А. Пушкин, Е Онегини А. Шопенгауэр
В 1809 г он поступил в Геттинген (там не было такого гнета теологии как в иных ВУЗах), решив заняться философией
Так АШ стал для Пушкина прототипом Владимира Ленского
АШ стал мистиком, метафизиком и убежденным холостяком
Его трактат «О женщинах» стал настольной и постельной книгой Евгения Онегина
Оба А обожали одиночество и любили только самих себя
Оба были экстремально крайними пессимистами:
- АШ называл существующий мир (в противоположность софистическим, как он выражался, измышлениям Лейбница) — «наихудшим из возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма» (см. Рудольф Штайнер. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ. XIII. ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ (ПЕССИМИЗМ И ОПТИМИЗМ)
- ЕО уверял себя и Таню Ларину (ур. Грандисон) о том, что любовью шутит сатана, и потому успешно боролся с атаками истомленной ТЛ, а также с инстинктом размножения своей спермы и продолжения своего генома
Оба – ЕО и АШ – были мизантропами = под основами (тезисами) т.нзв. Манифеста мизантропа АШ подписался бы с закрытыми глазами и наш весь ЕО:
• Не раскрывайте свои сокровенные секреты даже друзьям
• Получите максимум личного пространства для себя
• Не доверяйте никому и не говорите лишнего
• Замечайте в людях абсолютно все, даже самое худшее
• Не уважая других и, не нуждаясь в них, принимайте людей такими, какие они есть, и не переоценивайте ожидания.
• Используйте вежливость только для того, чтобы повлиять на человека.
(см.
Хотя людей недоброхотство
В нем не щадило ничего:
Враги его, друзья его
(Что, может быть, одно и то же)
Его честили так и сяк.
Врагов имеет в мире всяк,
Но от друзей спаси нас, боже!
Уж эти мне друзья, друзья!
Об них недаром вспомнил я.
(строфа XVIII. глава четвертая романа)
Кого ж любить? Кому же верить?
Кто не изменит нам один?
Кто все дела, все речи мерит
Услужливо на наш аршин?
Кто клеветы про нас не сеет?
Кто нас заботливо лелеет?
Кому порок наш не беда?
Кто не наскучит никогда?
Призрака суетный искатель,
Трудов напрасно не губя,
Любите самого себя,
Достопочтенный мой читатель!
Предмет достойный: ничего
Любезней верно нет его.
(Строфа XXII глава четвертая романа ЕО)
Гениальная поэтическая формула холостяка, одиночки, пессимиста, мизантропа и себялюбца в одной упаковке = онегинской! Знай это, АШ поставил бы в своей двухкомнатной квартирке бюст Пушкина рядом с бюстом Канта, а в его портретной галереи, где молча взирали на философа Гете, Декарт и Шекспир, прибавилось бы Наше Всё русскости
«Артур Шопенгауэр был одним из первых философов XIX века , утверждавших, что Вселенная по своей сути не является рациональным местом. Вдохновленный Платоном и Кантом, которые оба считали мир более податливым разуму, Шопенгауэр развил их философию в инстинктивно-признающем и в конечном счёте аскетическом мировоззрении, подчёркивая, что перед лицом мира, полного бесконечной борьбы, мы должны свести к минимуму наши естественные желания ради достижения более спокойного расположения духа и предрасположенности к всеобщему благодеянию. Часто считающийся убеждённым пессимистом, Шопенгауэр на самом деле отстаивал пути – через художественные, моральные и аскетические формы осознания – преодоления полного разочарования и по сути своей болезненного человеческого состояния.»
Этот портрет Роберта Уикса в СЭФ вполне может быть портретом философствующего ЕО – Женя также свел к минимуму свои влечения и желания ради душевного спокойствия и духовной свободы. Это открывало ему путь через максимальное одиночество к полной внутренней свободе и преодолению разочарования в жизни
Маскируя след к прототипу Евгения, Пушкин сделал геттингенцем Вову Ленского – вечно осьмнадцатилетнего в романе в стихах о стихосложении
Изображая Евгения-Артура, Пушкин представил нам натуру того, кем он сам хотел бы, но не мог стать …, устремляясь в погоне за призрачным счастьем к верной погибели от шаловливых забав капризной Мусы Эвтерпы и от проказ беспечной бестолковой, но крайне практичной жены-кокетки
(2)
В 1819 г АШ опубликовал свой главный философский труд - Мир как воля и представление» (Die Welt als Wille und Vorstellung, 1819)
Узнав об этом, Пушкин уехал в командировку на юг для завершения ирои-комической поэмы Руслан и Людмила и написания романа Евгений Онегин.
Прим.
Воля. АШ использовал слово «воля» как наиболее известное описание концепции, которую можно обозначить также словами «вожделение», «стремление», «желание», «усилие», «призыв». Философия Шопенгауэра придерживается того, что вся природа, включая человека, — это выражение ненасытной «воли к жизни». Именно благодаря этому «желанию жить» человечество страдает. Желание большего — причина ещё больших страданий.
Представление. АШ использует слово «представление» Vorstellung, в значении производимой в уме идеи, образа или любого объекта пережитого, как находящегося снаружи по отношению к внутреннему разуму. Это переводилось как «идея» или «представление». Концепция включала в себя представление о наблюдении собственного тела. Шопенгауэр называл тело субъекта «непосредственным объектом», благодаря максимальной близости его к разуму, находящемуся в мозге.
(см. https://ru.wikipedia.org/wiki/)
(3)
Приложение теории смешного АШ к роману ЕО Пушкина – отдельная тема пушкиноведения
Как руки дойдут …
Окучим
(4)
Вторым современником Шопеном после Шопен-гауэра был Шопен Фредерик
В 1832 г ФШ дал первый концерт пианиста, имевший громкий успех. В этот же год Пушкин открыл тему кокетства в письмах к жене
В 1837 не стало Пушкина, а ФШ почувствовал первые приступы болезни, свалившей его в могилу через 7 лет. В год смерти пианиста и композитора вдова Пушкина стала женой генерала Петра Ланского
Бывают странные сближения в шопениаде …
Но это уже другая история
Свидетельство о публикации №225122200435