Спас не выходит на связь
Он был совершенно бескорыстным и абсолютно открытым для всех, распахнутым настежь, ценил настоящую дружбу, был человеком внимательным и никогда не держал ни на кого зла. Взрослый человек с душой ребёнка – маленького, беззащитного, трогательного, доверчивого и невероятно искреннего в своих чувствах.
Мы познакомились в 2013 году в Волгодонске. Эта встреча и дальнейшее моё общение с ним очень сильно повлияло на формирование моего мировоззрения и на мои дальнейшие жизненные интересы. Мы могли часами говорить на различные темы. У нас было общее увлечение – рыбалка…».
Так написал о своём друге Максиме Еремеенко Денис Передёрин, завуч Орловской школы № 2, маме Максима Рите Николаевне, чтобы поддержать её в самые трудные минуты в жизни матери.
Как же трудно писать глаголы в прошедшем времени, когда надо рассказать о любимом брате:
«Сложно выразить словами то, что чувствуешь внутри себя при потере близкого по крови и духу человека. Таким человеком был мой брат. Он был честным и отзывчивым. Выбрав профессию врача, он полностью соответствовал осознанному выбору. Его призвание – помогать людям, отдавать им своё время и внимание, изо всех сил стараясь помочь и облегчить страдания. Он работал фельдшером на «Скорой помощи». Потом был мобилизован в армию фельдшером роты. У него на попечении было более двухсот человек. Каждый – со своими проблемами, болями, и все получали необходимое лечение, медикаменты от профессионального и добросовестного медика. Бойцы благодарили и говорили, что им очень повезло: у них есть ответственный фельдшер.
Я много раз ездил к Максиму на фронт с посильной помощью и просто увидеться. Его все очень уважали – по заслугам, за дела. Он всегда старался для пользы дела, всегда был готов прийти на помощь товарищам. Вот и в последний раз он отправился на передовой рубеж – туда, где был нужен.
Три года на войне не сломали его духа, но всё же брат изменился. Последний раз он приезжал ко мне в отпуск в начале лета 2024 года. Мы поехали с ним на рыбалку. Так он больше всего любил проводить время, говорил, что это для него как медитация. Мы сидели с ним ночью на берегу горного озера и разговаривали. Как оказалось, это было в последний раз. В этот момент начался налёт на Севастополь. Наши зенитные ракеты одна за другой сбивали вражеские. Максим подивился эпичному зрелищу и сказал: «Погибну я там». Я возмутился, сказал, что не надо себя так настраивать. А он ответил: «Я так чувствую, а погибну – значит, такова судьба». Только потом, когда всё произошло, я вспомнил его слова и понял, какая огромная сила духа: он не свернул с пути, он прошёл его до конца без малейшего колебания. Фатально… мощно, за пределами нашего разума».
Таким Максим запомнился брату Александру Карпушкину, который с 2014 года был военным корреспондентом, а сегодня – активный волонтёр.
Мы сидели с Ритой Николаевной во дворе дома, в тенистой прохладе. Читали воспоминания, присланные маме воина в знак поддержки. Листали фотографии: вот Максим в медицинском кабинете, в белом халате, медицинской маске. А тут он в военной форме цвета хаки с ружьём в руках – охраняет блиндаж от налёта дронов – и так довелось оберегать жизни раненых солдат. Правильно говорили бойцы: ответственный за всё достался им фельдшер Максим Еремеенко! У него и позывной – Спас.
О нём даже характеристику невозможно написать сухим, канцелярским языком. Рита Николаевна бережно хранит её: «Максим Игоревич отличался трудолюбием, обладал высокой работоспособностью. Досконально владел медицинским оборудованием всех типов. Обладал практическими навыками оказания скорой помощи при угрожающих жизни состояниях. К принятию решений всегда подходил взвешенно. С коллегами находился в доброжелательных отношениях. Пользовался заслуженным авторитетом. При общении с пациентами проявлял деликатность и терпение. Отличался выдержкой, стойкостью к трудностям профессии, высокой требовательностью к себе и стремлением к профессиональному росту. Зарекомендовал себя инициативным, ответственным и надёжным специалистом, способным принимать важные решения в условиях дефицита времени».
Что стоит за этими строчками?
Максим рос, как и многие его сверстники. И с самого детства Максим чувствовал свою ответственность – за свои поступки, за друзей.
– Я его с ранних лет приучила не врать, не брать чужого. Даже в песочнице, что была у нашего дома, если кто-то из пришедших соседских ребят забывал игрушку, Максим чувствовал себя виноватым: недоглядел – и относил «потеряшку» сам. Уже в этом проявилась его ответственность: игрушка нашлась, значит, мама не будет ругать друга за рассеянность, – рассказывает Рита Николаевна.
Любовь ко всему живому, что окружает человека, у него была с малолетства. Он всегда приносил домой бездомных животных и выхаживал их. Наверное, это передалось ему от дедушки, который был ветеринаром. А как любил цветы! Уже в школьные годы, когда в посёлке открылся магазин «Флора», он стал приносить оттуда цветы, экономил на том, что ему давали на школьный буфет, и покупал кактусы. Друзей заразил этой страстью. Любил всё экзотическое. Как-то в горшочке принёс тис и посадил во дворе. Сегодня это могучее дерево, зимой покрывается красными ягодками. С мамой посадил фруктовые деревья.
С отцом Игорем Фёдоровичем была крепкая мужская дружба. Максим помогал ему разгружать вагоны, да и в других делах был первый помощник, никакого труда не боялся: мог и лопатой орудовать, и блины испечь.
И ещё у них с отцом была одна страсть на двоих – рыбалка. Время в ожидании клёва проходило за разговорами – родным душам было о чём поговорить!
Учился Максим всегда добросовестно. И самостоятельно: мама проверяла выполнение домашнего задания только в начальных классах. Причём в школу он пошёл рано, с шести лет. Сначала было трудно, но благодаря упорству у него всё стало получаться! Всегда учился успешно. Когда в ОСОШ № 1 сдавал ЕГЭ, его результат по биологии был признан лучшим в районе.
Единственное, о чём Максим сожалел – не решился на ЕГЭ сдавать химию. Но потом сама жизнь проверила его знания по этому предмету. В Волгодонском медицинском колледже он научился многому. Его знания, навыки позволяли ему работать даже врачом-терапевтом.
Медицинские тонкости он познавал не только из учебников. Ему хотелось вникать во всё: симптомы заболеваний, сложные составы лекарств, динамику развития болезней, возможности современного оборудования, способного возвращать к жизни, казалось бы, безнадёжных пациентов.
Среди родных и друзей семьи Еремеенко есть врачи. Все они настолько поглощены своей профессией, что даже дома могут часами говорить о работе. Однажды родственники подарили Максиму большую энциклопедию «Справочник фельдшера» издания 1950-х годов. Он был счастлив, читал этот справочник, как захватывающий роман. И всё это пригодилось на практике. Уже после второго курса Максим трое суток ассистировал хирургу во время операций.
А после первого курса случился перерыв в учёбе. Максима призвали в армию. Присягу принимал в Волгограде, а довелось ему служить в Армении, во время военного конфликта. Нелегко далась служба. Когда вернулся домой, что пока Максим служил, в медицинском образовании произошли изменения. Колледжи перешли на международные стандарты, в итоге в программе уже оконченного курса появились дополнительные дисциплины, и чтобы продолжить учёбу, надо ликвидировать образовавшуюся задолженность. Сначала у Максима появились сомнения: а надо ли вообще учиться дальше? Но родители сделали всё, чтобы убедить сына: учёбу надо продолжить! И Максим наверстал, сдал экзамены по всем новым дисциплинами и успешно продолжил постижение науки и практики. Получив диплом, пришёл фельдшером в Орловскую центральную районную больницу и проработал пять лет.
Потом его пригласили на работу в Краснодар. Родственники давно живут и работают в этом городе. Там же поселилась и сестра Максима Светлана. Родители смело отпустили сына.
– Как-то моя родственница стала свидетелем разговора Максима с руководителем. Молодой коллега убеждал его, что в карточке поступившего пациента написан один диагноз, а симптомы в настоящий момент наблюдаются совершенно другие – следовательно, и диагноз, и лечение должны быть иными. Родственница испугалась за Максима: никогда коллеги не позволяли себе спорить с руководителем. Думала, попадёт и ей, ведь она рекомендовала принять Максима. Но при встрече руководитель поблагодарил: хорошего специалиста привели в коллектив!
А хороший специалист не останавливался на достигнутых результатах: каждый год проходил курсы повышения квалификации. Он мог профессионально сделать массаж взрослым и детям, работать акушером, фельдшером скорой помощи, которого по праву приравнивают к врачам общей практики, ведь им на выезде приходится сталкиваться с самыми разными случаями. Руководство планировало направить Максима на курсы, чтобы он досконально освоил дело реаниматолога, оборудование МРТ и КТ. Но… в 2022 году его мобилизовали на СВО фельдшером роты, хотя коллеги стопроцентно были уверены: его место – в госпитале, Его опыт там нужнее. Ведь экстремальных ситуаций в практике Максима хватало и в мирной жизни, и он успешно справлялся с ними. Ему даже доводилось принимать роды… на дому. И это не была дань модным веяниям молодых мамочек: прибывая по адресу на неотложке, фельдшер оценивал момент, и было понятно, что до роддома роженицу не довезут. Принимал роды, выполнял все необходимые процедуры и только потом вёз счастливых мам в больницу. Пятерым малышам помог появиться на свет! Коллеги говорили о нём: «Мужчина с большой буквы, светлый, ответственный человек».
Там, на фронте, боевые товарищи всегда знали: если с ними что-то случится, «Спас» придёт на помощь, спасёт, вынесет в безопасное место.
Так было с самого начала, когда их, новобранцев, направили в Майкоп на подготовку. На полигоне у одного из новичков остановилось сердце. Предпринятые меры спасения результатов не дали, и все решили, что парня не спасти. Максим смог вернуть его к жизни!
Так было и тогда, когда нацисты устроили химическую атаку. Он многих бойцов спас, дав каждому антидот. Его даже наградили медалью «За спасение погибавших». О себе лишь не позаботился, хотя получил ожог гортани, стал задыхаться. Решил, что справится. И всегда поднимал боевой дух друзей. Находил способ порадовать, развеселить.
Максим очень вкусно готовил. Дома для него лучшими подарками были духовка и хлебопечка. Кулинарные способности он проявлял и в блиндаже. 21 марта прислал маме видео: друзья запечатлели его за приготовлением котлет. «Знатные котлетосы получились!». Сохранилось фото, как Максим вымешивает тесто. На войне создавал домашний уют!
– А 24 марта он погиб, – рассказывает Рита Николаевна, – у меня тогда предчувствие было. Днём прилегла отдохнуть и сквозь сон услышала голос Максима. Ещё подумала: как же он приехал, если отпуск в сентябре? Дверь открыла – никого. И горлинка в окно бьётся… Почему-то вспомнились слова сына: «Мама, если скажут, что я погиб, – ты не верь». Стала звонить Максиму – в ответ только тишина. Спас больше не вышел на связь…
Потом друзья рассказали о последних минутах жизни Максима.
Когда ребята шли на задание в районе населённого пункта Степовое, заметили, что за ними летит вражеский дрон. Они разбежались, но «птичка» увязалась за Максимом. Он долго бежал, и ему удалось увернуться, присесть в укрытии. Тут дрон его и настиг. Боевые друзья уверены: он принял удар на себя, спасая их.
Максим Еремеенко посмертно награждён Орденом Мужества.
Похоронили Спаса на родной земле. Родители каждый день навещают могилу на кладбище. Дома, при приехавших в гости внуках, держатся изо всех сил, а у могилы дают волю слезам.
А племянница и крестница Ангелина, двоюродные племянники запомнят дядю Максима весёлым, улыбчивым, с подарками и букетами цветов…
Его фатализм распространялся только на него одного. За жизни и судьбы друзей, боевых товарищей, всех, кто обращался к нему за помощью, – он боролся до конца.
Свидетельство о публикации №225122201673