Соседи, или экзегеза для двоих
Постановка Анастасии Даниловой и Владимира Королева
Ну вот я и снова в уютном книжном магазине «Гиперион»! Получив приглашение на премьеру спектакля от Анастасии Даниловой из Театра «Двое», я не испытала ни капли сомнения, что действо сие будет ярким, интересным, порой веселым, а порою и грустным , — как и сама жизнь.
И, конечно, я не ошиблась. Спектакль «Соседи, или экзегеза для двоих» посвящён памяти Романа Виктюка, пять лет назад покинувшего нашу планету.
Трагикомедия по пьесе итальянского актёра, сценариста и режиссёра Нино Манфреди «Люди лёгкого поведения», созданная в конце 80-х годов прошлого века, в итальянских театрах ставится не реже, чем у нас «Чайка». Но в России она была поставлена лишь однажды — именно режиссёром Романом Виктюком. Назывался спектакль «Путаны», и главные роли в нем исполняли Ефим Шифрин и Екатерина Карпушина.
Театр «Двое» поставил и сыграл этот спектакль по-своему, сделав упор именно на отношения между двумя главными героями, представителями разных социальных слоев, с различным уровнем культуры и образованности. А встречаются Принцесса (Анастасия Данилова) и Профессор (Владимир Королев) при самых что ни на есть простых и, я бы даже сказала, бытовых обстоятельствах. Она — женщина самой древней на белом свете профессии. Он — мужчина культурный, образованный, пишущий сценарии и знающий себе цену. И вот, представьте себе, что этот самый «культурный» мужчина появляется в квартире «гетеры» темной ночью с нехилого размера ножом и требует от неё… Нет, вы не угадали: всего лишь изменить напряженный график ее работы, ибо тот совсем не совпадает с его личными биоритмами…
Дальше — больше. Философские рассуждения Профессора об экзегезе (надо бы срочно погуглить, что это такое!) и Кандинском сменяются полным отчаяния рассказом Принцессы о своей семье и о себе, любимой, в подростковом возрасте. Когда так хотелось получить диковинную куклу от «доброго дяди», что…
Пути Господни неисповедимы. Кто без греха — пусть первым бросит камень в Принцессу и ей подобных… Анастасии Даниловой удалось создать образ женщины хоть и «недалекой» в культурном отношении, но чрезвычайно простой, доброй и искренней. Любящей и умеющей заботиться и быть настоящим другом, ничего не требуя взамен.
Тот же, кто считал себя лучше, умнее, талантливее и принципиальнее всех, неожиданно для себя самого скатывается до положения содержанца у той, над необразованностью которой он совсем недавно так весело потешался!
Будьте готовы: в этом с любовью созданном и прекрасно сыгранном спектакле будет ещё множество неожиданностей и метаморфозов. Будут красивые мелодии и танец, исполненный Принцессой и Профессором, ставшим под влиянием этой искренней женщины более гибким и покладистым.
Профессор в исполнении Владимира Королева отнюдь не столь прямолинейный, эгоистичный и пафосный, как может показаться на первый взгляд. «Что я пишу!» — в ужасе отрывается
он от пишущей машинки, на которой всего минуту назад выстукивал нечто, не сочетаемое с его принципами. Он с гневом отвергает совет рыдающей от умиления Принцессы: предложить боссу Гарджоле сценарий для «душещипательного» фильма о бедной слепой девочке... Спасенной от вечного мрака любящей матерью, которая стала любовницей хирурга ради того, чтобы вернуть дочери способность видеть.
«Ну и правильно отверг Профессор эту мыльную оперу!» — с негодованием воскликнет киноман с особо тонким вкусом, привыкший видеть на экране нечто необыкновенное, поучительное, или же ужас какое замороченное и ни на что прежде виденное не похожее. Согласна, «мыльная», да ещё и такая, что аж пузыри в кинозале летают — агромадные как планеты… Но в том-то и дело, что простому народу, составляющему большинство кинозрителей, все это очень даже нравится!
Так как же поступить нашему Профессору? Неужто забыть об «экзегезе» и прочих красивых и умных словах, позволяющих ему парить где-то в поднебесье, с презрением взирая с высоты на одинаковых муравьишек — потребителей кинотуфты о слепой девочке и ее жертвенной мамаше? Неужели начать кропать в угоду публике такие вот «дешевры», забыв о том, кто он есть и чему его учили столько лет другие умные профессора? И похоронить навеки мечту о просвещении простого народа, которое поможет ему отличать шедевры от «дешевров»?
Думаю, каждому творческому человеку приходилось сталкиваться с подобной ситуацией, когда «сильные мира сего» требовали от него совсем не то, что ему хотелось делать, а то, что будет хорошо продаваться. А за его возвышенные «хотелки» просто не платили деньги. Так что Профессора мы от души понимаем и мысленно аплодируем его принципиальности. Но взглянув на рыдающую от избытка чувств Принцессу, находящуюся на вершине блаженства от счастливого окончания истории о прозревшей девочке, хочется сказать этому черствому эгоисту: «Да напиши ты этот сценарий — хотя бы ради неё одной напиши! Стань знаменитым, а там и «экзегеза» твоя, глядишь, какому-то прекрасно-безумному режиссеру приглянется!»
Вот такие противоречивые чувства одолевали мною во время просмотра спектакля сего. Я ведь тоже люблю фильмы и постановки умные, поучительные, чтоб было потом о чем поспорить, порассуждать… И вдруг отстаиваю с пеной у рта права гетер и домохозяек на своё, близкое и понятное им искусство. Вот ведь чудеса, не правда ли?
В этой постановке меня ждал ещё один приятный сюрприз. Зрители, смотревшие спектакль «Путаны» Романа Виктюка, наверняка угадают, чей бархатный, но в то же время весьма решительный голос звучал из трубки красного телефона, имитирующего губы Аманды Лир в фантазиях Сальвадора Дали…
Сцена с куклой, которую бережно укачивала Принцесса примерно в середине спектакля, равно как и его концовка, поразили меня в самое сердце. Это был полный катарсис, в результате которого кукла, причина случайного греха, превратилась в символ радости, всепрощения, материнства.
Браво, Театр «Двое»!
И спасибо тебе, «Гиперион», за то, что ты создаёшь уютную атмосферу для всех нас: зрителей, творцов и читателей!
***
Роли исполняют:;
Профессор - Владимир Королёв;
Принцесса - Анастасия Данилова
;Гарджола - заслуженный артист РФ Дмитрий Бозин
Свидетельство о публикации №225122201603