мужчина. И были ли дворцы на самом деле резиденциями королей или более расплывчатыми "дворцами-храмами" или "дворцами-святилищами", как их описал Эванс? Эта двусмысленность между мирами смертных и богов весьма существенна. Следует ли нам называть выдающихся деятелей искусства правителями или божествами? Эти вопросы связаны с проблемами, связанными с реконструкцией доисторической материальной и визуальной культуры, от обширных городских поселений до мельчайших фрагментов настенной живописи.
Современная экспозиция древностей также влияет на то, как мы реконструируем давно исчезнувшие цивилизации. Кураторские решения формируют нарративы, которые мы создаем, и музейное пространство отнюдь не является клинически объективной лабораторией. Этот момент будет исследован на примере сравнения двух лучших коллекций минойских древностей, хранящихся в музеях Ираклиона и Эшмола. Наконец, мы рассмотрим влияние, которое эта великая цивилизация оказала на последующие, от микенцев и древних греков до нас в наши дни. Для «потерянной» цивилизации это наследие огромно.
Перед археологами стоит задача построения исторического повествования на основе материальной и визуальной культуры. Это требует хронологических рамок, чтобы мы могли понять относительную последовательность событий и процессов, которые могут (или не могут) пролить свет на причинно-следственные связи. Левая колонка в Хронологии содержит календарные даты, знакомые большинству читателей. Следующая колонка посвящена архитектуре и описывает основные этапы строительства на основе минойских дворцов (для обозначения «протодворцового» и «неодворцового» периодов используется несколько терминов). Третья колонка основана на керамических находках. Горшки обеспечивают наиболее точную хронологическую структуру, поскольку стили менялись сравнительно быстро и регулярно (специалисты подразделили перечисленные здесь этапы еще более подробно). Последняя колонка посвящена основным используемым технологиям: от камня к бронзе, а затем к железу.
Эта книга посвящена критскому бронзовому веку, что является наиболее широким определением для «минойской эпохи». Ситуация осложняется тем, что он частично совпадает с микенским миром, и существует много споров о том, как (и повлияли ли вообще) микенцы на минойский Крит. В этой книге больше внимания уделяется домикенскому периоду, но более поздний период также включен, поскольку ясно, что критский народ не исчез, а адаптировался к новой социальной структуре и принял новый символический репертуар, письменность и язык.

Примечание по терминологии и «минойцам»
Артур Эванс (1851–1941), среди прочих, считал «Минос» династическим именем (подобно «фараону»), происходящим от легендарного царя Миноса. Его часто используют в отношении «минойской культуры». Большинство археологов менее склонны называть жителей Крита бронзового века «минойцами» — они сами себя так не называли. В этой книге критяне бронзового века упоминаются как «минойцы», с оговоркой, что это совершенно современное название.
13 стр.-178 стр.


Рецензии