О преподобном Антонии Сийском. 30 лет спустя
Но сегодня утром всё растаяло и вернулось на свои места: снег превратился в воду и впитался в землю, а я спустила велосипед и покатилась по своим делам.
Снег сразу таял, скользко было, на луг из-за этого не пошли, гуляли с Тишкой по бульвару.
В субботу 20-го была память преподобного Антония Сийского. Давно не была на Сие и не уверена, что буду. А опыт перевода-переложения Жития преподобного, даст Бог, никогда не забуду.
http://proza.ru/2013/04/15/1420
Сейчас перечитала 30 лет спустя.
Выпросила, помню, себе отдельную палату в больнице и там писала. Дали-то мне её не ради писания, а чтобы не дразнить других больных: не с кем было оставить ребёнка и ночевать я домой бегала.
Особенно два места понравились.
1. "Слушая учителя своего, стоял он со склоненной головой, душу к небесам простирая и слезами напояя".
Это 30-летний Андрей из Новгорода приходит в монастырь к Пахомию Кенскому. Похоронив прежде родителей, жену и своего господина. Писала по кальке, то есть сначала перевела слово в слово, а уж потом сокращала. И хоть похоронила уже в то время брата и знала, что такое слезами душу напоять, но не до конца.
2. "Всещедрый же Бог услышал молитву раба своего и устроил так, что встретил преподобный Антоний мужа некоего по имени Самуил, жителя деревни Бросачево Емецкого стана.
Подал Господь мысль мужу этому идти на дальние летние озера рыбачить по обычаю местных жителей. И на пути увидел Самуил этот справа от себя на берегу реки иноков, а посреди них и преподобного Антония, руки к небу простирающего в молитве к Богу.
Испугался Самуил, решив, что привиделись ему иноки, ибо знал он, что нет пустынножителей в этих местах. Долгое время медлил подойти он к Преподобному, стоящему на молитве, но, наконец, осмелился приблизиться и убедился в подлинности увиденного.
Тогда поспешно бросился он в ноги преподобному Антонию, испрашивая благословения. Преподобный же сказал ему: «Бог, приведший сюда, благословит тебя, чадо».
Усадил Преподобный Самуила и стал расспрашивать о благоугодном для поселения иноков месте, тот же обещал показать им такое место, и привел их на дальнее Михайлово озеро, в которое впадает река Сия, протекающая через многие озера.
О пришествии святого Антония на Сию и о создании обители.
Обойдя кругом место то и обозрев, очень полюбил его Преподобный, радости исполнился и возблагодарил Бога, указавшего им место это святое. Самуил же отошел восвояси с благословения Преподобного.
Преподобный же Антоний водрузил там крест и воздал молитвы Богу с братией своей, дабы сохранил их Господь на месте этом от лукавых сетей диавольских и помиловал во все дни жизни их, и даровал терпение переносить все скорби, приходящие во спасение их.
По окончании же молитвы стали рубить они хижину себе и часовню для собрания молитвенного. Звали же шестерых братьев, пришедших с преподобным Антонием на Сию, так: Александр, Иоаким, Исаия, Елисей, Александр и Иона.
Место, где поселился преподобный Антоний, окружено было темными лесами, непроходимыми чащами, и дебрями, и болотами. И водились в них медведи, волки, лисицы, олени и зайцы в великом множестве, как скот домашний.
Было глубоких озер окрест места того святого множество, окружено было оно водами и лесами как стеной, и от создания мира никто из людей не жил там до Преподобного, ибо судьбами Божиими ждало его место то".
Вот эта часть всегда самой любимой была и остаётся. Кажется, всё и всех забрал Господь у раба своего, но от создания мира ждало его приготовленное для него место, где до Антония и его шестерых спутников и сподвижников не жил никто из людей, а только медведи, волки, лисицы, олени и зайцы в великом множестве, как скот домашний.
Рай! Но был нюанс. "И не перечислить всех скорбей их! Много раз в начале пребывания там своего ни хлеба наутро у них не бывало, ни муки, ни соли, ни масла, да и прочего — о чем ни вспомнишь, того и нет".
И ещё один. "Забыл однажды после заутрени пономарь свечи в церкви Живоначальной Троицы погасить, а Преподобный с братией отошел на труды по обычаю своему — была тогда пора сенокосная — и, когда загорелась церковь, не случилось никого в монастыре, только в поварне служители трудились, да в больнице хворые были". Так церковь и сгорела!
И третий. "Срубил там себе Преподобный плот, и когда на этом плоту удил рыбу на озере, то в это время обнажал голову и плечи свои. Множество оводов и комаров облепляли его и кровь его пили нещадно, блаженный же Антоний, терпения столп непоколебимый, не сгонял их и пальцем не трогал до конца рыбалки своей, долгое время, так и роились они над ним".
Так же поступал он и на суше. "Когда сон его томил, молол он жито до самой заутрени, и, отбирая себе необходимое, остальное в монастырь отсылал.
А во время заутрени обнажал он тело свое до пояса, и множество оводов и комаров облепляли его кругом, уязвляя плоть его и кровь его пия, так что и пальцем нельзя было нигде тела его коснуться. Блаженный же Антоний не сгонял их и не трогал.
И кто не удивится чудному терпению святого старца, даже с места на место не переступавшему, но непоколебимо, как столп, стоявшему, руками своими размалывая жито, умом же на небесах пребывая, не чувствуя укусы их".
Рай-то рай, но место скудное, скорбное и мошка с оводами - летом, про зиму ничего особенного в житии не сказано, зима и зима.
Впрочем, есть и про зиму: "На игуменстве же вместо себя повелел он быть одному из учеников своих, священноиноку Геласию, добродетельному и духовному, хоть и не было его в то время в монастыре, задержался он на реке Золотице по нужде монастырской.
Когда же захотел он вернуться в монастырь, то не смог сделать это из-за встречного ветра и волнения на море, ибо наступила тогда уже глубокая осень, море возгремело, и сильный встречный ветер поднял волны, горам подобные, и лед по морю носился.
Пришлось Геласию зазимовать вне монастыря, и не был он при кончине Преподобного".
Горы-волны среди льда - это похлеще встречи Титаника с айсбергом, но мудрого Геласия по пословице "бережёного Бог бережёт".
"О преставлении преподобного.
После духовного своего поучения уединился Преподобный в безмолвие, предчувствуя последние дни свои, посту и молитве себя посвящая. И от многого воздержания и великого поста прилепилась плоть его к костям, так что на живого мертвеца он походил по слову Давидову: «Прильпе кости моя плоти моей, и кости моя, яко сушило, сосхошася, и аз яко сено исхох» и еще: «Уязвен бых, яко трава, и исше сердце мое».
От всенощного предстояния молитвенного и множества поклонов оцепенели и отекли ноги его, так что не смог он сам ходить, но водили его в церковь ученики, под руки поддерживая. Изменилась плоть его от множества трудов земных, и стал он сутулым, но и при скорби такой не изменил нисколько правила своего молитвенного, сидя его исправляя, и никогда молитва уст его не покидала, но как фимиам благовонный, непрестанно на небо к Богу восходила. И если естественная крепость в нем изнемогла, то сила душевная осталась.
И так достиг Преподобный конца жизни своей, стал изнемогать и к часу смертному приближаться".
Согбенный иссохший старец с отекшими ногами - " сила естества изнемогла, а сила души осталась".
Вот надо же было так писать! Не мне, а в оригинале, дух которого пыталась и старалась я передать.
"И было похоже на уснувшее, а не мертвое, тело блаженного, не было следов смерти на нем, и лицо его светилось.
Взяли со слезами Боголюбивые чада блаженное тело отца своего, возложили на одр и на головах своих отнесли в церковь честные мощи его.
С подобающей честью, при зажженных свечах и кадилах, со псалмами и песнями духовными погребли священные мощи его в созданной им обители, положили трудолюбезное тело его с правой стороны церкви Живоначальной Троицы, близ алтаря церковного.
Преставился преподобный отец наш Антоний в лето 1556-е декабря в 7 день на память отца нашего святого Амвросия, епископа Медиоланского.
Когда же пришел святой отец наш Антоний на место это святое, было ему 42 года, подвизался он здесь 37 лет, всех же лет жития его без году восемьдесят".
Желанием духовным распалився/
и мятежи мирския отринув,/
ко Единому Богу любовию прилепился еси/
и Того вседушне взыскуя,/
во внутреннюю пустыню отшел еси, при водах вселився,/
идеже во слезах и трудех пребывая многолетное время,/
в терпении мнозем житие ангельское проходил еси/
в наставлении Божественнаго Разума,/
и множество монахов собрал еси, мудре,/ ихже посещая, не остави, Антоние, преподобне отче наш,/
Пресвятей Троице моляся,// от зол всяческих избавити и спасти души наша.
Перевод: Стремлением духовным воспламенившись и суету мирскую отринув, к Единственному Богу с любовью привязался ты и Его всей душой взыскуя, во внутреннюю пустынь ушел, поселившись у воды, где в слезах и трудах пребывая долгие годы, со многим терпением ангельскую жизнь проводил, наставляемый Божественным Разумом, и множество монахов собрал ты, мудрый, их же посещать не переставай, Антоний, преподобный отче наш, Пресвятой Троице молясь от всякого зла избавить и спасти души наши!
В слезах, трудах и терпении пребывая многолетнее время - вот он, иноческий путь наверх. Точнее сказать, христианский. Не знаю, единственный или нет. То есть знаю умом, что не единственный, но опытом - только этот знаю, другие не довелось.
Недавно пытались найти мощи преподобного в Троицком соборе - не нашли. Пока не нашли, а что далее будет - один Господь ведает.
(Миниатюры из рукописи 1648-го года 'Житийная повесть об Антонии Сийском", ГИМ, собрание Щукина, N750)
Свидетельство о публикации №225122202158