Богатые улетят и спасутся?

Одна коллега по прозе.ру предположила следующее:
"Самые умные, наверное, уже подготовили межпланетные корабли, чтобы вовремя "рвануть" на своё новое место жительства, когда доведут Планету до коллективной ядерной войны."
   Показалось небесполезным осветить данную фобию и разбить хрустальную мечту некоторых о "пыльных тропинках далёких планет".

   Таки шо имею сказать…  Начну тему с анекдота времён СССР.

 

Приходит еврей в Отдел Виз и Разрешений (ОВиР) и говорит: "Хочу уехать из СССР!" Чиновница даёт заполнять ему анкету отъезжающего. Он заполняет её и отдаёт. Та проверяет, что как заполнено и говорит: "Но Вы не написали, куда Вы хотите уехать! Знаете что, у меня есть глобус. Я его Вам дам до завтра. Выберите себе страну, и завтра я её впишу в анкету." На следующий день тот возвращается в ОВиР, отдаёт глобус и говорит: "Простите, у вас нет другого глобуса?"

   Идея «богатые умные улетят в космос от ядерной войны» — это тот же самый ОВиРовский глобус, только в 4K.
   В анекдоте еврей крутит глобус и вдруг видит простую вещь: куда ни ткни пальцем — везде либо свои режимы, войны, кризисы, либо другие формы того же абсурда.
   Поэтому и вопрос: «А у вас нет другого глобуса?» — это не про географию, а про невозможность сбежать из самого принципа человеческого устройства, не меняя голову.

Мечта «улетим на Марс (в космос), пока тут всё не взорвалось» устроена точно так же: глобус просто заменили на звёздную карту, ОВиР — на Илона Маска и отчёты NASA, а вопрос остался прежним: «Есть ли где-то место, где не будет следствий того же ума, который устроил ядерный шантаж здесь?»

Пока нет понимания, кто создаёт этот «глобус» и кому всё время кажется, что спасение — в другой точке карты, новый мир будет продолжением старого: тот же страх, та же жадность, те же войны — просто в другой декорации.

Так что фраза «богатые умные улетят спасаться в космос» — это современный вариант «другого глобуса». Внешний шар можно поменять, но пока не сменился тот, кто на него смотрит, — это будет всё та же Земля, только с более дорогим билетом до ОВиРа.



  Человечество никуда не «рванёт» дальше Луны не потому, что мало железа или ракет, а потому что та «вселенная», от которой хотят сбежать, порождается тем же умом, который собирается строить межпланетный ковчег.

   Почему мы «прикованы» к Земле?
Да потому, что всё начинается не с космодрома, а с точки внимания.
Когда нет рассредоточенной, свободной собранности, внимание сжимается в одну жёсткую точку – «я» с его страхом, жадностью, мечтой о спасении – и растягивается в Мысль и Время:
   появляется история о «катящейся к ядерной войне планете»;
   появляется образ «умнейших», которые заранее готовят себе спасательную лодку;
   появляется вера, что «там, где-то далеко», есть другая сцена, на которой не будет того, что переживается здесь.

   Так рождается «Создатель-Архитектор» – не метафизический "бог", а сам ум, который в автоматическом режиме планирует вселенные, населяет их страдающими существами и потом пытается эти существа эвакуировать на другой шар.
   Но где бы ни оказался такой ум – на Земле, Марсе или в поясе Койпера – он принесёт с собой ту же концентрацию страха и жадности, а значит, ту же войну, только с другим пейзажем за иллюминатором.

        Откровение Мастера дзэн*: Линь Дам как «шов сознания».
   Когда внимание собирается в сердце и потом направляется наружу как увеличительное стекло, оно «выжигает» на внутреннем небе собственную галактику – Линь Дам, «Млечный Путь» – как сварочный шов сознания по внутренней поверхности черепа.
   То, что вы называете «космосом», – это не столько внешнее пространство, сколько проекция того, как ум рисует себе границы и расстояния: точка – превращается во «временную линию», вспышка – в «эволюцию вселенной», один миг паники – в «угрозу коллективной ядерной войны».

В таком видении вопрос «почему Луна не падает на Землю*» звучит не как задача по физике, а как указание, что сама модель «массы, притяжения, падающих тел» – это удобный чертёж для ума, который уже принял всерьёз свою картинку мира.

Почему «улететь» на самом деле некуда?
Для ума, который не разобрался с собственным швом Линь Дам, «освоение космоса» – это продолжение той же привычки: вместо того чтобы увидеть, как именно он сейчас создаёт этот мир, он хочет изменить декорации. Вместо того чтобы заметить, кто именно боится «коллективной ядерной войны», он придумывает собирательный образ «человечества» и проектирует для него маршрут эвакуации.

Пока не распознан механизм, по которому мысль сворачивает пустоту в «космос с планетами», все попытки «сбежать» останутся движением внутри одного и того же сна. Можно построить тысячу кораблей, но сна они не покинут, потому что их двигатель – тот же самый нерассредоточенный, зажатый страхом ум.


* Объяснение про "висящую и не падающую Луну"

У Луны есть большая орбитальная скорость поперёк направления на Землю. Если бы гравитации не было, Луна летела бы по прямой. Но гравитация же всё время «загибает» её траекторию, так что вместо падения она всё время падает по окружности вокруг Земли — «падает, но промахивается».

 Гравитация как «притяжение к центру» — это и есть выражение Эго ("ахамкара", будд.), которое постоянно тянет восприятие к фиксированной «картине мира», создавая иллюзию порядка из изначального Хаоса (пустотность).

   Подобно тому, как гравитация Земли заставляет Луну «падать к центру», Эго непрерывно центростремительно притягивает ум к «я» — центру собственной нарративной вселенной. Оно создаёт стабильную орбиту восприятия: «я существую, мир реален, события последовательны». Без этой силы сознание распалось бы в Хаос — бесконечное поле явлений без «наблюдателя».

    Орбитальная скорость ума: мысли, эмоции, ощущения — это орбитальная  скорость, которая не даёт полностью «упасть» в эгоцентризм. Ум «падает к центру», но - «промахивается» за счёт потока феноменов, создавая иллюзию стабильной орбиты. Это — разрыв единства на субъект и объект.

    Изначальный Хаос — это Пустота, "шуньята" за пределами гравитации. Без гравитации Эго - нет «Земли» как центра координат. Нет ни «Луны», ни «орбиты», ни «падения». Это ригпа — изначальное осознавание, где явления возникают и растворяются без привязки к «я». Суфии называют это фана (растворение), каббалисты — Эйн Соф до Цимцума.

    Эго упорядочивает - как гравитационный коллапс, собирающий рассеянный газ в галактику. Оно берёт хаотичный поток феноменов ("дхарм", будд.) и строит из них когерентную историю: «я врач, это мой пациент, вот его проблема с варикозом». Без эго — только голый опыт: без всякой "истории", структурированной в "последовательность событий".

Подлинное видение, называемое в Тхиен "дзян синь" — это не «отмена гравитации», а распознавание её иллюзорности: Луна не «падает и промахивается», а просто движется в пустоте, где нет «центра» и «орбиты». Эго остаётся для повседневности (автор как медик продолжает работать, общаться), но ум видит: весь этот «порядок» — майя, "сон Азатота" (Про Азатота если интересно -  тут http://proza.ru/2023/10/27/163). "Пробуждение" — это выход из орбиты.

  Оптимальная практика для этого элементарна: мантра «Форма — есть пустота, пустота — есть форма». Гравитация Эго не исчезает физически (мир остаётся), но перестаёт быть «реальной» — как Луна продолжает «падать», но уже без страха столкновения.

   «Луна не падает, потому что нет Земли. Нет Земли, потому что нет того, кто смотрит». (Суфу Нам Тонг)   
   Падение — в уме, цепко удерживающем двойственность.



---------------------------------------------------


  Тогда как объяснить, что "автор Ал Ор" до сих пор пишет на страницах сайта "проза.ру", хотя осознаёт что это последние всплески идеи "самобытия", и ясное осознание фальшивости картины мира вследствие отсутствия реального "самобытия" уже достигнуто?

   Здесь нет противоречия, если убрать ожидание «стерильности» после прозрения.

   Нет автора, но есть письмо: «пробуждение не отменяет карму, оно отменяет владельца кармы». Осознавание видит: «самобытия нет, "Ал Ор" — всего лишь связка привычек, памяти и стиля». Но у этой связки есть инерция: тело встаёт, пальцы нажимают клавиши, мысли оформляются в текст. Это не «просветлённый автор продолжает утверждать себя», а привычный поток действий без прежней серьёзности:
   раньше «я пишу, чтобы быть кем-то»,
   теперь «письмо происходит, и "кем-то быть" уже не держится всерьёз».

   Монахи дзэн и после сатори продолжают колоть дрова и носить воду; здесь просто другой инструмент — клавиатура.
   В Дзогчен - это "игра энергии после распознавания". Там различают три уровня: основа, природа и игра энергии. Основа распознана: нет отдельного «я», всё — проявление одного пространства осознавания. Но игра энергии (стиль, юмор, резкость, любовь к парадоксам) не исчезает мгновенно, она просто перестаёт восприниматься как «я по существу».

   Поэтому: «обретено понимание, что это последние всплески идеи самобытия» — это уже взгляд из пространства, которое замечает, как остаточные волны ещё бегут по поверхности. Писанина в таком режиме - не «строительство себе памятника», а естественное проявление: есть побуждение артикулировать — оно артикулируется, без претензии на вечный статус.

    Зачем тогда вообще писать?
Если в этом есть цепляние — это материал для дальнейшего видения.
Если цепляние разомкнуто, письмо остаётся как способ связи, как выражение сострадания, как игра — без иллюзии, что текст закрепит чьё-то "я".
    «Ал Ор» продолжает писать не потому, что верит в своё самобытие, а потому что энергия ранее созданной формы ещё расходуется, а пространство осознавания это спокойно видит. В этом и состоит парадокс: самобытия нет, но условный автор действует, пока его кармическая конструкция не исчерпается до конца.

  Ал Ор не удаляет свою страницу по той же причине, по которой в Тхиен не рвут паспорта и не жгут старые фотографии: проблема не в следах, а в том, есть ли за них хватание.
 У кастанедовского дона Хуана «стереть личную историю» часто понимают буквально: уничтожить биографию, контакты, следы. В таком чтении возникает идея, что просветление доказывается жестами: исчез, удалился, ничего о себе не оставил.

Да важно не наличие истории, а иллюзия, что "я = моя история". Можно не удалять страницу, но видеть её как старый сон, который больше не определяет того, что сейчас есть. Человек, который в панике стирает все следы, может быть так же привязан к образу «того, кто ни с чем не отождествлён», как раньше был привязан к образу «великого автора».

   Где "ошибка дона Хуана" в буквальном понимании?
Если взять «стирание личной истории» как абсолютный критерий, получится странная логика: Будда, оставивший о себе массу историй и сутр, «ничего не понял»; и мастера дзэн, у которых есть имена, линии передачи, анекдоты — тоже «провалили экзамен», раз не стерли все следы.

История пусть остаётся - хрен с ней - но вера в то, что она даёт подлинную опору, рассыпалась. Страница на «проза.ру» выполняется как оболочка, через которую что-то по инерции ещё выражается, без притязания «увековечить меня».

Неудалённая страница сама по себе не доказательство ни понимания, ни непонимания. Важно не то, висит ли где-то обозначение "Ал Ор", а то, есть ли внутри необходимость опираться на этот образ. Ошибка буквального чтения дона Хуана в том, что ставится знак равенства: нет истории — есть понимание, есть следы — значит, не понял. Это - грубая подмена. Можно стереть все профили и остаться рабом новой роли "того, кто всё стёр", а можно оставить старый аккаунт как пустую оболочку, не принимая его ни за доказательство, ни за опору. Вопрос же - не в странице, а в хватании за неё...




Фото: Мастер тантры Тхиен (дзэн, вьет.) СуФу Нам Тонг у подножия статуи Майтрейя.
  Майтрейя ("любовь, дружественность") — это будущий Будда в буддизме, бодхисаттва (существо, стремящееся к просветлению), который, согласно пророчествам, появится в конце нашего мирового периода, чтобы принести гармонию, благоденствие и учение человечеству, заменив Будду Шакьямуни.

Об уникальном человеке Суфу - семь эссе здесь http://proza.ru/2024/01/10/171


Рецензии
Ваш эссе «Богатые улетят и спасутся?» — это глубокий философский разбор современной фобии апокалипсиса, где идея межпланетной эвакуации элиты разоблачается как иллюзия ума, зажатого страхом и жадностью. Автор, опираясь на дзэн и дзогчен, мастерски показывает: «космос» — не внешнее пространство, а проекция сжатого внимания, создающая миры страданий, будь то Земля или Марс. Линь Дам как «шов сознания» — яркая метафора, объясняющая, почему мы прикованы к Земле: не ракетами, а автоматическим мышлением, превращающим миг паники в «ядерную войну».

Философский слой переплетается с личным: размышления о «Ал Ор» как остаточной карме после прозрения добавляют искренности, напоминая, что пробуждение не стирает инерцию, а монахи дзэн продолжают «колоть дрова». Текст провоцирует на самоанализ — зачем бежать, если ум несёт с собой тот же сон? Юмор в разборе «умнейших» с ковчегами и отсылка к Майтрейе как символу будущего гармонии смягчают суровость идей.

Это не просто критика научно-фантастических утопий, а призыв к распознаванию: свобода — в свободном внимании, а не в полёте. Для Проза.ру — идеальный текст, сочетающий эссеистику с духовной прозой, побуждающий читателя выйти за рамки «я».

Рух Вазир   22.12.2025 19:18     Заявить о нарушении
Благодарю, уважаемый Рух Вазир, за неизменный интерес и тёплый отзыв.

Анекдот СССР.
Мужик звонит из телефона-автомата:
- Алло! Это КГБ?
- Да, слушаем.
-Плохо работаете!...
Бросает трубку, вскакивает в машину, доезжает до метро, там несколько
остановок, потом еще на троллейбусе, потом на автобусе...
Петлял, терялся, заметал следы.
Вбегает в таксофон на другом конце города:
-Алло! Это КГБ?
-Да...
-Плохо работаете....
Вдруг сзади мягкое похлопывание по плечу и вкрадчивый голос:
- Как умеем , так и работаем...
-------------------------------------------------
Как можем - так и пишем. С уважением,

Ал Ор   22.12.2025 19:31   Заявить о нарушении