Куда глаза глядят. 2020 год

(Из путевых заметок. Декабрь.)

Собрался в лес спонтанно. Над маршрутом не заморачивался, решив для себя, что поеду в ЭТОТ лес, а не какой-нибудь другой. А там уж на месте определюсь, вверх от трассы пойду или вниз - в общем, где поприглядистей будет, куда глаза позовут.

С утра за городом – стынь стылая. И – тишина оглушающая.

Автобус, окутанный выхлопным облачком, укатил дальше по своему маршруту.

Та-ак, и куда мои глаза глядят?
Внизу на переднем плане теснятся крыши посёлка, над ними – строгие линии железнодорожной контактной сети. Там – продолжение города. Не то…
Вверх по склону от обочины трассы сквозь подступивший к дороге сосняк тянется подмороженная песчаная дорожка. Хм… Взгляд так и побежал по ней. Я – за ним, стараясь не отставать.

С развилки грунтовок, где начинается ощутимый подъём, автомобильные следы потянулись влево отлогим траверсом. А прямо вверх снег по колее лежит нетронутый. То есть, не то, чтобы совсем нетронутый – не тронутый авто-колёсами. Зато в собачьих следах недостатка нет. А человеческий след на сегодня – мой первый. Смеюсь: «Здесь ещё не ступала нога человека.»

Вот, и опушка леса. С (без)лиственных деревьев вчерашний иней, в основном, осыпался, но бурьян в предлесье стоит снежно-стеклянный и кроны сосен отливают серебром. Удивительное это дерево, сосна: «Во всех ты, Душенька, нарядах хороша»!

Пройдя немного, высмотрел у обочины удобное брёвнышко и устроил второй завтрак. Традиции нужно соблюдать, иначе какие же это традиции?

Достав ППУ-сидушку, повертел её в руках и уселся-таки на блестящую сторону, сделав выбор в пользу физики. А то, что раньше располагал пенку металло-плёночным покрытием вниз, так это простительно: у меня по названному школьному предмету была четвёрка, и в те годы подобная деталь туристского снаряжения была неизвестна даже братьям Стругацким.

Пока доставал из рюкзака термос, разворачивал плюшки, руки успели замёрзнуть, что неудивительно: мороз около 20-ти градусов, хорошо, ещё, ветра нет. Похвалил себя, что не забыл тонкие эластичные перчатки, которые тут же натянул на озябшие пальцы.
----------------

Когда-то вычитал у горных туристов совет в морозы надевать такие перчатки под рукавицы. Оказалось, и правда, очень удобно выполнять какие-то недолгие мелкие операции, например, увязывать/упаковывать лыжи. Вот, только, в обед пальцы уже не оближешь, поэтому зимой беру в лес плюшки без повидла. Чем приходится жертвовать!
---------------

С полкилометра, наверное, от опушки снег по дороге густо покрыт звериными следами. Тут и косуля, и заяц, но преобладают отпечатки собачьих и/или лисьих лап. Наверное, хоть и мелкие, всё-таки, собачьи, поскольку по мере углубления в лес их количество быстро сокращалось.

На целине смог оценить глубину снежного покрова. Н-да, слово «глубина» здесь не вполне уместно, как, впрочем, и «толщина». А как сказать – «высота»? А разве высота может быть низкой? В общем, снегу – мало, он не закрывает и галошу моего башмака.    
             
Но какого-то поклонника зимних видов спорта это не остановило: по дороге тянется попутная «одноразовая» лыжня, уже подмёрзшая. Нет, рано ещё для лыж: то и дело вижу полосы голой земли, где снег содран даже при классическом ходе лыжника. Подождём… (Только, боюсь, долго ждать придётся. Вечером дома глянул долгосрочный прогноз и опечалился: ГИСМЕТЕО до первых чисел января ощутимых снегопадов не обещает.)

Автомобильный след не появился на дороге и выше, чему я порадовался, но, как оказалось, преждевременно. Очень скоро увидел причину непопулярности этого участка дороги у автомобилистов: впереди – завал, да ещё какой!

Когда обходил нагромождение упавших деревьев лесом, вспомнил: а ведь дорогу здесь завалило пару лет назад, и мне уже случалось обходить это препятствие, кстати, с этой же стороны, только, шёл тогда во встречном направлении. И как это я сразу не вспомнил? Кто-то скажет: склероз, а я не соглашусь: это просто мелочь, не достойная внимания!

Вот, если б поперёк дороги медведь лежал, задумчивый такой (чур меня!) – точно бы, не запамятовал. Господи, что в голову лезет! Хотя, с другой стороны, думать в зимнем лесу городские думы и вовсе моветон.
-----------------

Давно заметил, что лес помогает, пусть на время, отрешиться от повседневных проблем. Когда-то, много лет назад, на работе была такая нагрузка, что приходилось трудиться без выходных. А инструмент – голова! В какой-то момент, вконец ошалевший, взял рюкзачок и на полдня убежал в Сокольи горы. И ведь отпустило! К обеду вернулся домой другим человеком. Так и спасался потом.
-----------------

Выше завала поперечная дорога заезжена до блеска. Извечный вопрос пешехода: и куда они все едут, мёдом им, что ли, здесь намазано?

Если и намазано, то, к счастью, не везде. На перекрёстке автомобильный след укатил по своротку влево, а вперёд-вниз протянулись людские следы, причём, насколько могу судить, два человека прошли туда и обратно.
Не помню, есть ли внизу поперечная дорожка краем леса: если и ходил там, то очень давно. Прищурившись, послал взгляд вниз. Вернулся нев… тьфу! – взгляд ни с чем. Если там нет перекрёстка, то куда сползает по склону дорожка, на которой стою? Неужели, так и выходит на шоссе? Ладно, щас проверим.

Проверил. Нет поперечной дорожки. Очевидно, в этом убедились и те двое, что ходили здесь до меня. Можно было б сразу догадаться, но кому и когда помог чужой опыт?

Чертыхаясь и отдуваясь, поднялся назад до перекрёстка и свернул по автомобильной колее. Присмотрелся: обратного парного следа чужих башмаков вроде бы нет…

По дороге – стёжка мелких собачьих (лисьих?) следов … в обоих направлениях. Развеселился. Пересёк часто-часто натоптанные поперёк дорожки пунктиры мышиных следов. И тоже – туда и обратно. Смеялся в голос, добавив звуков застывшему лесу.

Большую часть дня, кроме меня, тишину нарушали только дятлы. Утром единожды раздался голос пернатого «дровосека». Я расценил его как: «За работу, братья!» - потому, что затем до полудня меня сопровождал только весёлый перестук.

Дальше на развилках и перекрёстках держался левой стороны, планируя в конце дня замкнуть кольцо, вернувшись снова к ж/д станции. В какой-то момент глянул на часы и выбрал дорогу покороче, чтобы успеть выйти из леса до сумерек.
Пошёл по ней и … вышел из леса на вырубку. Тут и там по обочинам навалены штабели сосновых брёвен, на новообретённых полянах - горы срубленных веток и проплешины на месте больших костров. В одном месте кострище ещё теплится дымком, распространяя вокруг неприятный запах.

Это амбре я почувствовал задолго до того, как увидел его источник. В который раз обратил внимание, что в лесу – в отличие от «цивилизации» - при дыхании воздуха не ощущаешь. И очень чутко реагируешь на малейшее появление в атмосфере всякой городской дряни. Но есть и приятный момент: радуюсь восстановлению обоняния после ковида.

Обходя наваленные лесорубами брёвна и сучья, заметил свежий автомобильный след, проложенный прямо через лес. Интересно… Сверился с нужным мне направлением: вроде, годится. Если, конечно, выведет на поперечную просеку. А иначе, зачем было тут ломиться?

Зачем-зачем? Надо ему было! Колея, повиляв меж деревьями, завернула по отлогой дуге и завершила свой бег возле кучи сосновых веток и свежего пня. Вот оно, что: лесорубы так пригодные для валки деревья ищут – как грибы.

И в уральских лесах обращал внимание на огромные одиночные сосны среди мелколесья – этакие «маяки», оставленные когда-то давно на месте «оптовых» рубок спелого леса. И там, и здесь спустя время их выбирают «розничные» лесозаготовители.

Прикинув азимут, от тупиковой колеи пошёл через лес и метров через двести ожидаемо подсёк квартальную просеку. Этим сегодняшний «экстрим» и ограничился; весь день ходил только по дорогам.

Снова – заезженные, теперь уже, грузовиками лесорубов, просеки. На пару километров к автомобильной колее добавилась «стиральная доска», оставленная гусеницей снегохода. Да, видимо, на лыжах здесь и после снегопадов делать будет нечего. А, помнится, мы часто ездили сюда зимой, прокладывая лыжню по целинным просекам. Но потом появились лесорубы, квадроциклы и снегоходы, затем началась реконструкция ж.д. ветки на аэропорт, уничтожившая удобную для нас малоезжую грунтовку краем леса. Вот, и пришлось сменить, как сейчас модно говорить, локацию.

Однако, уже час дня – самое время устроить обеденный привал. Тем более, что по обе стороны дороги ровными рядами стоит молодой сосняк (в своё время сажали леса много), где всегда можно найти тонкую сушинку.

Сказано-сделано. Но в костёр пошли ветки разлапистого сухостойного дубка, оказавшегося, в прямом смысле слова, под рукой. Дубовая «начинка» костра для меня - редкость: хоть и горит жарко, да уж больно заготавливать его тяжело (как-нибудь расскажу).

Но особо-то рассиживаться у костра времени нет: в эту пору световой день короток. Поэтому, убрав с огня скворчащую сковородку, перестал подкармливать его дровами. В ответ и костёр вскоре охладел ко мне. Да и солнце уже цепляет верхушки деревьев. «Пора в дорогу, старина, подъём пропет ...»

Вернулся на дорогу и снова топ-топ. На ходу отметил, как изменились краски вокруг. Понизу лес потемнел, зато подсвеченные низким солнцем заснеженные макушки сосен, словно, сами источают яркий свет, причём, золотистый, а не зелёный. Зная, что задирание объектива чревато искажением пропорций картинки, всё-таки не удержался и сделал несколько снимков белых колючих крон на фоне чистого неба.

С очередного квартального перекрёстка спустился на дно овражной долинки, где свернул с просеки в сторону далёкой ещё автотрассы. Выбранная мной дорога здесь проложена по заметённому снегом днищу лесистого оврага, куда уже не доставал солнечный свет. Неочевидные (ещё только три часа пополудни) сумерки принесли тени в заросли обочинного кустарника, вычернили кроны сосен.

В тишине оглушительно хрустел снег под моими шагами, и больше – никаких звуков.

Рассчитывал на какой-нибудь развилке оставить эту мрачную дорогу и уйти в направлении станционного посёлка. Не рассчитал. Вернее, не расценил, как подходящие мне, одну дорогу наезженную, другую - заснеженную. Так и дошёл до широченной просеки с ЛЭП вдоль трассы. Возвращаться вверх по оврагу, как и выходить на обочину шоссе, счёл неразумным, и пошагал по грунтовке, протянувшейся от одной ажурной высоковольтной опоры до другой, третьей ...

На этом полуторакилометровом участке пути пришлось многократно спускаться в устьевую часть поперечных овражков и подниматься наверх, чего можно было избежать вверху - в лесу, где овраги только зарождались. Зато просека и окраинный сосняк были выгодно освещены заходящим солнцем: белая лента дороги змеилась по рыжему ковру бурьяна, небесный колер плавно перетекал от густой синевы слева - за дальним лесом до белого золота с правой стороны, над Жигулями. Лепота!

Но подъёмы-спуски, хотя и в спокойном темпе, здорово меня упарили. Была даже мысль на подходе к станции сменить мокрую термо-майку, благо, запасная привычно лежала в рюкзаке. Но тут я удачно вспомнил про время и, глянув в листочек с расписанием - эх, ты! - прибавил шагу.

Добравшись до остановки автобуса, первым делом посмотрел на часы и … ограничился надеванием пуховки: до подхода маршрутки оставались минутки. Руки привычно открывали/завязывали рюкзак, а глаза убежали далеко, выглядывая в веренице приближающихся машин анфас пассажирского «Ford»-ика.
---------------

Прощальный взгляд в лесные дали поверх мигающей подфарником маршрутки…


Рецензии