Ахтунг - внимание Даю настрой на Новый год
Друзья, 22 декабря 2025 г у моего бати – фронтовика ВОВ, Ветерана ВС СССР, Чечельницкого Василия Васильевича, 1922 г.р. – «днюха», ему бы исполнилось 103 года. Кроме этого, день «Варенья» сегодня в Крыму отмечает наш общий с Ириной друг – геолог Светлана Слышь, и по «странному совпадению» до официального Нового года осталось всего 9 дней!
Посему, поздравим именинников с этой датой, после которой, кстати, день пойдёт на увеличение, и в качестве подарка всем читателям прозы.ру выдам опус Александра Грунского, но начну с моей реакции на него -
РЕЦЕНЗИЯ на «Только русский человек…» - http://proza.ru/2025/12/19/1041
Да, Саша, рассказ - супер! аплодирую, стоя, кричу "Браво!!!", а можно на "Бис" повторить?
Но как дипломированный инструктор по Горным лыжам и Кавказским тостам – не могу не дополнить – «Это было в далёком 2010-ом, когда Голтис впервые, экспромтом, по дороге из Крыма в Киев, приехал ко мне в гости в Херсон со своей будущей женой Натальей – Ира, как боевая подруга военного, успела накрыть стол, а я пригласить друзей, живших неподалёку: Президента Федерации Херсонского айкидо Сергея Заболотного, и барда Андрея Березина с женой Наташей...
И очень повезло, что к нам из Николаева накануне прикатил наш с Ириной друг Юра Ивженко со своей видеокамерой, поэтому весь процесс встречи удалось заснять и потом смотреть на экране компьютера. Первому слово предоставили гостю. Голтис встал, поднял бокал с марочным Крымским вином и выдал:
«Василич, так здорово, что Вы есть, что Вы родились, за Ваше доброе сердце, за постоянный оптимизм, за подъём внутренний, которым Вы зажигаете сердца человеческие. Все, кто Вас знает, все Вас любят!! Дай Боже всегда быть таким, какой Вы есть – сильным, мужественным, весёлым, жизнерадостным, чтобы все мечты сбывались, чтобы побольше родственных душ сплачивалось возле Вас…»
Тут я Голтиса перебил: «Дорогой, а ты не забыл, что нам надо на следующий год завершить свою лебединую песни – в одном полёте слетать на два полюса – Северный и Южный? Американский полярный пилот Джон Ривер свой «Дуглас КСИ-47» уже для экспедиции подготовил». http://proza.ru/2024/09/27/1503 -
[Неспетая лебединая песня полковника Чечеля]
Неспетая лебединая песня полковника Чечеля
Полковник Чечель
С утра встал, и в душе зазвучали сразу две песни: одна сразу стала любимой, как только услышал её впервые, лет десять назад. Другая в этом году, когда сначала её спела жена – милая Ирина, а потом и в исполнении автора.
Начнём с первой: Александр Маршал «СНЕЖНЫЙ ВАЛЬС НАД ТАЙГОЙ»
Кружит, кружит, кружит метель,
В небе, в небе сотни огней, ночь светла.
В поле, в поле, в поле костры,
Лёд, лёд, лёд, до весны не до сна.
А ты где-то за небом,
За белой вьюгой и снегом,
Ты там, где мир и покой.
А здесь снежный вальс над тайгой,
Снежный вальс над тайгой.
В даль, в даль, в даль облака,
Дышит, дышит, дышит река,
Спит, спит заря.
Холод, холод, курева нет,
Скоро, скоро, скоро рассвет без тебя.
А ты где-то за небом,
За белой вьюгой и снегом,
Ты там, где мир и покой.
А здесь снежный вальс над тайгой.
А ты где-то за небом,
За белой вьюгой и снегом,
Ты там, где мир и покой.
А здесь снежный вальс над тайгой.
Снежный вальс над тайгой…
«Да, я помню», сказал Голтис и продолжил, - Храни Вас Боже, и Удачи во всех наших делах!!!» После чего все подняли бокалы, стоя, чокнулись, выпили и сели, закусить, чем «Бог послал»! Смотрю, Голтис наливает снова и готовится сказать, типа: «Между первой и второй перерывчик небольшой!» Тут уже я, вспоминаю, что я дипломированный профессиональный тамада, и беру управление праздником в свои руки:
«Голтис, во-первых, в моём доме никогда серьёзных тостов не говорят, типа – «Желаем именнику Здоровья, Здоровья и ещё раз Здоровья, остальное он купит!» Я им отвечаю, в шутку: «Придурки, на «Титанике» все были здоровы, но многим это не помогло!» В моём активе на данный момент записано 86 тостов, среди них ни одного серьёзного – все «юморные». Но ты этого не знал, поэтому мы с тебя снимать «ранее наложенную Благодарность» снимать не будем…
А раз ты хочешь ещё выпить, так сделаем это «Чеховски»: «Как это здорово, - говорил Антон Павлович, - в сильный мороз заскочить в сени, чтобы для «сугреву» выпить стаканчик водки, а затем, не закусывая и не раздеваясь, тут же выпить второй!» …
Культурные люди, знакомые с творчеством известного русского писателя и врача «по совместительству», используют этот нехитрый приём, ничего не объясняя «профанам», используют одно слово «по-чеховски», и все понимают, о чём идёт речь…
А на тему «закуси» рекомендую глянуть один из моих любимых фильмов «Формула любви», в котором про Россию звучат такие слова – «Это «варварская» страна – После ужина блинчики, после блинчиков – оладушки…» А граф Калиостро – (главная роль), актёр Нодар Мгалоблишвили
(дублирует - Армен Джигарханян) со смаком съедает перед трапезой вилку, на что доктор (Леонид Броневой («Мюллер») меланхолично заявляет: «Ложки у глотали, и не раз, тарелками закусывали – видел; но чтобы вилку – впервые, и это по-нашему!»
А вообще, как-то в конце 70-х годов довелось со своими двумя детьми плыть на «Ракете» (на подводных крыльях) из Одессы через Очаков, Николаев в Херсон. Сначала стояли на свежем воздухе на корме, наслаждаясь скоростью. Но при подходе к траверзу города «Южного» пошёл дождь. Дети сразу убежали в салон к маме, (первой жене – Ирине), а мы с ещё одним мужиком продолжали стоять. Вдруг мужчина неожиданно поворачивается и задаёт вопрос:
- «Какое у Вас хобби?»
- Я, машинально: «Парашют и горные лыжи. А у Вас?»
- Он: «Чревоугодие!» - и плотоядно улыбнувшись, начал со смаком описывать, как он готовит картошку с луком и грибами на сале, какое вино надо под блюдо пить, и т.д., что мне сразу захотелось кушать. Я помчался в буфет, набрал бутербродов с докторской колбасой и сыром, и когда всё лакомство принёс в салон, семья, как ни странно, не возражала…
Ну, а теперь, в плане правильной настройки желудков на Новый год предлагаю вспомнить, как пили и чем закусывали в праздники на Руси? А поможет нам в этом рассказ Александра Грунского –
Только русский человек...
Александр Грунский
Мастер-класс от русских писателей
Как известно, бывалыми гастрономами были Антон Павлович Чехов и Николай Васильевич Гоголь. Автор «Вия» писал о еде художественно, красиво, нараспев. А вот Антон Павлович действовал со знанием дела – щедро делился рецептами и так это описывал, что читателям немедленно хотелось бежать в магазин за водочкой и немедленно насладиться рецептом. Убедитесь сами!
Рейтинг закусочек от Антона Чехова:
Селедочка! Особенно под водочку. Царица закусок!
«Самая лучшая закуска, ежели желаете знать, селедка. Съели вы ее кусочек с лучком и с горчичным соусом, сейчас же, благодетель мой, пока еще чувствуете в животе искры, кушайте икру саму по себе или, ежели желаете, с лимончиком, потом простой редьки с солью, потом опять селедки, но всего лучше, благодетель, рыжики соленые, ежели их изрезать мелко, как икру, и, понимаете ли, с луком, с прованским маслом... объедение! Но налимья печенка — это трагедия!»
Огурчик
«Ну нет, огурец лучше... Ученые с сотворения мира думают и ничего умнее соленого огурца не придумали...»
Икра
«Водку тоже хорошо икрой закусывать. Только как? С умом надо... Взять икры паюсной четверку, две луковочки зеленого лучку, прованского масла, смешать все это и, знаешь, этак... поверх всего лимончиком. Смерть! От одного аромата угоришь.»
Годятся на закуску и жареные пескари
«После водки хорошо тоже закусывать жареными пескарями. Только их надо уметь жарить. Нужно почистить, потом обвалять в толченых сухарях и жарить досуха, чтобы на зубах хрустели... хру-хру-хру...»
Белые грибочки
«Вчера у Бабакиной была хорошая закуска - белые грибы. Только как-то особенно приготовлены. Знаешь, с луком, с лавровым листом, со всякими специями. Как открыли кастрюлю, а из нее пар, запах... просто восторг!» А.П. Чехов «Иванов»
Щучья икра
«Гадость рыба, грош цена, а между тем икра - удивление! Распороть ей брюхо, выпустить оттеда икру, смешать ее, знаешь, с толчеными сухариками, лучком, перцем и - приидите, насладимся!» А.П. Чехов «Свадьба с генералом» Также Антон Павлович дает рекомендацию, как правильно пить водочку. Э-эх!
Это целый ритуал!
«Ну-с, когда вы входите в дом, то стол уже должен быть накрыт, а когда сядете, сейчас салфетку за галстук и не спеша тянетесь к графинчику с водочкой. Да ее, мамочку, наливаете не в рюмку, а в какой-нибудь допотопный дедовский стаканчик из серебра или в этакий пузатенький с надписью «его же и монаси приемлют», и выпиваете не сразу, а сначала вздохнете, руки потрете, равнодушно на потолок поглядите, потом этак не спеша, поднесете ее, водочку-то, к губам и — тотчас же у вас из желудка по всему телу искры...»
Николай Васильевич Гоголь считался человеком непьющим. Он больше специализировался по вареникам, которые сами запрыгивали в рот в «Вечера на хуторе близ Диканьки» и некоторым итальянским блюдам.
Многим Гоголь кажется человеком замкнутым, странным, отстраненным. На самом деле шуточки у него были ого-го.
Кстати, писатель был злопамятный и мстительный, видимо из-за этого обладал достаточно черным чувством юмора. Вот, например, знаете ли вы об одном из развлечений Гоголя за столом?
Он любил обмакивать пельмени в сметане и пытался закинуть их в рот собеседнику.
Знакомые, все в сметане и пельменном соусе, злились, но терпели его выходки... окреативничал писатель и в названии алкогольных напитков. Например, вина разделял на два вида «Квартальное» и «Городничее», а самогон называл «Бенкердорф»
Немного живописного повествования Гоголя о трапезе:
«Засим, подошедши к столу, где была закуска, гость и хозяин выпили как следует по рюмке водки, закусили, как закусывает вся пространная Россия по городам и деревням, то есть всякими соленостями и иными возбуждающими благодатями, и потекли все в столовую; впереди их, как плавный гусь, понеслась хозяйка. Щи, моя душа, сегодня очень хороши! — сказал Собакевич, хлебнувши щей и отваливши себе с блюда огромный кусок няни, известного блюда, которое подается к щам и состоит из бараньего желудка, начиненного гречневой кашей, мозгом и ножками».
«… За бараньим боком последовали ватрушки, из которых каждая была гораздо больше тарелки, потом индюк ростом в теленка, набитый всяким добром: яйцами, рисом, печенками и невесть чем, что все ложилось комом в желудке. Этим обед и кончился; но когда встали из-за стола, Чичиков почувствовал в себе тяжести на целый пуд больше.»
А вот Иван Тургенев лучшей закуской считал зернистую икру. Правда, водку он употреблял уже в более зрелом возрасте. Вообще писатель был поклонником вина – существовало семейное придание, что когда он тяжело заболел, его отпаивали венгерским вином, благодаря чему он выжил.
Знал толк в водке и закуске и Михаил Афанасьевич Булгаков. Свою квартиру он считал лучшим трактиром в Москве, где и напоют и похмелье снимут:
«Дорогой Степан Богданович, - заговорил посетитель, проницательно улыбаясь, - никакой пирамидон вам не поможет. Следуйте старому мудрому правилу, - лечить подобное подобным. Единственно, что вернет вас к жизни, это две стопки водки с острой и горячей закуской».
Горячая закуска упоминается и в «Собачьем сердце»:
«… С этими словами он подцепил на лапчатую серебряную вилку что-то похожее на маленький темный хлебик. Глаза Филиппа Филипповича засветились».
Кстати, в сети до сих пор активно ведутся споры, на тему, чем же таким закусывал профессор Преображенский. А мы знаем!
Исследователи кулинарии считают, что речь идет о жареном или отварном телячьем костном мозге – очень популярной в то время горячей закуске под водку. Подавалась она на ломтике черного хлеба или в запеченной ржаной булочке.
«Заметьте, Иван Арнольдович, холодными закусками и супом закусывают только недорезанные большевиками помещики. Мало-мальски уважающий себя человек оперирует закусками горячими. А из горячих московских закусок — это первая. Когда-то их великолепно приготовляли в славянском базаре.».
© Copyright: Александр Грунский, 2025
Свидетельство о публикации №225121901041
Рецензии
Я работаю с иностранцами постоянно - для их разума это вообще недоступно, начиная с водочки. Селедка, икра, огурчики соленые, да и грибы (они их, кстати сырыми едят, только шампиньоны), многие из них не пробовали даже. А мы их понять пытаемся! Это же разные межгалактические цивилизации!
Сергей Демченко 22.12.2025 07:21
Свидетельство о публикации №225122201046
Афанасий Фёт. Из письма Льву Толстому, 1878 год.
Алексей Владимирович Горшков 22.12.2025 17:55 Заявить о нарушении