Почтовая карточка

Сейчас, наверное, уже таких не выпускают. А, может и есть? Простая карточка Почты России. Тогда СССР. Даже не праздничная. На светло-бежевой плотной бумаге. На которой кроме адресов кому и от кого можно написать буквально несколько строк. С коротким текстом. Например, «Доехал благополучно, не волнуйтесь». И подпись. Главное на ней - это подпись. Ее никем не подделать, потому, что ни к чему. Кому это нужно? Текст ведь не несет никакой смысловой нагрузки, кроме приветствия. В то время было так. Давно это правда было. Аж сорок с лишним лет минуло…
А четыре года назад (чувствуете разницу? в разы!) мне довелось заступить на пост руководителя подразделения в одну из серьезных и ответственных организаций. Мощного громадного предприятия, монополиста в своей области применения. Поэтому, как потом выяснилось, и разгорелась борьба за это место. Хотя к моему там появлению оно было вакантным. Прежний руководитель ушел буквально за неделю до моего прихода. Я еще подумал, как удачно все складывается. Прямо, как ждали. Оказалось, не все так было лучезарно. Как мне стало известно уже после приказа о назначении, на это место был еще один кандидат. Молодой парень. Из той же системы. Лет на двадцать моложе меня. Компетентный и подготовленный. Даже и не знаю, почему на предприятии затянули вопрос с его назначением до моего прихода. Да и не вдавался в такие подробности. Ни к чему было. Работать начал, потихоньку втянулся. И вдруг! Директор назначает ко мне замом его, того самого парня. Видимо, очень было нужно его все-таки разместить.
Меня это несколько смутило. Такие ситуации я в жизни уже проходил. Ни к чему хорошему они не приводят. Представьте! Вам обещали должность, а вместо вас пришел на нее какой-то дядя со стороны. Неприятно, да? Вот и я бы на его месте также себя чувствовал. Неуютно. Но, в принципе, ничего страшного ведь не произошло. Все в жизни бывает. И все зависит от людей. Хотя опыт мне подсказывал, держи ухо востро. Он ведь мог затаить обиду. А в результате возможны всякие подставы. Мало ли. Тем более, что его там раньше меня видеть хотели, а меня явно нет. Я как снег на голову свалился. Его хотели, а меня прислали. И вся разница. Но, работать то всем надо. Кушать то хочется. Вот и привыкай теперь друг к другу, притирайся - как принято говорить.
С первого дня его появления я конечно настраивался повести себя настороженно. Даже продумал встречу, разговор начистоту. В этой ситуации ни от меня, ни от него такая расстановка не зависела. И его можно было понять. Ему обидно, из-под носа кресло уплыло. Вот именно это я ему все и сказал на первой встрече после взаимного представления. Что, мол все понимаю и сочувствую ему. Но меня никто не проинформировал о его кандидатуре на пост, я бы, соответственно, может быть и воздержался. Меня направили, я и пошел. Извини, мол. Бывает. Но, надеюсь работать будем вместе дружно, без эксцессов. Я вообще то человек не конфликтный. Думаю, сработаемся.
Весь мой монолог новоявленный зам меня молча слушал. Не скажу, что напряженно. Скорее, без эмоций. Такую реакцию можно было расценить как – пой, ласточка, пой! А там посмотрим. Поэтому, у меня стало формироваться мнение, что ничего хорошего от нашей взаимной работы не получится. Конфликт в наши отношения уже был заложен заблаговременно. И не нами. Нам двоим его оставалось только исполнить. Реализовать. Вопрос был во времени. А для меня еще и в его отношении ко мне. Мое то к нему было ровное. Я человека видел впервые. Что за «кот в мешке» выяснится позже. Вот насколько позже? Возможно, действовать бы пришлось с первых минут совместной работы «с закрытым забралом», уйдя в глубокую защиту. И ждать. Первых проявлений «не благоприятностей». А потом расхлебывать, что и как получилось.
Все эти мысли проносились у меня в голове пока я говорил, а он слушал. Слушал довольно долго. Дал мне выговориться, закончить свою роль. И тут случилось. Непредвиденное. Что не могло быть предусмотрено ни одним планом ни жизненным опытом. Из категории – «такого не бывает!». Я просто обомлел. Сказать, что он меня подловил? Это ничего не сказать. Да и в жизни подобное не могло произойти впервые, чтобы затем на нем научиться. Это был полный антракт. Какая там роль? Все просто одномоментно рассыпалось как звонкие монеты. А занавес не закрылся. Он просто рухнул.
Новый зам положил передо мной почтовую карточку. Безобидную такую, светлого тона. Простую, древнюю, какими мы когда-то в прошлом веке переписывались, если не было времени либо возможности написать письмо. Эдакую короткую тогдашнюю СМСку. Для бытовавшего тогда суворовского изречения: «Жив. Здоров. Служу. Суворов.». Я даже ее возраст затруднился бы определить навскидку. Положил со словами, или скорее с вопросом: «Это ваша подпись?». Взяв карточку в руки, я абсолютно недоуменно уставился на подпись внизу карточки. Она была … моя! Несколько минут у меня ушло на то, чтобы перечитать сам текст. Снова и снова. В который я, как ни вчитывался, понять его без дополнительного объяснения не мог. Хоть пытай! Сам то текст тоже ведь был написан моей рукой. Только той, еще юной. Не уверенной. Но, моей, точно! Сомнений не было никаких. Ни капли. И текст исполнен в присущей мне манере. Известной только моим близким. Но и подпись была еще та, которую я многократно отрабатывал на начальном этапе составления бумажных посланий, и которая со временем конечно же изменилась. Сегодня она уже не такая. Более резкая. Более короткая. Я бы сказал агрессивно-лаконичная. Слишком много пришлось за эти годы подписывать различных документов различной сложности и важности. Но все с той же сутью – первая буква имени, затем первая буква отчества и на конце последняя буква фамилии. Вот такая только мне знакомая расшифровка. По которой я неоднократно узнавал даже подделки своей подписи. К сожалению, бывало и такое. А тут то все в цвет! В десятку!
После тщательного изучения сего послания я вынужден был выдохнуть уточняющий и закономерный для ситуации вопрос: «Откуда это у вас?».
Ответ нового зама меня поразил не меньше, нежели его первоначальный вопрос о моей подписи. «Вы когда-то это написали моей маме» - прозвучало из его уст как гром средь ясного неба. Вот это поворот! «А кто ваша мама?» - невольно сорвалось у меня с языка. Глупо, конечно. И даже стыдно. Но вспомнить сходу не удавалось. Поэтому и вопрос прозвучал как-то бестактно. Ничего себе! Сам, понимаешь ли пишет, а потом спрашивает, кому написал? Ну не сюжет ли детективный?
Оказалось, все просто до обидного. Когда-то мы встречались с его мамой. Нет, не так. Встречались, здесь не подходит. По известным общепринятым понятиям. Познакомились и сходили даже один раз в кино. Даже смутно вспоминаю, где познакомились. В мамином колледже. Где она когда-то училась. А я как-то случайно туда забрел на занятия. Слово за слово, и как всегда стандарт – кино. Куда ж еще? Денег на кафе тогда, видимо, не нашлось. Да и раньше это было как-то неактуально. Немодно, что ли. Да уж, не как сейчас. Другие времена, другие нравы. А потом мне нужно было отбыть на учебу, я и уехал. Вот тогда-то и родилась эта почтовая открытка. Приехала к ней от меня. Порадовать, что жив-здоров. И, по-моему, единственная. Больше ничего моя память не припоминала. Да и свидетельства мамы зама об этом умалчивали. Похоже на то. Напрашивался молчаливый вопрос. А дальше то что было? Какое продолжение этой немыслимой истории? Как ни старался я, ни пыжился, вытянуть что-то из своей памяти не сумел. Наверное, расстались. Да и логично ведь. Раз не помню.
Но, оставался для меня еще один вопрос. Немаловажный. Последний видимо в той далекой и в этой внезапно реанимированной истории.
Как получилось, что мама зама эту мою почтовую открытку хранила более сорока лет? Как она вообще сохранилась? Вы тоже такие храните? Как письмо с фронта. От без вести пропавшего. Или скорее, почему? А может быть – зачем? Это до сих пор остается для меня загадкой. Чему нас только жизнь не учит?!
Да! А с замом мы прекрасно отработали вместе два с половиной года. До момента моего ухода. Дружно и плодотворно. Как добрые и хорошие соратники. Ни одного эксцесса. Ни одной подставы. За что я ему и благодарен. Отношения сложились доверительные. И по сей день их поддерживаем, за что и ему спасибо! Теперь руководитель он. Успехов тебе в этой роли!


Рецензии