По околовоенным дорогам

Посылки, идущие от нас на фронт, на каждом вокзале обязательно становятся предметом пристального внимания людей. Подходят пассажиры, полиция, местные сотрудники, железнодорожники. Смотрят на гербы, читают надписи, иногда задают вопросы. Впрочем, не заметить посреди перрона эту груду сложно. В октябрьскую командировку мы везли три десятка мест груза, общим весом почти в полтонны. Это посылки, которые собираются уже перед самым выездом в командировку. Люди идут, несут, поручают…

В вопросах взаимопомощи север никогда не испытывал проблем. И сегодня на трассе большинство северян остановятся, чтобы помочь. Это норма. Когда мы говорим, что придерживаемся традиционных ценностей, мы говорим именно о таких привычках. В культуре российского общества жертвенность, умение сопереживать и готовность помогать людям - обосновались давно и прочно. И такое неписанное правило сильнее любого закона.

Волонтеры отправляют «за ленту» десятки тонн груза: сети, изготовленное снаряжение и белье, теплые вещи, инструменты. Наши предприниматели фурами гонят ребятам продукты. Идут на фронт купленные и собранные товарищами по работе автомобили и мотоциклы. Командировка на СВО – это постоянное движение. Начинается она с регистрации в аэропорту. И огромное спасибо нашим авиаторам за то, что посылки солдатам оплаты не требуют. Да и пассажиры доброжелательно, с пониманием относятся к нашей суете у стойки регистрации. На коробках написаны позывные и контакты ребят. Кого-то из адресатов уже знаем по старым командировкам. Артиллеристы, мотострелки, десантники, спецназ, разведка, танкисты. В этот раз нет "наших" морпехов. По легкому морозцу идем в самолет, чтобы через несколько часов попасть под моросящий нудный дождь столицы. Влага просто висит в воздухе. Разбираем с ленты «бутор», считаем, проверяем. Еще раз обсудили предстоящий маршрут.

Подходит грузовое такси. Машина оказалась очень правильной: в нее влез не только груз, но и мы. Паровоз чеченский «Москва-Грозный». Распихать наш груз по купе и тамбурам – настоящее приключение. Нам как всегда везет с начальником поезда. Молодой мужчина, устало смотрит на коробки, сумки и мешки, сообщает о наличии в поезде ревизоров и ведет с ними долгие переговоры о «военном» грузе в тамбуре. Ревизоры все равно выписали ему штраф, к которому он отнесся вполне философски. Мол, видно же, что и кому вы везете… 

Солдат в дороге много. Кто-то едет в отпуск или очередной госпиталь, кто-то возвращается в часть. Ребята обычно спокойные, погруженные в себя, общаются в основном между своими. Есть некая невидимая грань, которую гражданскому человеку не перейти. Но даже в камуфлированной массе выделяются парни, для которых война стала частью сущности. Особенно это видно на молодых ребятах, у которых из довоенной жизни остались только мама и школа. В прошлую командировку мы возвращались с Владимиром, командиром артиллерийского дивизиона. Опытный, битый жизнью кадровый офицер, нашедший себя в игорном бизнесе и вновь востребованный родиной. Война закончится, и он вернется домой. Даже «угроза» присвоения полковничьего звания его не увлекает.

А в это раз мы знакомимся с «Тёмой». Совсем пацан, доброволец. Жил в Таиланде, работал риелтором. Ему не понравилось содержание новостей, он вернулся в Россию и подписал контракт. Занимается эвакуацией сослуживцев, пробовал себя в БПЛА. Кстати, внутренняя мобильность - весьма распространенное на СВО явление. Кто-то успел побывать в «штурмах», в артиллерии, потаскал раненых и в «броне» покатался. Почти никаких героических рассказов: быт, дроны, поиск нестандартного оборудования. В России Starlink не используется, но продается. За «лентой» используется очень активно, но…найти сложно (раскупают быстро и цену «рвут»).


В Ростове погода хорошая, но плохо с носильщиками. Перетаскать все руками с дальнего перрона на привокзальную площадь не вариант.  После московских вокзалов, впечатление, что парень с тележкой тут один. Его все знают, вызванивают, обещают прислать. Наконец он освобождается. Встречают нас...

Часть груза уже собрана на нашей «базе», чуть позже ее «растарим» по машинам. В этой колонне собирается три «Газели» и две легковых машины. Забиваем их под самую кровлю. Продукты, почти три десятка БПЛА, антидроновые детекторы, «ночники», даже ведро с гвоздями (дефицитнейшая вещь для окопного хозяйства). Неожиданно нас подбирает «Алтаец». Знаем его еще по первой командировке. Был ранен, восстановился. Говорит, что собирался в Африку, а тут старый командир позвал.

Сразу едем в большой торговый центр, где покупаем 14 бензогенераторов. Солдаты с армейского «КамАЗа» с интересом наблюдают за погрузкой. Едем в следующий магазин и покупаем очередной генератор, весом в 150 кг. Продавцы нам выкатывают его на тележке и разводят руками. Только опыт и малая механизация (сняли со щита пожарную лестницу) помогли без производственного травматизма загрузить в кузов эту очень полезную вещь. Тут же предположили, что для разгрузки в поле нам понадобится совершить некий подвиг. Сразу скажу, что на рандеву приехал «Дальнобойщик» и «подвиг» не понадобился. Мужчина габаритный, опытный. Почесал голову, сдержано выразил восторг по поводу подарка, подогнал пикап борт в борт и…спокойно решил задачу.

Едем на базу грузиться. Здесь готовятся очередные «караваны», сюда приезжают отдыхать, встречаться с семьями солдаты, отсюда хозяин развозит гуманитарку по госпиталям. Вот и мы ранним утром собираемся в дорогу. Надо пройти КПП на временной границе. Нас ждут Мариуполь, Бердянск, Волноваха и еще пара населенных пунктов новых республик и областей. В этот раз конечной точкой стала Макеевка, где проходит «учебку» еще один наш земляк. Точки маршрута постоянно меняются. В этот раз в списке нет  Полог. Мы в первые командировки туда заезжали пару раз, но уже весной прислушались к рекомендациям ребят. Поехали в более безопасное место, чтобы увидеть, как ПВО артиллеристов сбило что-то хорошо начиненное взрывчаткой. Короче, тут ничего не угадаешь. Этой осенью Пологи очень «горячее» место.

В дороге идет постоянный «созвон». Хотя есть места где никакой связи нет. Кто-то ждет нас прямо на трассе, от кого-то приезжают командиры, где-то парни массово подтягиваются к точке сбора. А с кем-то не удается встретиться, хотя очень нужно было. Впрочем, все посылки были доставлены адресатам (это наше правило). В Мариуполе подъезжает Зорик. Сейчас он занимается эвакуацией бойцов. Год назад мы встречали тут «Учителя». Он действительно школьный учитель. 

КПП, встреча, КПП, точка сбора, отдых и опять дорога. В полях привычные «зубы дракона», траншеи и старые оплывшие блиндажи. Дороги отличные, практически все во временной разметке. Новые шоссе – это отличительная черта освобожденных территорий. Осенью дорожная обстановка стала явно попроще. Всего один раз над нами проходит боевая тройка вертолетов. Встречается много армейских грузовиков, забитых дровами, армия готовилась к зиме. 

Приезжает «Татарин» со своим командиром. Старлей тоже из мобилизованных, жил и работал в Тынде. А теперь он спец по БПЛА и говорят, что очень профессиональный. Дроны настоящий бич этой войны. Если в начале их было ничтожно мало, и они пугали своей экзотикой, то теперь они господствуют над полем боя. Пока «Алтаец» возил нас по городу, рассказывал как по полям дрон их гонял:
- Думал уже все – не оторвемся, но обошлось…

Мы то разъезжаемся по «точкам», то собираемся в группу. Под Бердянском одна из точек сбора. Тут встречаем ребят из нашей 11-й ОДШБ. В этот раз один из десантников отдает Васе «Георгиевский крест», полученный за «трубу» и Суджу. Просит отвезти его родным. Бензогенераторы идут как «горячие пирожки». Мы их везли 18 штук. Всем солдатам дарим письма школьников. В одном из придорожных кафе с нас снимают якутский шеврон и закрепляют на специальном планшете.  Очень хорошо встречают земляки северную рыбу. И как всегда в ходу куриное яйцо:
- Яйцо брать будете?
- И «колу» тоже, - это уже привычная шутка.

Опять разбегаемся. Часть колонны уходит к морю, мы идем к Макеевке. Золотая южная осень. Все усыпано каштанами. Тепло, но это обманчивая погода. Просим нашего парня примерить теплую куртку, вручаем ему пакеты с термобельем и продуктами. Напоследок даем «Булат»:
- Полезная штука, изучи и пользуйся...

Очередным вечером проходим временную границу. Ночевка у старой реки, заросшей на километры очеретом. Южная тихая ночь, нарушаемая только плеском рыбы и гулом на близкой трассе. Завтра нам в обратную дорогу. В этот раз паровоз дагестанский, на Махачкалу. Расходимся по купе и чувствуем себя как-то непривычно. Уже потом понимаем, в руках пусто – груза нет. 


Рецензии