Бесы

                1.

  Среди многочисленных икон в Православной церкви есть  одна, которая называется «Церковь воинствующая». На ней изображен, кроме всего прочего, сонм святых, восседающих на конях и облаченных в воинские доспехи. В руках мечи, щиты, у кого-то развеваются знамена. Они возвращаются со сражения. Встречает их, сидящая на престоле посреди Небесного Града Иерусалима , Богоматерь с Младенцем Христом. Навстречу воинам летят ангелы с золотыми венцами в руках.   
   Верующие знают за что раздаются венцы в Царствии Небесном. Но у многих непосвященных возникает закономерный вопрос: с кем же борется как церковь Христова, так и каждый христианин в отдельности?

   Ответ можно найти в Послании апостола Павла к ефесянам: "наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных". "не против крови и плоти"- значит не против людей, которые состоят из плоти и крови. "духи злобы поднебесной"- это бесы и самый главный враг рода человеческого диавол. Из "Откровения Иоанна Богослова" мы знаем, что эта братия в своё время была изгнана с неба и теперь обитает в воздухе, между небом и землёй, т.е. там, где и мы.

   Но что же стоит на кону- деньги, власть? Никак нет. На кону стоит наша душа, о которой, к сожалению, многие неверующие понятия не имеют. И за неё силы зла ведут с людьми, не зависимо верующие они или нет, постоянную войну, в которой все средства хороши. Но только жизнь христианина- постоянна борьба с диаволом, его слугами, страстями и с нашей повреждённой природой.

   Сначала подвижник восстаёт против себя самого. Много сил и терпения требует борьба со своим характером, со своими устоявшимися привычками. Нужно оставить блуд, прелюбодеяние, сребролюбие; перестать совать нос в чужие дела и указывать всем своим родственникам как им надо жить; нужно прекратить завидовать, осуждать, сквернословить; тянуть всё, что плохо лежит. Перестать считать себя лучше, умнее, талантливее, образованнее всех своих знакомых, включая соседей, друзей, одноклассников, начальника и президента.
   Жалеть каждую копейку, потраченную не на себя любимого. А также замечать вокруг себя тех, кто нуждается в твоей помощи, включая жену, детей и родителей. А самое главное- следить за своим языком, потому что он-первый наш враг, которого укротить никто не может.
 
   Борьба с самим сабой самая трудная, потому что твой противник- ты сам.  Я думаю, старшее поколение ещё помнит рассказ Станислава Лема про космонавта, который бесконечно множился и боролся сам с собой понедельничным, вторничным, четверговым и т.д. Неожиданно открываешь в себе такие черты характера, которые тебя просто бесят. Но я отвлеклась.))

   Так вот если вы всё это начали делать, а к тому же стали регулярно исповедываться и причащаться, считайте, что всё- вы ввязались в войну не на жизнь, а на смерть. Даже такие слабые потуги по спасению своей души не останутся без внимания противоборствующей стороны.
   
   «Падшие духи, – говорит святитель Игнатий Брянчанинов, – стараются удержать нас в состоянии нашего падения, в котором мы находимся в порабощении у них, и потому приносят нам греховные помышления и мечтания такие, которым сочувствует и которыми наслаждается наше падшее естество, или такие, в которых зло, отвергаемое даже падшим естеством, прикрыто личиной добра и истины».

   Расскажу вкратце как один новоиспечённый христианин провёл первую ночь после причастия.
   Проснулся он после полуночи от непонятного чувства. Посреди комнаты увидел фигуру человека, лица не было видно. "В голову пошел голос, я слышал голос очень отчетливо, но не слышал слов. Ужас который он нагонял был как животный, я весь дрожал, я не знал, что делать, схватил молитвенник, стал спиной к "гостю" и стал читать, читал как ошалелый, не помню что, не то утреннюю, не то вечернюю, ужас был просто панический, я думал если бы не было молитвенника я бы умер от страха или убежал из пустой квартиры на улицу. Дальше хуже.

   Страх нарастал, гость от молитвы и не думал пропадать, мало того, я ощутил движение у себя в животе, так как будто маленькая змея, которая ползает в животе. Я молил Бога, не вставая с коленей, кладя поклоны бесчисленное количество раз. Когда пошли слезы страх перестал иметь характер нарастания. Змея в животе успокоилась, гость постепенно ослабив влияние скоро перестал ощущаться, исчез. После второго причасти было ещё хуже."   

   Я не буду рассказывать вам что с ним было во второй раз. Не уверена, что это пойдёт вам на пользу. Скажу, что от ужаса его спасло обращение к Богородице. Она всегда приходит на помощь. Только не всегда о ней удаётся вспомнить. Иногда во время нападения бесовского человек не в состоянии даже перекреститься. Рука становится неподъёмная. А все молитвы вылетают из головы напрочь.

   Не всем Господь попускает пройти муки адские. В данном случае причина, видимо, была серьёзная. Такие выводы делаю из последнего абзаца этой исповеди.

   "Был у меня день, когда я умудрился осудить мысленно Оптину Пустынь, объяснив внимание к ней сатанистов тем, что она сама сатанинская и что нет в ней благодати, а одна прелесть, осудил отца Илия, что он привлекает верующих ложным смирением и силой князя бесовского, осудил патриарха за встречи с папой римским, осудил церковь за проявления экуменизма. Вечернюю совершил с холодным сердцем. ...Без мира с Богом страшно. Страшно впадать в ересь и осуждения, особенно священноначалия. Очень страшно впасть в руки бесов по попустительству Божьему."

    Надеюсь, что уроки не прошли даром. И ещё одна душа спасётся.


                2.

    Нападения бесовские чаще всего происходят ночью, во сне. Иногда вот так- наяву. Но в основном христиане испытывают мысленную брань. К ней относятся: блудные помыслы, сквернословие, хульные мысли, связанные с хулой на Бога, на Его святых, на своих ближних. От них не застрахован никто, даже священники. Вот что рассказывает архимандрит Кронид о лютой мысленной брани, которую ему пришлось пережить.
   
   “Однажды вечером во время стояния в церкви Зосимы и Савватия за всенощной, – рассказывал о себе архимандрит Кронид, – вдруг неожиданно, как молния, пронеслась в моей голове страшная, ужасная мысль неверия, сомнения и богохульства. Это совершилось так мгновенно и внезапно, что, подобно молнии, обожгло меня адским огнем. Затем помыслы этого рода полились сплошной рекой в моем сознании. Я онемел от страха и ужаса. В моей душе совершалось что-то неописуемое и непостижимое, ужасное и страшное. По приходе из храма в келию помыслы не оставляли меня. Воистину эти страдания были не земные, а скорее адские. Я лишился пищи и сна. После этого проходят дни, недели, месяц, проходит год, два, три, четыре, а адские мысли непроизвольно текут и продолжают преследовать меня.

   Я не находил себе нигде места успокоения от тоски и печали и даже в отчаянии, грешный, просил себе у Господа смерти. Эта мысленная брань была неописуемо тяжка.

   Предстоя престолу Божию перед Святейшим Святых и низводя молитвой действие Святого Духа, пресуществителя Святых Даров, меня в этот же самый момент продолжали мысленно насиловать скверные помыслы неверия и сомнения. Оттого моим покаянным слезам не было предела. Даже иеродиакон Ионафан, сослуживший мне, видя меня столь горько плачущим, приписал мне повреждение в уме. Но он, конечно, так думал по своему неведению. Он не знал, что совершается в глубине моей души.

    Пагубные мысли нападали на меня с новой силой под великие и двунадесятые праздники. Под влиянием этого мои нервы были расстроены, мысли уныния и отчаяния преследовали меня всюду. Теряя самообладание, я принужден был прятать от самого себя ножи, вилки, бечевки и всякие другие вещи и орудия, содействующие самоубийству."

    По свидетельству преподобного Иоанна Лествичника, хульные помыслы нередко возбуждаются в верующих даже во время молитвы. «Безбожный сей дух, – пишет святой в сочинении «О неизъяснимых хульных помыслах», – не только хулит Бога и все Божественное, но и слова срамные и бесчестные произносит в нас: чтобы мы или оставили молитву, или впали в отчаяние».
    Говорят, что хульной демон, — самый влиятельный из числа всех своих соратников, — приводит в крайнее замешательство духовного воина.


                3.

   Наибольший урон терпят от бесов, конечно же, монахи. Те, кто оставили мир с его грехами, уединились и сделали спасение души единственной своей заботой. На таких демоны нападают особенно жестоко. Как Бог всеми возможными средствами ведет нас к жизни, так и сатана употребляет все способы умертвить нас, поэтому не брезгует ничем. Особенно в чести у него страхования. Всеми силами он старается отвлечь монаха от трудов и вернуть его обратно в мир, со всеми его соблазнами.

   Вот что рассказывал один монах о своём собрате, с которым они подвизались в горах Кавказа.

   "Чаще всего внезапные диавольские наваждения в виде устрашающих помыслов, сопровождающихся какими-то внешними звуками, возникали в полночь. Парализуется воля, нарушается молитва. Подвижник практически остается безоружным. Ум попадает в сатанинский плен.

   В первое время, когда сосед только поселился в пустующей хижине, его ничто не беспокоило. Но вот однажды, глухой темной ночью, сквозь сон он почувствовал, как затряслась и заскрипела вся хижина. Проснулся и чувствует, что она движется, очень ясно чувствует, что ее кто-то возит из конца в конец по всей поляне, потряхивая на кочках.

   Неописуемый страх объял отшельника при мысли, что хижина сейчас рухнет и он погибнет под ее обломками. Парализованного страхом подвижника вместе с его хижиной трясли всю ночь, до утра. Перед рассветом хижину привезли на прежнее место и оставили. Когда стало светать, он решился выйти наружу. Хижина стояла так же, как и всегда, ни на сантиметр не сдвинувшись со своего места. Осмотр поляны тоже не дал никаких результатов. Даже трава и кустарники не были примяты. Только тогда стало понятно, что все это — бесовские козни. Успокоившись, отшельник совершил молитвенное правило и принялся за обычные дела." Через несколько дней всё повторилось. Всю ночь инока преследовал жуткий страх,  который сковывал его по рукам и ногам. Утром, еле живой, монах собрал свои скромные пожитки и ушёл в скит. 
   
   Да, не все могут выдержать такое. Человек должен быть не только храбрым, но и очень верующим. Даже не столько верующим, сколько уверенным, что всё совершается не без ведома Господа. И если Он не допустит, то с тобой ничего плохого не случится. С другой стороны попустил же Бог бесам избить Антония Великого чуть ли не до потери сознания. В любом случае крепкие нервы в таких ситуацих не лишни.

   Вот ещё один рассказ пустынножителя, который произошёл с ним в незнакомой келье, где ему пришлось заночевать. "Я уже засыпал, как вдруг сквозь сон услышал звон колокольчика, приближающийся откуда-то с горы. У самого балагана звон прекратился, послышались шаги. Кто-то остановился за дверью. Я в недоумении и страхе прислушался. Вокруг — тишина. Лишь заунывные крики совы да продолжительный писк санополчков, прячущихся в зарослях рододендрона. Нащупал в темноте топор и положил рядом. Через некоторое время вновь послышался приближающийся звон колокольчика, таинственный незнакомец снова подошел к балагану. Эта диавольская шутка повторялась трижды в течение ночи. Но когда таинственные шаги приблизились к балагану в третий раз, дверь неожиданно распахнулась и с такой силой ударила о стену, что содрогнулся весь домик. Находясь среди непроглядной тьмы и ничего не видя, я вздрогнул от ужаса и вскочил, ухватившись за топор обеими руками. Казалось, сейчас произойдет что-то невероятное...

    Но ничего не случилось. Снова наступила тишина. Ощупью найдя в темноте дверную ручку, захлопнул дверь и сел на прежнее место. Однако после столь сильного потрясения ни на минуту не смог больше сомкнуть глаз до самого утра. Как только рассвело, я вышел из балагана и тщательно осмотрел поляну вокруг балагана. Никаких следов найти не удалось. Ночное представление устроили демоны!"


   Это было на Кавказе во время сталинских репрессий на церковь, когда монахам, выгнанным из российских монастырей, пришлось искать себе прибежище. А вот рассказ монаха, который подвизался в тех же самых местах полувеком раньше.
   
   "Однажды, в глухую полночь, когда пустынник совершал службу, вдруг раздался какой-то странный шум, вроде топота ног многолюдной толпы, проходящей возле кельи. Положив молитвослов на стол, схимник подошел к двери, открыл ее и увидел ужасную картину: мимо проходит похоронная процессия в сопровождении многочисленного сборища. Люди держат в руках тускло горящие свечи и поют: «Раба твоего, раба твоего». Отец Иларион, не помня себя, закричал на весь лес: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его...» От этого крика толпа всколыхнулась. Произошло всеобщее смятение: шедшие за гробом побежали кто куда. Несшие гроб уронили его и тоже разбежались. Покойник, поднявшись из гроба, побежал вслед за ними. Остались только гроб и крышка".

   Подобные испытания выпали на долю и Серафима Саровского в его пустыньке.

   "Во время молитв в лесной пустыни вдруг слышал он страшный звериный рев, потом невидимая толпа с шумом выломала дверь кельи и бросила в комнату громадное полено, которое смогло из нее вынести лишь восемь человек. В другие разы и днем, особенно же ночью, во время стояния на молитве, ему видимо вдруг представлялось, что келья его разваливается на четыре стороны, и что к нему со всех сторон рвутся страшные звери с яростным и диким ревом. Иногда вдруг являлся перед ним открытый гроб, из которого вставал мертвец. Вскоре после этого враг с адскою злобою напал на святого, воздвиг в нем бурю мысленной брани – хульных помыслов и уныния. Тогда преподобный Серафим решился предпринять новый подвиг – столпничество."

   Если даже монах побеждает в духовном бою, бесы не отступают. Наоборот! Предпринимают все новые и новые упорнейшие атаки. Именно здесь проявляется особая бесовская настойчивость и наглость: в сердце молниеподобно вторгаются необоримые помыслы, насылаемые демоном хулы. Это выражается в самом отвратительном мысленном сквернословии.

   Если же и это не помогает, то демоны стараются разрушить молитвенное трезвение, во что бы то ни стало отвлечь внимание от молитвы. Так как подвижник живёт один и не отвлекается на посторонние разговоры, которые неизбежны при общежитии, диавол находит другие пути, чтобы овладеть сознанием.

   Вот один из примеров такого наваждения бесовского, из книги "На горах Кавказа", который испытал на себе один из пустынножителей.

   "В голове начинается бесконечно крутиться одна и та же музыкальная фраза,  напеваемая тонким голоском: «Цыпленок жареный, цыпленок пареный, пошел по улицам гулять. Его поймали, арестовали, велели паспорт показать».

   При появлении этой прибаутки я сначала рассмеялся, но потом отбивался от нее целую ночь. Одного из наших братьев бесы искушали, используя куплет из плясовой: «Калинка, малинка, малинка моя, в саду ягода калинка, малинка моя...".

   По учению святых Отцов, всевозможные шутки и причуды, вызывающие смех, — дело блудных духов. Один из древнейших подвижников пишет: «Кто хочет испытать злобных демонов и приобрести навык к распознаванию их козней, пусть наблюдает за помыслами и замечает: на чем настаивают они, и в чем послабляют, при каком стечении обстоятельств... Демоны очень злятся на тех, которые значительно и деятельно проходят добродетели со знанием дела... Демонские песни приводят в движение нашу похоть и ввергают душу в срамные мечтания... Искушение монаха есть помысл, который, вошедши чрез страстную часть души, омрачает ум».


                4.

   Ну вот, пожалуй, примеров достаточно, чтобы понять, что невидимая духовная брань с бесами не выдумка. И те, кто её ведёт, достойны венцов, которые они получают за чертой своей жизни из рук ангелов.

   Теперь о том почему девяносто девять процентов христиан ничего подобного не испытывают. Потому что лежачего не бьют! Зачем силам зла обнаруживать себя, когда человек и так ваш? Пусть он и дальше живёт в неведении с сознанием того, что всё идёт как по маслу и Царство Божие у него в кармане. И выполнения религиозных обрядов, таких как: крашение яиц на Пасху, освящение куличей, купание в проруби, походы в церковь на праздники вполне достаточно для спасения. Да и это, собственно, не обязательно. Главное, чтобы бог был в душе. Вера- это очень личное и никому нет никакого дела до того как я верю. По простому это звучит так: я к тебе не лезу и ты ко мне не лезь.

   Вот так и живём. Поэтому нет ничего удивительного, что у нас в стране православных больше, чем верующих. Но унывать не будем. Пофигизм, присущий нашему народу, понемногу начинает исчезать. С ухудшением политической и экономической обстановки, когда одна война закончится, а другая начнётся многие обратятся к Богу. Господь знает, что пока гром не грянет, мужик не перекрестится, потому и придут на всю вселенную Суды Божьи. Как говорится, не мытьём, так катаньем, т.е. не захотели по хорошему, будет по плохому. Так что подождём. Разбойник покаялся на кресте.




             Георгиевна



   22.12.25


Рецензии
Да, со всем соглашусь. Многое испытано на себе. Последние годы жизни, шаг за шагом идя к истинной Вере, по пути духовных исканий, я стал сам себе экзорцистом. Очень трудный путь, бес с трудом отпускает, цепляется за былое. Многое мне помогло понять недолгое сотрудничество с т.н. "рехабом" - центром реабилитации зависимых. В молодости я окончил военную академию, факультет "психология", потом какое-то время был психологом военного вертолетного училища, так что иногда практикую, чтобы навыки не потерять). Так вот там, в рехабе этом, я сделал однозначный вывод - все зависимые в полной власти беса. Когда я понял политику рехаба - никакого влияния веры, конфессии, священных текстов, будь то хоть Библия, хоть Кран, хоть Тора (пациенты разных вер там обретались) - только пресловутая американская безбожная "синяя книга" как символ веры для т.н. исцеления. Не удивительно, что попадались такие "постояльцы", которые ошивались там раз з разом. Один при мне в 27-ой !! раз туда заехал. Просто циничный "бизнес" на горе, не более(. Вопросы - а почему Слово Божие в вашей "терапии" стало лишним вызывал истерику у владельцев рехаба. Естественно, я сразу плюнул и ушел, объяснив деятелям этим, что никакие они не "психотерапевты", а дельцы и служители беса, занимающиеся подменой понятий (как и бес, который лжец и отец лжи, все делает в темноте, исподволь, наоборот). Слышал, что есть православные центры реабилитации, поблизости у нас нет, а посетить, узнать, может и посотрудничать с ними хотел бы.

Степан Астраханцев   13.01.2026 12:42     Заявить о нарушении
Я тоже считаю, что психотерапевты, не верующие в бога, шарлатаны. Знаете ли вы врача-психотерапевта Вячеслава Боровских? Он человек верующий, православный. Имеет более чем двадцатилетний опыт работы с людьми страдающими от различных зависимостей. Директор центра преодоления зависимостей "Подвижник". Есть много видео в Ютубе. Где живёт, не помню. Если есть желание, можно найти в интернете. Спасибо, что поделились своим мнением. Чем нас больше, тем убедительнее звучит наш голос. Всего хорошего! Татьяна

Георгиевна   13.01.2026 15:03   Заявить о нарушении
Cпасибо за подсказку! Обязательно посмотрю, мне потребуется. Хочу после через какое-то время суетные проекты завершить и заняться работой с зависимыми. На здоровой основе Веры. Да, и если любопытно - вот, очерк про одного такого шарлатана). Общался с ним несколько месяцев, пока сотрудничал...http://proza.ru/2023/10/25/1629

Степан Астраханцев   13.01.2026 15:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.