Тайны старого рояля - сценарий концерта

- Сегодня я хочу рассказать вам одну историю, которая приключилась со мной недавно. Как-то мы приехали с концертом в один маленький город. Мест в гостинице не оказалось и нас поселили в каком-то старом доме. Дом был большой, но пустой, только в одном крыле его жила старушка-хозяйка. Она показала нам наши комнаты, принесла ужин и, уходя, произнесла странную фразу:
- Вы только по дому особо не ходите, а то мало ли что...

Но мы были уставшие и голодные, набросились на вкусный ужин, и на слова старушки внимания не обратили.
После, наевшись и выпив чаю, музыканты ушли репетировать, а я, ведущий концерта, скучал-скучал, да и пошел бродить по коридорам старого дома. Вспомнилось,правда, предостережение старушки, да что ж я, взрослый мужчина,буду бояться всяких там ...

Упс! Что это за звуки? Я толкнул какую-то дверь и оказался в заброшенной комнате, посреди которой стоял большой старинный рояль. Вроде бы - ничего особенного: что я - роялей не видел, что ли? Но вот что мне показалось странным: все в комнате было покрыто пылью, а рояль был... Я присмотрелся: о, господи, на рояле не было ни пылинки! Как такое может быть? Мистика какая-то! Подумал я, и решил убраться из этой странной комнаты подобру-поздорову!

Но дверь оказалась запертой. Я толкал ее, бил ногами, тряс - все бесполезно. И тут мне снова вспомнились слова старушки, и по всему телу пробежал холодок страха...

Вдруг раздался шум. Я понял, что кто-то идет из глубины комнаты к двери. Старушка? Не-ет, шаги были тяжелые, мужские... и они приближались...
Я не знаю, что со мной случилось, но я вдруг перепугался и с испугу залез под чехол, накрывающий старое кресло... Звук шагов приблизился ко мне и вдруг оборвался. Кто-то большой стоял прямо около меня и шумно дышал.

- Luce! - вдруг крикнул он и вспыхнул яркий свет. Комната сразу наполнилась звуками и тенями, слышалась музыка, шорох платьев, скрип половиц. Я осмелел и выглянул из-под накрывавшей меня ткани. Боже! Зал был великолепен! Откуда-то появились мраморные колонны, фрески на потолке и позолота на стенах. Вокруг было полно людей: нарядные дамы и кавалеры в старинных костюмах улыбались и кланялись друг другу. Вдруг ударил колокол. Посреди комнаты появился высокий грузный человек в большом белом парике. Он поднял руку и все звуки смолкли. Человек в парике начал говорить:
- Сегодня единственный день в году, когда самые известные в мире композиторы собираются вместе, музицируют, обсуждают музыку друг друга и говорят о будущем. Я, Иоган Себастьян Бах, главный председатель нашего собрания, объявляю наш всемирный день музыки открытым, и по праву, данному мне уставом нашего собрания, первым представляю свою музыку. Послушайте арию из моей новой кантаты. Дамы, прошу вас!

К роялю подошли две красивые женщины:певица, и аккомпаниатор. Они заняли свои места, на пюпитр были поставлены ноты, все замерли, наступило мгновенье абсолютной тишины и - зазвучала чудесная музыка...

Бах. Ария из кантаты.

- Господин Бах! Господин Бах! - вдруг закричал невысокий кучерявый человек в очках. - Скажите, а правда, что вы в детстве целых полгода переписывали при свете луны ценные ноты, принадлежавшие Вашему брату? Правда ли это?
Бах улыбнулся.

- Дорогой мой Шуберт, меня с детства манит музыка, ведь все мои предки были музыкантами! Поэтому я в детстве переписал много разных нот, в том числе, и принадлежавших моему брату Иоганну Кристофу. А делал я это при свете луны,или нет - спросите у... луны! А, кстати, господин Шуберт, что нового принесли Вы нам сегодня? Вы же невероятно быстро пишете музыку!

- Да, это правда, господин Бах, - ответил смущённый Шуберт, - музыка в моей голове звучит постоянно, и как только я заканчиваю одно произведение, сразу начинаю следующее. Оперы, симфонии, фортепианная музыка... но сегодня я принёс на ваш суд одно из самых любимых моих произведений - это песня на стихи великого Гете "Гретхен за прялкой".  Прошу вас, фрау!

Шуберт "Гретхен за прялкой"

- Очаровательно, очаровательно! - воскликнули все хором, - Господин Шуберт, ваша песня просто восхитительна!

- Эх, друзья мои! - послышался чей-то приятный голос. - Если б вы услышали русскую песню, вы бы были скромнее в похвалах глубоко уважаемому мной маэстро Шуберту!

- Это русский композитор по фамилии Мусоргский, - шепнул Гайдн Бетховену. - Он, как и вы, неистовый новатор! Гм! И такой же неугомонный! Везде стремится сказать своё слово!

- Что ж, это неплохо! - ответил обрадованный Бетховен. - Всегда приятно встретить единомышленника!  Эй, маэстро Мусоргский, что вы нам исполните сегодня?

- Я кое-что припас для вас, коллеги! - с хитрецой в глазах ответил Мусоргский, - но хочу напомнить, что великий русский композитор Глинка как-то сказал: "Музыку создаёт народ, а мы её только аранжируем!". Давайте, господа, для начала послушаем простую и красивую русскую народную песню "Как по полю травка". Прошу вас, дамы!

Русская народная песня "Как по полю травка" в обр. Коваля

Как только окончилась музыка, из глубины комнаты раздался какой-то шум, возня, кто-то закричал пронзительно-тонким голосом:
- Пропустите!  Да пропустите же!

- Пропустите господина Моцарта! - громким голосом приказал Бах. И тихо добавил: - Этот Моцарт всегда опаздывает!

В зал вбежал невысокий худой и остроносый человек в парике с косичкой.
- Я извиняюсь, меня задержал его высочество курфюрст, мы с ним спорили о контрапункте..., да и о музыке вообще. Он сказал, что я слишком часто жертвую красивой мелодией ради правды выражения... А еще он сказал, что в моей музыке слишком много нот...

- И что вы ему ответили, дорогой Моцарт? - ехидно спросил Гендель

- Ха! Я ответил ему, что нот ровно столько, сколько нужно! Вот послушайте сами: разве можно убрать хотя бы одну?

Моцарт "Аллилуйя"

Услышав аплодисменты, Моцарт, казалось, совсем утратил чувство реальности. Что делать, ведь с 6 лет он давал концерты для самых знатных людей Европы, и услышать аплодисменты стало чуть ли не единственным его желанием. Из оцепенения этого прославленного гения вывел мягкий голос с французским акцентом:

- Маэстро Моцарт, спасибо за вашу музыку! Мы все учились у вас!

- Да? Вот как? -  Моцарт был явно недоволен, что кто-то нарушил его блаженное состояние. - Кто вы? Что вам нужно?

- Я француз. Мое имя Лео Делиб. Я принёс на ваш суд, уважаемый мсье Моцарт, свой вальс из нового балета. Я назвал балет «Коппелия», это история об искусственной девушке.

- О чем? О девушке-роботе? – с ужасом воскликнул Моцарт. – Интересно, какая же музыка может быть в таком балете?

- Самая обычная, мсье Моцарт! – ответил Делиб. – И довольно красивая! Ведь каждый робот мечтает только об одном: стать человеком! Вот послушайте!
Делиб «Вальс» из балета «Коппелия».

- Музыка, конечно, великолепная, - задумчиво вдруг произнёс Мусоргский. - Но ведь девушек-роботов не бывает в жизни, значит это - неправда. А мы, русские композиторы, стремимся к выражению правды! Как бы эта правда не была... солона!

- Соленая правда? - удивился Гендель. - Как это? Я слышал, что вы, русские, чтобы подружиться, съедаете пуд соли! Это правда? Я вообще не понимаю, как можно просто так есть соль!

- У наших славянских народов много интересных поговорок! - с улыбкой ответил Мусоргский. - Как и много красивых песен!

- Дикая, варварская музыка, - пробурчал Гендель.

- Не-ет, вы глубоко ошибаетесь, маэстро Гендель. Вот послушайте одну  песню, и вы её полюбите!- тихо, но уверенно ответил Мусоргский. - Прошу вас, мадам!

Русская народная песня

- Да! - вздохнул Гендель. - В этой музыке что-то есть: много печали и тоски, и еще больше силы. Немного найдётся в Европе такой музыки. Наверное, только у русских!

- Вы ошибаетесь, почтенный мистер Гендель! - раздался тихий голос. - У каждого народа есть образцы замечательной музыки. А не только у немцев или итальянцев!

- Что за дерзость! - вскричал Гендель. - Кто смеет мне перечить! Как вас зовут?

- Я чешский композитор Антонин Дворжак, к вашим услугам, - учтиво представился человек с тихим голосом и добавил: - извольте прослушать арию из моей новой оперы "Русалка"! Прошу вас, мадам!

А.Дворжак Ария из оп. Русалка

- О, как мило! - громко захлопал в ладоши Моцарт. Как вам удалось написать такую красивую арию, господин э-э-э, как вас там...?

- Дворжак! Мое имя Антонин Дворжак. А всю свою красоту моя музыка берет из народных песен!

- Да! - радостно вскричал Мусоргский. - Вся сила композитора - в знании народных песен! Дворжак, вы - молодец!

- Смею заметить, дорогой мой Мусоргский, - язвительно пробурчал Гендель, - что вы только говорите и говорите о связи народной песни и классической музыки, не еще ни разу не продемонстрировали ни одного примера! А без примеров это, мягко говоря, голословное утверждение!

- Вы глубоко ошибаетесь, мистер Гендель! - вступился за Мусоргского Бетховен. Вот, например, даже я, немец и мой старший коллега Йозеф Гайдн, австриец, использовали в своем творчестве русские народные песни.

- Спасибо, господа, за поддержку! - улыбнулся Мусоргский, - Но я сам могу за себя постоять! Итак, мистер Гендель, извольте послушать арию из моей оперы "Сорочинская ярмарка". Я уверен, вы окончательно измените своё мнение о народных песнях! Прошу вас, дамы!

Мусоргский "Думка Параси" из оперы "Сорочинская ярмарка"

Пока звучали аплодисменты, Мусоргский, хитро улыбаясь, смотрел на Генделя. А тот, весь красный, сидел в своем шикарном кресле, покрытом шкурой какого-то зверя, и долго не говорил не слова. Потом он вдруг вскочил, резко подошёл к Мусоргскому и, глядя тому прямо в лицо, воскликнул:
- Браво, Мусоргский, вы победили! Но и я еще не сказал своего слова! И сейчас...

- Не сейчас, уважаемый маэстро Гендель, - остановил его Бах. - Не сейчас, а чуть позже! Сейчас очередь другого русского композитора, Валерия Гаврилина! Прошу вас, господин Гаврилин!

- Опять русский! - воскликнул Гендель. - О, пощадите меня!

- Музыка не имеет национальности, мистер Гендель, - ответил ему подошедший к роялю Валерий Гаврилин. - Она может иметь национальную окраску, но всегда выражает общечеловеческие мысли. А я, как композитор, охраняю и сохраняю музыку своей родины!

- Что ж, давайте послушаем, как народная песня сохраняется в ваших произведениях, господин Гаврилин, - ответил Гендель.

- Извольте, мистер Гендель, - с достоинством ответил Гаврилин. - Давайте попросим наших артистов исполнить мое произведение "Любовь останется". Прошу вас!

В.Гаврилин "Любовь останется"

- Браво, браво, маэстро Гаврилин! - похвалил композитора Бах. - Ну, а теперь очередь нашего любимого Георга Фридриха Генделя, который, как известно, родился в Германии, а прославился в Англии, написав бесчисленное количество опер и ораторий. Что мы будем слушать сегодня, мистер Гендель?

Гендель вновь уселся в своё роскошное кресло и принял важный вид.

- Ну, раз уж вы так меня просите, я, так и быть, разрешу исполнить этим очаровательным дамам арию из своей оперы "Альцина". Посмотрим, что вы скажете, услышав эту музыку!

Гендель Г.Ф. ария из оперы "Альцина"

- Гендель, вы великий мастер! - с восторгом прокричал Бетховен. - Ваша музыка - само совершенство! Гм...Только прошу вас, привыкните к тому, что другие композиторы не менее талантливы!

- Да! Но я - самый великий! - воскликнул Гендель. - Меня знает весь мир! Я...
- Не будьте таким высокомерным, коллега! - весело перебил Генделя Моцарт Поверьте, время всегда все расставляет по своим местам! Наш председатель, господин Бах стал великим спустя почти двести лет после своей смерти... благодаря коллеге Мендельсону!

- Да что там! Пустяки! - смутился Мендельсон. - Случайно нашёл ноты и исполнил, вот и все!

- Однако, если б не вы, дружище, мир так и не услышал бы музыку Баха! - возразил Моцарт. - А заодно еще музыку многих других композиторов!

- Я не один такой, - ответил Мендельсон. - Вот, например, здесь присутствует великий пианист и композитор Антон Рубинштейн...

- Опять русский! - в ужасе воскликнул Гендель.

- Да успокойтесь вы, наконец! - ответили ему хором.

- Антон Рубинштейн - великий популяризатор музыки. - продолжал Мендельсон. - В его "Исторических концертах" прозвучали в отличном исполнении произведения всех крупнейших мировых композиторов. Но, кроме того, Антон Григорьевич Рубинштейн - очень плодовитый композитор. Давайте послушаем его арию Марии из оперы "Дети степей"!

Рубинштейн ария Марии из оперы "Дети степей"

- Прекрасная, прекрасная музыка! - удовлетворенно воскликнул Бах. - А теперь прошу внимания! Пришло время главного события нашего вечера! Согласно уставу нашего общества, я должен назвать вам имя своего преемника, который станет Председателем на весь следующий год. Я мог бы вам просто назвать вам имя, но я предлагаю вам угадать хотя бы его... национальность!

- Неужели опять русский? - со страхом спросил Гендель.

- Вы совершенно правы, дорогой мой Гендель, - улыбнулся Бах. - хотя вас это вряд ли обрадует! Да, это русский композитор. Зовут его Георгий Свиридов, и в этом году ему исполнится 110 лет. В честь этого события я назначаю его председателем!

- А давайте послушаем его музыку! - предложил Моцарт. - Интересно, что пишет наш новый председатель!

- Извольте! - кивнул Бах. - Две песни на слова русского поэта Александра Блока. "Вербочки" и "Весна". Давайте послушаем!

Свиридов. Две песни на слова Блока

Пока звучала музыка Свиридова, я так заслушался, что незаметно для себя вылез из своего укрытия. И вот, музыка закончилась, и все вдруг заметили меня.

- Кто это? - воскликнул Бетховен. - Я его не знаю!
- И я не знаю! И я! - закричали остальные.
- Посторонние не имеют право присутствовать на нашем заседании! - грозно воскликнул Бах. - Кто вы? Как вас зовут?
- Я - Андрей! Мое имя Андрей! Андрей, понимаете?
- О, боже, опять русский! - сокрушался в своем кресле Гендель.

- Андрей! Андрей! - загалдели гости. - Его зовут Андрей!

 Говорят артисты на сцене:

- Андрей, просыпайтесь! Пора ехать на концерт!
- Ой, где я? Что я? Так это мне приснилось: и рояль, и блистающий золотом зал, и Бах, и Моцарт... и даже Гендель!

(зрителям): Оказывается, я просто заснул в комнате со старым роялем, а в соседней комнате начали репетировать мои друзья музыканты. И в моем сне все так все интересно перемешалось. Забавная это штука - сны!

- Ну, а теперь давайте вернёмся в реальность и поприветствуем наших исполнителей:


Рецензии