Стратегическое мышление - фактор понижения энтропи

Члены Московского методического кружка в девяностые годы прошлого века с непоколебимой уверенностью утверждали, что все структуры российской власти, включая президентский уровень, а также топ-менеджмент крупных отечественных корпораций по преимуществу состоит из методологов, то есть из тех людей, что прошли через сито организационно-деятельностных игр (ОДИ) Георгия Щедровицкого. И хотя на сей момент времени в численном отношении число методологов во властной вертикали и в бизнес-структурах значительно сократилось, наиболее продвинутые методологи школы Щедровицкого ныне занимают первостепенные посты практически во всех сферах управления российским государством.

Конечно, можно было бы искренне порадоваться тому факту, что госуправление РФ находится в руках блестяще подготовленных к данной деятельности специалистов, если бы не одно «но» – наличие существенного изъяна в учении Георгия Щедровицкого. Этот изъян, о котором Георгий Петрович не ставил в известность своих учеников и последователей, в настоящее время всё более отчётливо проявляется в практической деятельности действующих методологов. Почему он так поступал? Потому что этот «тайный» элемент его учения предназначался исключительно для использования им самим. Терминалогическое название этого элемента – «стратегическое мышление методолога».

Основатель московской школы методологии, на самом деле, готовился занять место лидера новой России, которое по его замыслу должно было быть предоставлено ему подготовленной им и его учениками в течение двадцати лет «армией методологов», которая самым решительным образом участвовала в событиях московского майдана в августе 1991 года. Он прекрасно понимал, что лидер страны должен обладать стратегическим мышлением для успешной деятельности как на внутреннем, так и на внешнем контуре: тактически мыслящий лидер неизбежно в краткие сроки приведёт страну к внутригосударственному упадку по всем направлениям её жизнедеятельности в экономико-политическом плане и к геополитическому проигрышу государства на международной арене. А чтобы никто из методологов более не претендовал на лидирующую позицию во власти страны, им была разработана технология проведения ОДИ для решения проблемных задач всего лишь тактического уровня. В итоге его «армией методологов» воспользовались для реализации своих целей гораздо более могущественные силы наднационального уровня, оставив Георгия Петровича у разбитого корыта на обочине  политической жизни страны, после чего он вскорости покинул сей мир земной юдоли, так и не открыв никому из своих учеников тайну стратегического несовершенства публичной модели своего учения.

При этом применение его методологического учения тактического аспекта активно процветало и после его смерти, в результате чего непрерывно увеличивалось число методологов, успешно разрешающих тактические задачи при их обобщённой неспособности к деятельности по перспективному планированию каких-либо глобальных жизненных ситуаций. Сегодня методологи подобного типа в значительном числе присутствуют в российских властных структура, в том числе на тех или иных постах, включенных в контур управления страной, где на функциональном уровне от них требуется обладание умением мыслить стратегически, что является для большинства из них трудноразрешимой проблемой. 

На данный момент безусловным лидером методологов во власти является Сергей Кириенко, первый заместитель руководителя администрации президента Российской Федерации (АП), где им сконцентрирован костяк собственной методологической команды, члены которой обладают богатым опытом производственной, научной преподавательской, административной, политической и идеологической деятельности. И при этом все они, включая Сергея Владиленовича, не были посвящены Георгием Петровичем в стратегический раздел его методологического учения, ведь даже Пётр Щедровицкий, сын Георгия Петровича, не удостоился отцовского посвящения в эту святая святых методологии. Более того, практически никто из последователей Георгия Щедровицкого даже не догадывался о существовании стратегического раздела этого учения при том, что они самозабвенно предавались высокоэффективному применению удобной, полностью понятной и хорошо освоенной методологической модели решения односложных задач обыденной направленности. 

Команда С. Кириенко много лет демонстрировала блестящие результаты своей деятельности. Всё шло как по нотам – на базе методологических проработок проводились самые разные мероприятия по подготовке кадрового состава для различных государственных и корпоративных структур. И когда эти новые молодые кадры были интегрированы в вертикаль власти, наступил некий момент, когда в дело должен был вступать стратегический элемент учения Щедровицкого. Но поскольку никто из команды Сергея Владиленовича не был обучен методу стратегического управления, в предметной сфере сложных процессов общегосударственной жизнедеятельности постепенно начали развиваться негативные антисистемные тенденции, купировать которые с помощью методов тактического уровня методологам в спонтанном режиме не удаётся, поскольку они за своими схемами и таблицами, не учитывающими общее состояние возникающих проблем, давно разучились понимать истинность объективного естества подлунного мира.

По данному поводу одним из первых прозвенел звоночек, исходящий от движения «Время первых», когда стало очевидным, что молодёжь уходит из-под его контроля. Ныне в руководстве движения на все лады обсуждается рост подростковой уличной активности, не вписывающейся в официальные рамки. Вопреки проводимым нескончаемой чередой кампаниям по патриотическому воспитанию всё больше молодых людей дистанцируются от системы официозного  госконтроля на улицу, где вовлекаются в неформальные и радикальные сообщества. Кураторы из администрации президента серьёзно обеспокоены тем фактом, что значительная часть подростков, числящихся в движении, фактически в нём не участвует. Записи о якобы эффективной деятельности движения ведутся формально, дабы создать красивую отчётную картинку перед кураторами. Реальная же работа с молодёжью подменяется цифрами во внутриведомственных таблицах.

Что ещё более вызывает откровенные опасения, так это то, что на местах фиксируют всё больше случаев, когда активисты, по документам состоящие во «Времени первых», вне школьных стен формируют  собственные, зачатую весьма радикальные, молодёжные группировки. В Петербурге уже отмечен всплеск уличных нападений со стороны неформальных подростковых объединений, в том числе с неонацистской символикой. Кураторы надуманных в администрации подростковых программ вынуждены считаться с  непреложной фактурой того, что современные дети живут в соцсетях и на улице, а не на жёстко заформализованных сборах и форумах. Тупая казёнщина их не привлекает, напрочь отталкивая, при том, что на улице нет циркулярной дисциплины, утверждённой кем-то униформы и никто не требует ходить строем, что весьма ценится молодыми людьми, чрезвычайно импонируя их менталитету. И хотя в ближайшее время кураторы собираются произвести тщательную ревизию деятельности региональных подразделений движения «Время первых» с корректировкой форм отчётности, это вряд ли поможет укрепить контакт со свободолюбивой молодёжью: оторванная от реалий жизни схематичность миропонимания  кураторов-методологов на корню отвергается современной молодью, а ничего другого в загашнике у команды Кириенко не имеется в наличии.

Чётко понимая данное обстоятельство, для того, чтобы в деталях ознакомиться с состоянием миропонимания современной молодёжи администрация президента инициировала в начале осени проведение закрытых опросов среди подростков и студентов 15-20 лет по тематике СВО. Полученные результаты этих опросов вызвали в АП настоящий шок. Оказалось, что новое поколение не просто «плохо ориентируется» в теме СВО – оно живёт будто бы вообще в другой стране. Большинство участников опросов не смогли сформулировать ни причин, ни целей операции. Часть из них просто говорили, мол, «я вне этого» или «меня это не касается». Из сводок обработанных опросных материалов следует, что  интерес молодых к СВО минимальный: 50-55% «что-то фоново слышат», но конкретно не следят, и только около 10% «внимательно» изучают данную тему. Поразительно и то, что всё это происходит при фактически тотальной пропаганде сведений об СВО. Особо в АП обратил на себя тот факт, что 67% молодых респондентов не смогли назвать даже ключевые причины конфликта, словно речь шла о малоизвестной войне на другом краю планеты. Пожалуй, в данном случае нужно говорить даже не о каком-то разовом административном шоке из-за политической апатии молодых – налицо реальное свидетельство культурного разрыва между устремлениями молодых членов общества и официальными устоями действующей в стране власти.

На самом деле, современная молодёжь живёт исключительно своими поколенческими символами и ориентирами, в число которых входят западные блогеры, TikTok-тренды, крипта, культ лёгких денег, мечты о беспроблемной жизни в «райских местах» типа Дубая или Бали, нфт-индустрия красоты и здоровья, роскошная жизнь «здесь и сейчас» и т.д. Внимание молодых  по преимуществу обращено на маркетплейсы, рилсы и стримы, их ценности жизни – карьера, деньги, внешность, лайфстал. А вот герои «русской весны», восстановление Донбасса, картинки ракетных ударов по объектам противника и прочий официальный пафос принципиально не воспринимается ими – эти темы не вызывают у них эмоций, не завлекают, не считываются их сознанием как «своё». Всё это влияет на их позиционирование по рассматриваемому вопросу: лишь около 35% молодых «скорее поддерживают» СВО, тогда как 65% предпочитают переговоры.

Внутри АП подобное положение дел уже рассматривается как серьёзная проблема: поколение, которое не понимает мотивов происходящих событий, невозможно вовлечь ни в мобилизационную повестку, ни в идеологическую. По последним данным социологов доверие к армии в целом по стране находится на уровне 80%. Однако у молодёжи этот показатель, системно, а не случайно, заметно ниже. В связи с этим в АП нынче обсуждается план «мягкого перехвата» молодёжной аудитории посредством активного захода на цифровые платформы, встраивания в тренды, переустройства системы «патриотического воспитания» под формат TikTok-поколения. Но все эти предложения на данный момент существуют только в виде докладных записок и рабочих материалов. Наиболее же прозорливые аналитики в узком кругу открыто говорят о том, что, если немедленно ничего не изменять, то через 5-10 лет нынешняя молодёжная гражданская апатия перерастёт в устойчивый скепсис, вслед за чем официальная повестка дня окончательно будет игнорироваться новым поколением россиян.   

В конце же концов, в качестве ответной реакции на такое непассионарное состояние молодёжной среды властями в строгом соответствии с принципами методологии была сформулирована конкретная цель – «перепрошить» молодёжь под нужды государства, о чём поведали сотрудники Минпросвещения. Под видом «исторического просвещения» в системе образования готовятся радикальные изменения, где во главу угла ставятся самопожертвование, борьба с внешними врагами, сохранение традиционных ценностей и вовлечение в православную культуру.

Министр просвещения Сергей Кравцов, известный методолог, на форуме учителей истории и обществознания представил «концепцию «исторического просвещения» в школах. В основу конечно же легли идеи методологов с опорой  на идеологию Георгия Щедровицкого, считавшего, что человека можно программировать через мышление и систему понятий. Именно такие его подходы сегодня адаптируются для воспитания граждан российского государства-цивилизации. Теперь история, литература и русский язык будут преподаваться через призму «Россияцентричности», основой чего является восприятие России в качестве самобытной цивилизация с уникальной общемировой миссией и априорным историческим правом на собственный путь развития. При этом особое внимание уделяется «историческому суверенитету» и образу защитника Отечества: герои СВО, православные символы, сюжеты о подвиге и служении Родине.

Однако все подобные административные шаги, как ни крути, всё же  относятся к тактическому уровню деятельности. Без стратегического же плана любые успешные тактические шаги – это всего лишь временные явления, возникшие благодаря позитивной комбинации случайных обстоятельств окружающей действительности. 


27.11.2025



Сергей БОРОДИН


Рецензии