По околовоенным дорогам
В вопросах взаимопомощи север никогда не испытывал проблем. И сегодня на трассе большинство северян остановятся, чтобы помочь. Это норма. Когда мы говорим, что придерживаемся традиционных ценностей, мы говорим именно о таких привычках. В культуре российского общества жертвенность, умение сопереживать и готовность помогать людям - обосновались давно и прочно. И такое неписанное правило сильнее любого закона.
Волонтеры отправляют «за ленту» десятки тонн груза: сети, изготовленное снаряжение и белье, теплые вещи, инструменты. Наши предприниматели фурами гонят ребятам продукты. Идут на фронт купленные и собранные товарищами по работе автомобили и мотоциклы. Командировка на СВО – это постоянное движение. Начинается она с регистрации в аэропорту. И огромное спасибо нашим авиаторам за то, что посылки солдатам оплаты не требуют. Да и пассажиры доброжелательно, с пониманием относятся к нашей суете у стойки регистрации. На коробках написаны позывные и контакты ребят. Кого-то из адресатов уже знаем по старым командировкам. Артиллеристы, мотострелки, десантники, спецназ, разведка, танкисты. В этот раз нет "наших" морпехов. По легкому морозцу идем в самолет, чтобы через несколько часов попасть под моросящий нудный дождь столицы. Влага просто висит в воздухе. Разбираем с ленты «бутор», считаем, проверяем. Еще раз обсудили предстоящий маршрут.
Подходит грузовое такси. Машина оказалась очень правильной: в нее влез не только груз, но и мы. Паровоз чеченский «Москва-Грозный». Распихать наш груз по купе и тамбурам – настоящее приключение. Нам как всегда везет с начальником поезда. Молодой мужчина, устало смотрит на коробки, сумки и мешки, сообщает о наличии в поезде ревизоров и ведет с ними долгие переговоры о «военном» грузе в тамбуре. Ревизоры все равно выписали ему штраф, к которому он отнесся вполне философски. Мол, видно же, что и кому вы везете…
Солдат в дороге много. Кто-то едет в отпуск или очередной госпиталь, кто-то возвращается в часть. Ребята обычно спокойные, погруженные в себя, общаются в основном между своими. Есть некая невидимая грань, которую гражданскому человеку не перейти. Но даже в камуфлированной массе выделяются парни, для которых война стала частью сущности. Особенно это видно на молодых ребятах, у которых из довоенной жизни остались только мама и школа. В прошлую командировку мы возвращались с Владимиром, командиром артиллерийского дивизиона. Опытный, битый жизнью кадровый офицер, нашедший себя в игорном бизнесе и вновь востребованный родиной. Война закончится, и он вернется домой. Даже «угроза» присвоения полковничьего звания его не увлекает.
А в это раз мы знакомимся с «Тёмой». Совсем пацан, доброволец. Жил в Таиланде, работал риелтором. Ему не понравилось содержание новостей, он вернулся в Россию и подписал контракт. Занимается эвакуацией сослуживцев, пробовал себя в БПЛА. Кстати, внутренняя мобильность - весьма распространенное на СВО явление. Кто-то успел побывать в «штурмах», в артиллерии, потаскал раненых и в «броне» покатался. Почти никаких героических рассказов: быт, дроны, поиск нестандартного оборудования. В России Starlink не используется, но продается. За «лентой» используется очень активно, но…найти сложно (раскупают быстро и цену «рвут»).
В Ростове погода хорошая, но плохо с носильщиками. Перетаскать все руками с дальнего перрона на привокзальную площадь не вариант. После московских вокзалов, впечатление, что парень с тележкой тут один. Его все знают, вызванивают, обещают прислать. Наконец он освобождается. Встречают нас...
Часть груза уже собрана на нашей «базе», чуть позже ее «растарим» по машинам. В этой колонне собирается три «Газели» и две легковых машины. Забиваем их под самую кровлю. Продукты, почти три десятка БПЛА, антидроновые детекторы, «ночники», даже ведро с гвоздями (дефицитнейшая вещь для окопного хозяйства). Неожиданно нас подбирает «Алтаец». Знаем его еще по первой командировке. Был ранен, восстановился. Говорит, что собирался в Африку, а тут старый командир позвал.
Сразу едем в большой торговый центр, где покупаем 14 бензогенераторов. Солдаты с армейского «КамАЗа» с интересом наблюдают за погрузкой. Едем в следующий магазин и покупаем очередной генератор, весом в 150 кг. Продавцы нам выкатывают его на тележке и разводят руками. Только опыт и малая механизация (сняли со щита пожарную лестницу) помогли без производственного травматизма загрузить в кузов эту очень полезную вещь. Тут же предположили, что для разгрузки в поле нам понадобится совершить некий подвиг. Сразу скажу, что на рандеву приехал «Дальнобойщик» и «подвиг» не понадобился. Мужчина габаритный, опытный. Почесал голову, сдержано выразил восторг по поводу подарка, подогнал пикап борт в борт и…спокойно решил задачу.
Едем на базу грузиться. Здесь готовятся очередные «караваны», сюда приезжают отдыхать, встречаться с семьями солдаты, отсюда хозяин развозит гуманитарку по госпиталям. Вот и мы ранним утром собираемся в дорогу. Надо пройти КПП на временной границе. Нас ждут Мариуполь, Бердянск, Волноваха и еще пара населенных пунктов новых республик и областей. В этот раз конечной точкой стала Макеевка, где проходит «учебку» еще один наш земляк. Точки маршрута постоянно меняются. В этот раз в списке нет Полог. Мы в первые командировки туда заезжали пару раз, но уже весной прислушались к рекомендациям ребят. Поехали в более безопасное место, чтобы увидеть, как ПВО артиллеристов сбило что-то хорошо начиненное взрывчаткой. Короче, тут ничего не угадаешь. Этой осенью Пологи очень «горячее» место.
В дороге идет постоянный «созвон». Хотя есть места где никакой связи нет. Кто-то ждет нас прямо на трассе, от кого-то приезжают командиры, где-то парни массово подтягиваются к точке сбора. А с кем-то не удается встретиться, хотя очень нужно было. Впрочем, все посылки были доставлены адресатам (это наше правило). В Мариуполе подъезжает Зорик. Сейчас он занимается эвакуацией бойцов. Год назад мы встречали тут «Учителя». Он действительно школьный учитель.
КПП, встреча, КПП, точка сбора, отдых и опять дорога. В полях привычные «зубы дракона», траншеи и старые оплывшие блиндажи. Дороги отличные, практически все во временной разметке. Новые шоссе – это отличительная черта освобожденных территорий. Осенью дорожная обстановка стала явно попроще. Всего один раз над нами проходит боевая тройка вертолетов. Встречается много армейских грузовиков, забитых дровами, армия готовилась к зиме.
Приезжает «Татарин» со своим командиром. Старлей тоже из мобилизованных, жил и работал в Тынде. А теперь он спец по БПЛА и говорят, что очень профессиональный. Дроны настоящий бич этой войны. Если в начале их было ничтожно мало, и они пугали своей экзотикой, то теперь они господствуют над полем боя. Пока «Алтаец» возил нас по городу, рассказывал как по полям дрон их гонял:
- Думал уже все – не оторвемся, но обошлось…
Мы то разъезжаемся по «точкам», то собираемся в группу. Под Бердянском одна из точек сбора. Тут встречаем ребят из нашей 11-й ОДШБ. В этот раз один из десантников отдает Васе «Георгиевский крест», полученный за «трубу» и Суджу. Просит отвезти его родным. Бензогенераторы идут как «горячие пирожки». Мы их везли 18 штук. Всем солдатам дарим письма школьников. В одном из придорожных кафе с нас снимают якутский шеврон и закрепляют на специальном планшете. Очень хорошо встречают земляки северную рыбу. И как всегда в ходу куриное яйцо:
- Яйцо брать будете?
- И «колу» тоже, - это уже привычная шутка.
Опять разбегаемся. Часть колонны уходит к морю, мы идем к Макеевке. Золотая южная осень. Все усыпано каштанами. Тепло, но это обманчивая погода. Просим нашего парня примерить теплую куртку, вручаем ему пакеты с термобельем и продуктами. Напоследок даем «Булат»:
- Полезная штука, изучи и пользуйся...
Очередным вечером проходим временную границу. Ночевка у старой реки, заросшей на километры очеретом. Южная тихая ночь, нарушаемая только плеском рыбы и гулом на близкой трассе. Завтра нам в обратную дорогу. В этот раз паровоз дагестанский, на Махачкалу. Расходимся по купе и чувствуем себя как-то непривычно. Уже потом понимаем, в руках пусто – груза нет.
Свидетельство о публикации №225122200216