Елисаветинская община сестер милосердия
Елисаветинская Община сестер милосердия Красного Креста разместилась на Полюстровской набережной в прекрасном каменном трехэтажном доме по проекту Кваренги, построенном по вогнутной дуге.
На приобретение дома для Общины было Высочайше пожаловано 150000 рублей, в 1896 году был куплен участок земли с каменным трехэтажным домом быв. усадьбой Кушелева-Безбородко и в декабре месяце того же года Община была открыта. При освящении Общины 9-го декабря 1896 года при ней была открыта амбулатория и аптека, а состав сестер милосердия состоял из 11-ти испытуемых и одной сестры милосердия, она же начальница Общины, баронесса A. А. Дрейлинг. Весной 1897 года 3-ий Дамский Комитет, по соглашению с 1-м Дамским Комитетом, стали воздвигать в саду Елисаветинской Общины бараки, без которых подготовка сестер милосердия была крайне затруднительна. С постройкой бараков больничное дело стало быстро расти. He обладая большими капиталами и затратив часть денежных средств на устройство Общины, 1-му Дамскому Комитету трудно было справиться с взятой на себя задачей. Но Ее Императорскому Высочеству Великой Княгине Елисавете Феодоровне, Августейшей Председательнице, для усиления средств Общины благоугодно было учредить особый Комитет, благодаря неустанной и энергичной деятельности которого возможно было продолжать начатое дело.
За домом раскинут на пространстве 9144 квадратных саженей сад, в котором были возведены: трехэтажный каменный дом для квартир причта и запасного помещения для сестер, церковь во имя св. Пантелеймона Целителя и три больничных барака. Кроме того, было запланировано строительство еще двух новых каменных бараков: одного двухэтажного, другого — одноэтажного.
Хирургический барак каменный, одноэтажный, рассчитанный на помещение 25 бесплатных больных, мог вместить до З0. Барак имел операционную, перевязочную, комнату для приготовления перевязочного материала и несколько палат для размещения больных. Операционная, перевязочная и материальная (для приготовления перевязочного материала) занимали центр здания, а в боковых его частях размещались палаты для больных, столовая и другие жилые помещения. Такая планировка позволяла работать в центре здания, не нарушая покоя обитателей боковых частей, что для хирургического отделения, имело большое значение. Операционная и перевязочная были устроены согласно хирургическим требованиям и передовому опыту последних лет. Операционная комнатного типа, передние стены ее пробиты широкими окнами с цельными стеклами, что давало прекрасное освещение и кроме того, был организован верхний свет: часть потолка операционной сделана стеклянной с фонарем в крыше.
Хотя это здание часто называлось Мариинским хирургическим бараком, но это не так: Мариинский хирургический барак представлял отдельное каменное здание, в котором нет свободного подпольного пространства, здание вентилируется искусственно и т. д. Одна половина павильона была отведена для женщин, другая для мужчин.
Терапевтический барак тоже носил название Мариинского. В общих чертах он был похож на первый, но деревянный, а потому и обошелся значительно дешевле хирургического, в нем было организовано водяное отопление.
Здания хирургического и терапевтического мужского бараков были окончены постройкой в конце 1898 года, а здание женского терапевтического барака с детским отделением было готово в середине 1900 года. Хирургический и мужской терапевтический бараки открыты с 3 -го октября 1900 года. Бараки вмещали кроватей: хирургический — 25, терапевтический (мужской) — 25, терапевтический (женский) — 16, детское отделение — 18.
Проект церкви во имя св. Пантелеймона Целителя на 800 молящихся создан архитектором А.В. Кащенко специально для Елисаветинской общины сестер милосердия Красного Креста.
Церковь была заложена 23 июня 1899 года и освещена 14 июня 1901 года митрополитом Санкт-Петербургским Антонием в сослужении отца Иоанна Кронштадского в присутствии великой княгини Елизаветы Федоровны.
Храм выполнен одноэтажным в форме византийской базилики с тремя золочеными главами, на фасаде – красный крест. Над главным входом размещался образ Спасителя. Украшал церковь одноярусный иконостас из искусственного белого мрамора работы Михаила Попова, иконы написаны академиком А.В. Троицким. На решетках вокруг солеи и у хоров были красные кресты. Постройка обошлась 70000 рублей, половину суммы составили пожертвования.
Православный храм имеет как правило нечетное число апсид — одну или три. Константинопольские храмы IX—XI веков обычно имели три апсиды, первоначально использовавшиеся как три независимых алтаря. К XIV веку три апсиды в храмах превращаются из трёх алтарей в алтарь в средней апсиде, протезис («жертвеник») в северной апсиде и диаконник (ризница) для хранения литургических облачений и богослужебных книг в южной апсиде.
Храм в Полюстрово имеет три апсиды, пятигранных изнутри и снаружи; центральная апсида открывается внутрь церкви высокой триумфальной аркой. Боковые апсиды изнутри заложены кирпичом, входы в них решены снаружи здания.
Церковь представляла собой большую трехнефную базилику, к которой с запада примыкает нартекс, в свою очередь разделенный на три части, из которых средняя представляет четырех колонную лоджетту. В боковых частях нартекса, или в помещениях бывших перед ними, были, устроены лестницы на хоры и колокольню.
К сожалению, нынешнее внутреннее убранство храма по красоте не сравнимо с первоначальным: демонтированы внутренние колонны с дугообразными арками, разделяющие внутреннее пространство, утрачены лепка и росписи на потолке. Тем не менее храм, поддерживая византийскую традицию, отличается известной оригинальностью и по-своему неповторим.
#Полюстрово #Храм #Община #Елисавета #Пантелеймон
[id424158046|Александр Костерев]
[https://vk.com/club205142857|Питер Петра]
Свидетельство о публикации №225122201055