Что читать подросткам?

В помощь  родителям подростков. Что прочитать?
  Кто не интересуется прошлым, у того нет будущего.
В. Ледерман. «Календарь майя»

Какие проблемы есть у подростков? Их много, но главная — ощущение своего одиночества, своей ненужности. Отчего появляются эти чувства?
- Гаджеты заменяют живое общение;
- поглощение огромного потока информации не способствует самопознанию и - самопониманию, чтобы чётко определить свою ценность и значимость;
незнание своих сильных и слабых сторон ведёт к неумению заинтересовать собой других;
- подростки хотят быть самостоятельными, независимыми, но не умеют  быть ответственными за свои поступки...

Чтобы решить эти задачи, подросток может обратиться к психологу (чьи кабинеты страшнее огня!), или к авторитетному педагогу (но, как правило, школьники стесняются), или (при условии открытых, доверительных отношений!) к родителям. Именно в этом случае я рекомендую прочитать и совместно обсудить книгу В. Ледерман «Календарь майя». Это роман о том, как трое изгоев («дефективных», по определению одного из одноклассников), объединённых поиском выхода из трудной ситуации, научились ДРУЖИТЬ и помогли друг другу решать личностные проблемы.
Какими предстают перед нами герои в начале повествования?
- «Невысокий лохматый паренёк с ободранной щекой». Это Глеб Елистратов, задира, грубиян, эгоист-одиночка;
- «полный, с безучастным видом, мальчик в сопровождении бабушки». Это Юра Карасёв, у которого две недели назад умер дед, в смерти которого Юрасик винит себя (был на шахматном турнире, когда у деда случился инфаркт);
- «дылда», от которой «воняет половой тряпкой». Это Лена Зюзина, взвалившая на себя ответственность за всю семью (трое младших братьев и сестрёнку Анюту), так как отец — в тюрьме, мать болеет. Лена моет подъезды домов, работает уборщицей в кафе и в парикмахерской. И это в 13 лет!

У каждого из этих подростков есть личностная драма.
Юрасик наказывает себя за смерь деда: отказывается от игры в любимые шахматы, не ужинает вместе с бабушкой, папой  и мамой, теряет интерес к учёбе (отличник!).
Лена, вслед за матерью, взращивает в себе гордыню: «Мы не нищие. Нам подачки не нужны», не может простить бабу Липу, которая на суде дала ложные показания против отца (адвокат обещал, что это поможет отцу, баба Липа и поверила). Отца всё равно бы посадили (он виноват), но косвенная причастность к этому бабы Липы привела к тому, что старшие дети Зюзиных (Лена, Андрейка, Саша) отвернулись от женщины, на руках которой они практически выросли.
А Глеб страдает от одиночества: мать умерла, когда он был совсем маленький, а отец не хочет с ним общаться, так как Глеб разрушил его брак с любимой женщиной. В день свадьбы пришёл к Вере (потенциальной жене отца) и заявил, что спрыгнет с крыши её девятиэтажного дома, если она придёт в ЗАГС или расскажет об этой угрозе отцу. Вера отказалась от свадьбы, от общения с отцом, два месяца не вставала с постели, а отец Глеба ходил «чёрный и ничего вокруг не замечал».


Что же произошло и стало причиной сближения этих трёх подростков?
23 мая 2013 года их класс ездил на экскурсию. Археологи, раскопав стену, обнаружили на ней надписи, очень похожие на раннюю письменность племени майя. Глеб нацарапал дату рядом с иероглифами. Рядом с ним в раскопе были Лена и Юрасик. Остальные школьники уже выбрались наверх.
И для Глеба, Лены и Юрасика начался обратный отсчёт времени. 22 мая, 21 мая и т. д.
Что произошло? Почему именно они? И как выбраться из этой ситуации? Эти задачи предстоит ребятам решить самостоятельно, без помощи взрослых. Всем детям, читавшим этот роман, именно эта фантастическая часть кажется наиболее захватывающей.
Лично мне, как взрослому человеку, интереснее наблюдать за теми изменениями, которые претерпели школьники.
Всё началось с установления правил общения. Юрасик предложил не называть друг друга по фамилии и не обзываться.  Так закладывался фундамент дружбы: уважение и понимание ценности друг друга. Подростки «открывали» ценные качества друг в друге.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ,,,


Рецензии