Чигивара
Валерчик был сиротой. Родителей своих не знал. Его воспитывала тётка, которая за историю семьи молчала даже по-пьяни, шо кефаль об прилавок, иногда тока, засыпая, могла бормотнуть чего, да и то - матерком. Торгуя рыбой на "Привозе" давала племяшу в аккурат на одеться, покушать дома(!), на учебники и форму школьную. Даже пионэрские лагеря и экскурсии на каникулах ему оплачивал Профком рынка "Привоз". На пирожки с повидлом за 5 копеек приходилось уже сшибать в школе у "буратинов". После школы малОй бежал на работу к тётушке пообедать. По трезвячку она была строже Макаренко, так что за выполнением "домашки" племяша внимательно наблюдала одним глазом, вторым - за прилавком, штоб не попёрли товар.
По понедельникам было обязательное приобщение к Культуре - походы в музеи, Кино и театры. Больше всего Валерик любил "Оперный"! Там было 2 антракта и шикарный Буфет, где пацану перепадало пирожное "корзинка" с "ситром" в первом, и конфеты "Метеорит" в разноцветных обёртках из фольги - во втором, а тётке - рюмка коньяка и пара бутербродов на выбор - с икоркой, буженинкой, сервилатиком или осетринкой. А вот кинотеатры были - не в кайф. Там, в лучшем случае, можно было разжиться залежалыми гранитной твёрдости конфетами "Лето" и подсохшими кусочками сыра, с завёрнутыми уголками, на чёрством сером хлебе.
А ещё нужно отдать должное её зациклeнности на гигиене, после работы каждый день они шли в баню - отмываться и постираться. Где-то лет до 12-ти действо происходило в "женском зале". После, когда начались шевеления в голове и между ног, его передали на попечение "Дяде Серёже", старого опытного мойщика со "связями" и "личным кабинетом". Пока его мыли, он молчал и ... слушал. Окружающие, не обращая внимания на малолетку, на расслабоне, под пивко или чего покрепче, с накрытой дядей Серёжей "поляной с базара", особо не шифровались, "мели мётлами" широко и с подробностями, чего уж там, ведь вокруг все - свои. Заходящая информация заставляла уши пацана то краснеть от стеснения, то белеть от страха, и напрягаться от любопытства. Изредка дядя Серёжа негромко пояснял некоторые моменты или выдавал рекомендации, как вести себя "по понятиям" в различных жизненных ситуациях.
Однажды, слушая историю, как одесские ворЫ "развели" заезжих барыг с Кавказа, не выдержал:
- Так им, буржуям, и надо! - И покраснев от стыда за свою несдержанность, сжался на своей лавке, только глаза сверкали вызовом и непреклонной уверенностью в своей правоте.
В наступившей тишине на него смотрели с удивлением и любопытством. Будто заговорил стул.
Кряхтя и покашливая, поднялся Нолик, старый одесский "цеховик" с немалым "стажем". Неспеша прошлёпал по влажному полу к нарушителю, синей от обильных "партаков" рукой приподнял за подбородок так, чтобы - глаза в глаза. Смотрел долго, секунд пять! Потом, потрепав по двум вихрам на затылке, улыбнулся:
- Глядите, братва, какой Чигивара у нас тут завёлся!
Под общий гогот атмосфера разрядилась, а наш герой получил своё "погоняло". И его начали обучать!
Помню, с какой гордостью он показывал нам свою первую пятикопеечную монетку-"писанку", проставляясь "777" в парке Ильича за своё первое "дело". Без всякого уважения к УК СССР, тем-немение, получив определённое воспитание, мальчишка не тяготел к насилию, так что "гоп-стоп" сразу не зашёл. Склонности к технике и металлу тоже не имелось, карьера "скокаря" или "медвежатника" даже не рассматривалась. Карты любил, но засадив пару раз немалые на тот момент для кармана суммы, отмёл, как возможность наживы, оставив - только с друзьями, для души. "Цеховики" держались с ним ровно, но к своим делам не допускали, видимо из-за отсутствия специфического гена. Барыжить и шмаровозить не позволяли понятия. Хотя девки валились под него штабелями. А чего?.. Высокий красавец с жемчужной лыбой, волосы до плеч цвета ночного неба и такие же глаза, всегда модно аккуратно одет, запах дорогого парфюма, и - не жмот. В итоге, фарцовка оказалась - самое то. А потом - в ломщика-валютчика.
Ему пёрло по жизни нереально! Ни разу нигде не спалился, после ментовских шмонов на "хазах" всегда выходил без потерь. Подставы и предъявы встречал спокойно с достоинством. Отвечал за базар и всегда(!) возвращал долги вОвремя. В самый разгар "Перестройки" Чи обратился ко мне за помощью, по-ходу воровская доля стала тускнеть на фоне стремительно развивающегося "капитализма с человеческим лицом"(ц). Нужны были $10,000 рублей, деньги немалые, но в тот момент для меня уже подъёмные. Но не это - главное! Понадобилось моё имя и давняя дружба с одесским цыганским сообществом. Короче, вот она - тема. У Чигивары через свои валютные связи образовался покупатель на большую партию "цыганской джынсЫ". Нужно отметить, одесские ромалы плотно присели на эту нишу. Ну, а почему - нет? На одесских заводах работали мастера высочайшего по-союзным меркам класса, штамповщики, прессформисты, наладчики станков и прочие "кулибины". Их талантами и мастерством Одесса поставляла на весь Союз и некоторые окрестности подделки под "фирмУ" иногда по качеству - лучше оригинала. Еврейско-цыганская спайка работала вовсю! Одни производили, другие рeализовывали. Всё вроде - тип топ, но есть ньюансы - менталитет. Цыгане, если ты не свой, кинут неглядя! Хотя, евреи ..? Не суть. Я был своим и там и тут, и отказывать другу в услуге не собирался. Я сам закупил партию подделок лучшего качества и благословил братана на первый в его жизни "честный хэжим".
Это был 1988 год. Подпольное "цеховое движение" с оглядкой и осторожностью легализовывалось, дел было - не в проворот. И открыли границы! Понимание, что надо свАливать подстёгивало, в любой момент дверцу могли прикрыть, как уже случилось 9 лет назад. Но нам давали Шанс. И я молотил! Лаве. Валить с голой жопой было - не комильфо. Я зарабатывал и переводил, переводил и зарабатывал ещё, чтобы перевести. За всей этой суетой история с одесским Садко отошла на задний план, а там и позабылась. Родилась дочь, ОВИР выдал отвальные ксивы, я свернул в темпе все дела, раздал долги и - на Запад.
Информация о том, что Валерчика "приняли по подставе" где-то в Средней Азии и там же "закрыли" на "пятёрочку" дошла до меня уже в США, подробно никто ничего не знал, помочь я ничем не мог, оставалось только пожелать ему виртуально терпения и достоинства. И Удачи... Жизнь катилась своим безумным чередом. Развал Союза, новые фантастические возможности и горизонты вернули бывшую Родину в круг моих интересов. Москва! В середине 90-х я бывал в ней частым гостем. Из Нью-Йорка рейс был прямой, а обратно можно было лететь с пересадкой и ночёвкой (за счёт авиакомпании) в одной из европейских стран. Вот и совмещал, то - Варшава, то - Вена или Милан, например или Париж.
В тот раз выбор пал на Копенгаген. Закинув сумку с мыльно-рыльным в номер, спустился к стоянке такси. Водила, убедившись, что на местной фене я не ботаю, на вопрос: "Tourist?", получив в ответ: "Турист!", удовлетворённо кивнул и повёз меня... Куда? А куда в Амстердаме возят "tourists"?
Вот, я, блин, и - "совок"! Моя челюсть висела. Ну... как бы - да, знаем-слышали, што-то даже по телеку видели. Но при такой(!) концентрации, количестве и вживую, восприятие реальности сбоИт. Удар! В спину. Группируюсь, ухожу в полуприсяде с разворотом против часовой. Снизу в верх мой кулак несётся в улыбающуюся знакомую морду. Чигивара!!!
Подробности той ночи не сохранились. Только эмоциональные зарисовки - танцуем, выпиваем, курим-вспоминаем. И - о себе, типа:"Ты как?.." Выяснилось, что нефарт оказался с пользой, Фортуна, ненадолго отвлекясь, вернулась к своим обязанностям. В "лагере" она свела с местными геологами, залетевшими за пьяную драку с "мусорами".
Чи на "зону" зашёл правильно, с рекомендациями, да и "маляву" авторитетные люди отправили кому надо заранее. В общем, приняли радушно. С уважением и почтением к "старшим" жил слегка на особицу, грев сполна заносил в общак, в душу ни к кому не лез, но и в свою не пускал. Двое "мужиков" на шконках по-соседству чем-то привлекли внимание. Серьёзные, молчуны, а если говорят, то грамотно, связно. Оно! Гра-а-амотно. Натура требовала интеллектуального общения! Вот и получилось, он их отмазывает от бакланских наездов, а они развлекают его историями. А историй у менто-борцев оказалось, што Бажов отдыхает. Так, за три года, можно сказать, коммерческая система взаимоотношений переросла в крепкую дружбу. Геологи откинулись раньше, оставшееся Валере время щедро "грели" и его и братву. Ну, и занимались там какими-то горными делами, по специальности, короче.
Алмазная жилка оказалась государству коммерчески не выгодна, и этим жучилам удалось "выиграть аукцион"(ц). Подошли к делу профессионально, со знанием, ведь в своё время эту самую "жилку" они же и отыскали, и с дикого будуна от злости на безалкогольное утро забраковали её официально. За двa года раскрутились в серьёзное предприятие. Близкого не забыли, он теперь партнёр, а здесь - в командировке. После тяжёлых переговоров решил пройтись, задумался и не заметил, как оказался под "Красными фонарями". А тут мимо я иду!.. Вот, ведь бывает.
Утром с трудом добрались до Отеля у аэропорта. Я минут на 30 завис в ванной, приводя себя в призетабельный вид. Найдёныш с парой бокалов вискаря, на палец, ожидал меня в кресле. Чокнулись, обменялись инфой, обнялись и разбежались. До созвона. Созвон состоялся. Раньше, чем я думал. И звонил я. Из аэропорта JFK. Я не знал злиться мне или смеяться.
В самолёте свалился, не снимая пальто в мягкое KLM-ное кресло, и рухнула тьма. Чево?!. Мягко гладят по плечу, в меня заглядывают глаза, красивые и глубоко. С улыбкой: "Мистер, подлетаем, заполните бланк таможенной декларации пожалуйста". Вот же, блин! Так. Понятно. Так, так... А это что? Сколько наличных с сoбой? Откуда я знаю сколько у меня "наличных с собой"?.. После вчерашнего. Выгребаю на откидной столик из всех карманов мятые купюры разных стран и номиналов. Не очень много получается, не беда, таможню пройду без вопросов. Что-то неудобно лежит во внутреннем кармане пиджака. Под пальтом? Достаю запечатанный плотный банковский конверт страны недавнего убытия. Ловлю любопытный взгляд блондинки сбоку, не вскрывая сую назад.
- Ты меня чуть не подставил, братан!!!
- И я рад тебя слышать! Как долетел?
- Нормально долетел. Спал. Не о том! Што ето за хохмочки с конвертами?!!
- Долг отдал.
- Так, чего втихаря?!
- А ты бы принял?
- ...
- Вот!
- Ты вообще знаешь, что при въезде в Америку больше $10,000 нужно декларировать? Если спалят - труба, навсегда в "чёрный список" попадаешь!
- Ну, и чо, ты засветил?..
- Нет.
- То-то!!!
- )))))))
- )))))))
Oleg Ryabyuk
December 21st 2025
Sunny Isles, Florida
Свидетельство о публикации №225122200524