Спорное стихотворение Высоцкого

Попался мне довольно интересный разбор стиха Высоцкого. Неплохо написан, но я очередной раз убеждаюсь, что к творчеству Высоцкого нельзя подходить обычной меркой  или нашим пониманием. Надо становиться на три аршина выше. А если не встать, то и стих можно не понять и дать его неправильную интерпретацию. Попробуем разобраться в чем была ошибка критика, и как на самом деле надо расценивать текст поэта.

Про Сережку Фомина
В.В. Высоцкий

Я  рос как вся дворовая шпана -
Мы пили водку, пели песни ночью,-
И не любили мы Сережку Фомина
За то, что он всегда сосредоточен.

Сидим раз у Сережки Фомина -
Мы у него справляли наши встречи,-
И вот о том, что началась война,
Сказал нам Молотов в своей известной речи.

В военкомате мне сказали: "Старина,
Тебе броню дает родной завод "Компрессор"!"
Я отказался,- а Сережку Фомина
Спасал от армии отец его, профессор.

Кровь лью я за тебя, моя страна,
И все же мое сердце негодует:
Кровь лью я за Сережку Фомина -
А он сидит и в ус себе не дует!

Теперь небось он ходит по кинам -
Там хроника про нас перед сеансом,-
Сюда б сейчас Сережку Фомина -
Чтоб побыл он на фронте на германском!

...Но наконец закончилась война -
С плеч сбросили мы словно тонны груза,-
Встречаю я Сережку Фомина -
А он Герой Советского Союза...

И СНОВА  ПРО СЕРЕЖКУ ФОМИНА
Феодорит Сергей Сеньчуков
(с моими комментариями)

"Песня Высоцкого "Про Сережку Фомина" всегда вызывает споры. Кто же такой Сережка Фомин - приспособленец, отсидевшийся в тылу и неизвестно как получивший звание Героя Советского Союза или настоящий Герой? Песня не дает ответа, да и со слов очевидцев, Высоцкий услышал фразу "а он - тыловая крыса - Герой Советского Союза" в случайном разговоре двух людей у магазина".

Возражение:
Песня дает ответ и он очевиден. Откуда почерпнул идею Высоцкий роли не играет. Он вложил свой смысл в эту фразу. В его понимании - Фомин получил незаслуженно героя, не на фронте, а в тылу. В этом идея стиха. Но не все так просто в этом стихотворении. Критику это не понравилось, и он начинает искать аргументы в пользу того, что звезда героя и в тылу остается звездою. Он начинает выдумывать какого-то рассказчика, от лица которого написан стих, и тем самым выводит Высоцкого из стихотворения. Это не его слова и убеждения, а мифического рассказчика.

 "Высоцкий прекрасно знал, что Героя просто так не давали. И это песня не про Сережку, а про рассказчика.
Давайте смотреть.
Изначально "И не любили мы Сережку Фомина
Зато что он всегда сосредоточен"
Но
"Сидим мы как-то у Сережки Фомина -
Мы у него справляли наши встречи"

То есть - если верить рассказчику - дворовая компания собирается у нелюбимого человека. Что-то не вяжется - компания отторгла бы его. Она неформальная, их ничего не связывает.  Тем более "всегда сосредоточенный" Сережка Фомин вряд ли бы стал бегать за компанией, которая его не принимает."

Возражение:
Так если "не  вяжется",  то это просчет самого Высоцкого. Чего уж тут. Надо прямо сказать, нестыковка, ослабление стиха. Но критик здесь менять смысл. Он полагает, что Фомина как раз таки принимала компания, это его не принимал мифический рассказчик. Во как закручивает... Но не все так просто с Фоминым, как мы об этом скажем.

"А вот рассказчик Сережку Фомина явно не любит. Это видно уже потому, что четыре года на фронте он постоянно вспоминает Фомина с завистью ("Теперь небось он ходит по кинам" и т.д.) Да и вряд ли просто профессор мог спасти сына от армии в 41 году но рассказчик утверждает это как факт".

Возражение:
Опять нестыковка. Действительно как профессор мог спасти сына от армии?.. Выходит критик прав?..  Но подождите делать выводы, не все так просто, как это кажется на первый взгляд.

"Ну а встреча после войны вызывает оторопь. Где получил Сережка Фомин звание Героя мы не знаем, но ведь рассказчик ушел на фронт в самом начале войны..А профессорский сын вряд ли работал слесарем, потому он вполне мог быть направлен и на офицерскую должность, и в разведшколу, и на разработку оружия
Иногда думают, что это "косяк" Высоцкого - про встречи на квартире и нелюбовь. Но я думаю, что никакого косяка здесь нет. Высоцкий действительно услышал эту фразу случайно, но он на то и художник, чтобы из одной случайной фразы сделать целый рассказ (вернее, монолог). И вот именно эта несостыковка '- всегда сосредоточенный парень, принимающий участие в посиделках дворовой шпаны, позволяет думать,что не вся компания "не любила" Сережку Фомина. А вот герой-рассказчик - да, не любил. Может быть кто-то еще из компании не любил. Но в целом компания относилась к нему хорошо, тем более, что рассказчик - явно не лидер группы".

Возражение:
Ну вот, объективно критик вынужден признать  "косяк" за Высоцким. Но это же гений, любимец публики, и как же можно великого Высоцкого признавать таким беспомощным в этом стихотворение?.. И критик начинает искать оправдания такому сюжету, он пытается примирить Сережку Фомина  с компанией ребят, а по существу с самим Высоцким. Поэтому в самом начале своей статьи и пишет, что песня не дает ответа. Дает, да еще какой. Мы видим раздражение и неприятие оставшегося в тылу ровесника. Это критик пытается убедить, что  относится к рассказчику, к его неприятию.

Критик утверждает, что героя могли дать за ударный труд, изобретательство на военном заводе, разработку оружия и даже за работу в тылу врага разведчиком с знанием немецкого языка. Заключает свою статью вывод, что звезда героя заслуженная, что "эту песню про человеческую предвзятость и зависть". Но ведь невозможно же отрицать тот негативный настрой, который так и идет из стиха, это неприятие такого высокого награждения в тылу. Это все не выдерживает критики, потому что Высоцкий бы не стал бы осуждать награждение в тылу за подобную работу. Он подразумевал совсем другое под работой в тылу, чем предлагает нам критик. Мы же видим, что он категорически не принимает работу в тылу своего дворового товарища. Значит не все так просто.

А теперь давайте подумаем, что же не так просто у Высоцкого, и поему текст такой противоречивый, с нестыковками. Дело в том, что Высоцкий не досказывает то, что он не мог сказать открыто в свое время. Он же понимает в какие времена живет. Как легко могут запретить или выдавить из страны любого художника или поэта. Поэтому пишет текст, в котором есть лакуны, но мы понимая его время и время героев стиха должны сами заполнить эти белые лакуны. Если это понять, но противоречия и недостатки стиха исчезают сами собой.

Итак начнем - раскрываем секрет Высоцкого.
Почему собирались в Фомина?.. Не просто так, а потому что он приглашал их. То есть давал место сбора, когда за окном хлестал дождь иди закручивала пурга, когда негде в непогоду собраться, предоставлял возможность дворовым ребятам сидеть у себя по долгу и разговаривать, что конечно было затруднительно для детворы в других переполненных коммунальных квартирах. А приглашал их, чтобы быть в курсе разговоров, которые он подслушивал, поэтому и был сосредоточен. Этим словом "сосредоточен", Высоцкий показывает, что он не веселится в компании, а внимательно слушает, все что говорят вокруг. А потом как это делали сексоты того времени пишет записки о настроениях молодежи двора. Вот что имел ввиду Высоцкий. Вот почему недолюбливали его дворовые ребята. Тоже понимали, что этот Фомин строчит на них докладные.

Теперь совсем по другом уже начинается осмысливаться, почему Фомина не забрали на фронт, куда он пошел работать, почему он отсиделся в тылу, и почему ему дали звезду. То можно полагать, что он работал на то, чтобы стряпать ложные обвинения на людей и потом отправлять их в лагеря за три колоска или кусок мыла, прослушивать разговоры граждан, узнавать кто критикует власть, возможно он был активным участником выселения народов и проявил при этом усердии. Вот почему у Высоцкого такое неприятие, для него этот человек, подобные которому, фабриковали дела против Мандельштама, Бабеля, Заболоцкого и многих других, которых обвиняли в шпионских заговорах. Вот почему из фразы, которую Высоцкий услышал у магазина, он сделал это стихотворение, и вот какой смысл он в него вложил.  Он не мог прямо назвать вещи своими именами, а как бы зашифровал свою идею. Но  мы, понимая, какие были времена, какие были репрессии, понимаем, что эту звезду  героя дали за подлость в тылу, а не за подвиг на фронте.


Рецензии
Статья Геннадия Волового "Спорное стихотворение Высоцкого" представляет собой анализ песни Владимира Высоцкого "Про Сережку Фомина". Автор разбирает текст песни, цитируя её полностью, и опровергает интерпретацию критика Феодорита Сергея Сеньчукова. Воловой фокусируется на противоречиях в песне, предлагая свою трактовку, учитывающую исторический контекст советской эпохи. Текст сочетает цитаты из песни и критики с авторскими возражениями, подчёркивая необходимость глубокого понимания эпохи для правильного чтения Высоцкого.

Анализ содержания

Воловой начинает с введения песни, где лирический герой описывает дворовую компанию, не любящую Сережку Фомина за его сосредоточенность. Автор статьи отмечает, что критик Сеньчуков видит в песне историю зависти рассказчика, а не осуждение Фомина. Воловой возражает, указывая на нестыковки: почему компания собирается у нелюбимого человека? Он предполагает, что Фомин мог быть информатором, подслушивающим разговоры для властей, что объясняет его "сосредоточенность" и освобождение от фронта отцом-профессором.

Далее разбирается тема награды: Фомин получает звание Героя Советского Союза, что вызывает негодование героя на фронте. Критик предполагает заслуги в тылу, такие как работа на заводе или разведка, но Воловой отвергает это, аргументируя, что Высоцкий подразумевал моральную подлость – доносы, репрессии, фабрикацию дел против интеллигенции. Автор подчёркивает, что Высоцкий не мог говорить открыто из-за цензуры, поэтому использовал "лакуны" в тексте, которые читатель эпохи мог заполнить самостоятельно. Это интерпретация делает песню сатирой на систему, где награды даются за предательство, а не за подвиг.

Стиль и структура

Текст Волового построен как диалог с критиком: после каждой цитаты из статьи Сеньчукова следует "Возражение", где автор развивает свою мысль. Структура чёткая – введение, разбор строф песни, опровержение и вывод о "секрете" Высоцкого. Язык аналитический, с элементами разговорного стиля ("Во как закручивает...", "Вот почему недолюбливали"), что делает чтение динамичным, но иногда снижает формальность. Объём сбалансирован, без излишних повторов, хотя некоторые возражения могли бы быть короче для большей лаконичности. В целом, статья ориентирована на поклонников Высоцкого, интересующихся литературным анализом.

Актуальность и воздействие

Тема остаётся релевантной: интерпретации Высоцкого продолжают вызывать споры, отражая вечные вопросы о морали в тоталитарном обществе. Воловой предлагает свежий взгляд, связывая песню с репрессиями 1930–1940-х, что добавляет глубины. Однако трактовка субъективна – предположения о Фомине как сексоте не подкреплены прямыми фактами из биографии Высоцкого или историческими источниками, что может вызвать возражения у других исследователей. Текст побуждает перечитать песню, учитывая контекст, но не претендует на окончательность. Для аудитории, знакомой с советской историей, это полезный материал; для новичков – повод углубиться в творчество барда.

Рух Вазир   22.12.2025 14:09     Заявить о нарушении