Чудо

26.07.2014. Мы живем в мире чудес. Сама наша жизнь - чудо, и все, что окружает, - чудо. Я имею ввиду даже не поэтическое значение этого слова, но самое прямое, как нелогичное, беспричинное, спонтанное. Именно потому наука никогда не ответит на вопрос о смысле жизни, о смысле бытия, - его нет. Религия была, есть и будет, поскольку она по-человечески, по земному пытается придать этому чуду осязаемый образ, подойти к нему с позиции логики, найти причины происходящих событий, хотя бы в мире потустороннем, дать ощутить бесконечность и вечность. Все непонятное или труднообъяснимое, имеющее признаки чудесного, составляет предметы заботы религиозного сознания. Оттуда исходят основы морали, нравственности, которые тоже бывают далеки от рациональности.

У чуда, кроме необъяснимости и нелогичности, есть еще такие атрибуты как случайность и мимолетность. Жизнь человека обладает этими свойствами, да и весь мир наш тоже, как утверждает современная наука. Хочу, однако, заметить, что наделение чудесного какими-либо признаками парадоксально подрывает его случайность и вызывает следующий (еще более высокий?) уровень чудесного - преодоление чудесного, когда мир становится причинным и бесконечным, как и жизнь отдельного человека. Чудо чудесным образом исчезает, оно превращается в реальность...

Все случайное я отношу к разряду чудес. К сожалению, случайности бывают не только приятные, но, даже по большей части, они нехорошие. И потому должны бы быть чудеса ужасные. Однако, таковые мне не знакомы, хотя злые волшебники в сказках встречаются. Интересная ситуация, - явление есть, а слово, его обозначающее, отсутствует (мне не вспомнить). Человек ожидает чуда и не хочет обращать внимание на несчастные случаи, даже отдельного слова для них не придумал.

Получается, что чудо - это счастливая случайность. Чудеса придумали сказочники и поэты. Впрочем, в жизни чудо и выглядит как сказка.

27.07.2014. Фраза: "чудесное явление моей жизни".
Маленький лингвистический нюанс. Как будет правильно - с предлогом "в" ("в моей жизни") или без него? - И понял я, что смысл разный. Как это ни странно, наличие "соединительного" по сути предлога разделяет. - С предлогом - жизнь отдельно. Без него - состояние самой жизни.

Но жизнь продолжается, продолжается чудо. Это немного не вписывается в изложенную концепцию о том, что чудо конечное, мимолетное, как яркая вспышка на небосклоне жизни. Но чтобы не дискредитировать сказанное, надо заметить, что "мимолетное" относительно. Приведу сюжет, который взволновал меня в возрасте примерно десятилетнем, когда жизнь еще только начиналась и казалась бесконечной.

Летом меня отправили в пионерский лагерь, на две, или на все три смены, не помню. Там было весьма тоскливо, но я нашел себе занятие, которое, с одной стороны, поощрялось, а с другой, увлекало. Там была библиотека, и я читал. Естественно, детское, фантастическое и сказочное. Однажды прочитал такую сказку.

Некий человек вступил в контакт с волшебником, который готов была исполнить все желания. И вот он просит, чтобы ему дали вечную жизнь. Волшебник перемещает человека на берег океана, за которым простирается пустыня. Живет он там, и вдруг темнеет небо, раздается гром, с неба спускается чудище, потом быстро исчезает, все опять хорошо. И спрашивает человек, - Что это было? Волшебник отвечает: - Один раз в тысячу лет будет прилетать сюда этот дракон, он унесет с собой одну песчинку. И вот, только тогда, когда весь песок этой бескрайней пустыни закончится, твоя жизнь завершится. Это будет не скоро, пройдут миллионы лет, прежде чем... Человек был подавлен и возмущен - Ты обманул меня! - Это совсем не то, что я просил!...

Потом, спустя много лет, встретил такую фразу: "Перед вечностью миллион лет и секунда равны". И потому не очень важно, сколько длится жизнь, - сорок лет или все сто. Пушкину было тридцать семь, а успел он много.

Сказка
14.08.2014. Однажды мне попалась исследование о сказках. Оно удивило чрезвычайной прагматичностью, которая никак не соответствует сути сказки, - в ней должно быть чудо и должна быть тайна (она причастна чуду). Так вот, все сюжеты сказок всех времен и народов задокументированы, каждому присвоен свой индекс, т.е. номер. В итоге, любую сказку можно отобразить последовательностью цифр. Различается только антураж, который сопровождает события, это национальное, а в остальном - никаких чудес. Возможно, вообще любой случайный набор цифр из области допустимых значений будет соответствовать какой-нибудь жизненной ситуации. И если продолжить аналогию, любую жизнь можно отобразить как последовательность цифр, т.е. стандартных сюжетов. С этим, пожалуй, трудно не согласиться. Но мы читаем роман с понятным сюжетом, или даже вовсе без него, и наслаждаемся антуражем, мелкими деталями, которые сопровождают стандартные действия и события, именно такие мелочи делают их индивидуальными, нестандартными и особенно желанными. Потому, надо признать справедливыми слова, что сказка - это жизнь. Кто-то скажет, что сказка - ложь, но есть представления о том, что и жизнь эфемерна. А время, ежесекундно уносящее в забвение миллионы живущих, кажется, это подтверждает. Но для нас, пребывающих внутри времени и жизни-сказки, все происходит по-настоящему. Реальность ощущается лишь та, что воплощена в той же материи, из которой ты создан сам. Так, для человечков из компьютерных игр изображения препятствий реальны, их преодолеть невозможно. Для сказочных персонажей, к которым мы принадлежим, наша сказка и есть реальность, а все иное - инобытие.

Многомерность
28.08.2014. В своей дачной тишине я далек от бурного натиска жизни и могу рассуждать о ней спокойно, беспристрастно, отвлеченно и холодно, как во владениях Снежной королевы. Тем более, что за окном действительно холодно, хотя до снега еще далеко.

Жизнь сложнее, чем наше представление о ней. На каждый тезис находится антитезис, неожиданно появляется обратная сторона, про которую часто забывают. Добро и зло меняются местами. Есть у меня текст с характерным названием "Многополюсная нравственность", где пытаюсь доказать, что, поднимаясь на одну вершину, мы никак не приближаемся к другой, а иногда и удаляемся. Нет на земле абсолюта, земля круглая, и куда бы мы ни двинулись вперед, непременно вернемся туда, откуда начали свой путь. А высокое, абсолютное, мы располагаем на небе, ищем его там, на недосягаемой высоте. Эйнштейн назвал свою работу по земному, "Теория относительности", хотя тема была неземная. Физика столкнулась с абсолютом и никак не могла его преодолеть, или осмыслить. С проблемой справился Эйнштейн, он предложил признать существование чудес. Физики, подумав, согласились. Наука сблизилась с религией.

Это я все про свет и тьму, про каплю, которая сползает вниз. Потом эта капля как-то снова оказывается наверху и дождиком падает на голову, чтобы ее немного охладить. Я знаю, что надо трудиться и стремиться к знаниям, но не знаю, зачем и почему это надо.

Я бы не смог кого-то учить, поскольку всегда и во всем сомневаюсь. А учитель не должен сомневаться, его задача вести вперед, увлекая за собой безалаберных учеников, которые ни в чем не сомневаются, поскольку еще ничего не знают. Для сомнения необходимо знание, это следующая ступень восхождения к истине. Интуитивно употребляю слово "восхождение". Но может, истина не там, она внизу, и надо спуститься, чтобы до нее добраться.


Рецензии