Коэффициент благодарности
Впрочем, не нарушая социальную дистанцию. Апостол и евангелист Лука указывает, что прокаженные «остановились вдали» (Лк.17.12) и говорили «громким голосом» (Лк. 17.13). Они мало надеялись на исцеление. Они просто просили милости: «помилуй нас» (Лк. 17.13).
Бактерию, которая является возбудителем проказы, медики точно установили только во второй половине XIX века и, следовательно, смогли подобрать эффективные методы лечения. А до этого прокаженные были ходячими мертвецами. Даже в средневековой Европе, уже знакомой с евангельской историей, по заболевшему проказой служили заупокойную службу (!), награждали его трещоткой или колокольчиками (чтобы сигнализировал о своём приближении) и отправляли в свободное плавание, дабы не заражал других.
Добрые души подкармливали бродячих страдальцев нехитрой снедью, вынося её на пустыри, на почтительное расстояние от своих домов. Но избегали вступать с прокаженными в контакт. Боялись.
И было чего бояться! Болезнь обезображивала до неузнаваемости лица, поражала нервную систему, вызывала слепоту. Прокаженные, теряя человеческий вид, сбивались в группы, похожие на стаи, чтобы хоть как-то продлить своё медленное угасание.
Вот такая группа и встретила идущего в Иерусалим Христа между Самариею и Галилеею. В ней было десять больных человек разного возраста, разного происхождения и даже разных религиозных воззрений. Их объединило общее несчастье – одна неизлечимая болезнь.
Они просили милости. Господь дал больше. Он исцелил их. Им осталось только «поставить печать в регистратуре» - показаться священникам, которые зафиксируют факт исцеления. Что и произошло вскоре.
Спаситель не брал с исцелённых обещания вернуться к Нему. Однако один из десяти всё же вернулся ко Христу, «громким голосом прославляя Бога» (Лк.17.15). Громким голосом, может быть, потому, что привык за время болезни кричать громко, выпрашивая милостыню. А может быть, потому, что не в силах сдержать переполняющих душу чувств. Не исключено, что громогласность исцелённого – сочетание обеих причин.
Тут ещё выяснилось, что благодарный пациент вообще-то самарянин, верования которого не свободны от иноплемённых примесей. Тем не менее, девять прокажённых, среди которых, вероятно, было большинство правильно верующих иудеев, не посчитали нужным поблагодарить Бога. А самарянин поблагодарил.
Это соотношение – один к десяти – можно считать коэффициентом человеческой благодарности Богу. Из десяти полученных от Бога благодеяний мы благодарим за одно. И то в лучшем случае.
Апостол Павел называет людскую неблагодарность одной из примет апостасии – отступления от Бога: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны…» (2 Тим. 3.1-2). Благодарный самарянин – укор совести нам, неблагодарным христианам.
Та древняя проказа давно пополнила список забытых болезней. Но пышным цветом процветает другая проказа, поражающая не тело, а душу. И неблагодарность – верный её симптом.
Человек, забывающий благодарить Бога, лишающий себя радости общения с Ним, вовсе лишается всякой радости и теряет человеческий облик. Он становится способным только трещать в компании себе подобных. Чего никому не хотелось бы пожелать.
21 декабря 2025г.
Свидетельство о публикации №225122100091