Казаки в брусиловском прорыве

КАЗАКИ В БРУСИЛОВСКОМ ПРОРЫВЕ

22 мая (4 июня) 1916 года русские войска Юго-Западного фронта начали грандиозное наступление против австро-венгерских и германских войск, которое вошло в историю под названием "Брусиловский прорыв". Бои шли все лето. Русские войска заняли территорию в 25 тысяч кв. километров, отвоевали обратно значительную часть русской территории, оставленной в 1915 году, вновь завоевали часть принадлежавшей Австро-Венгрии Восточной Галиции и всю Буковину. 450 тысяч солдат и офицеров противника были взяты в плен, свыше полутора миллионов убито и ранено. Так и не оправившись от такого удара, развалилась через два года "лоскутная" Австро-Венгрия, называвшаяся "Дунайской монархией".

Донские казаки принимали самое активное участие в боях того невиданного по размаху наступления. Вопреки устоявшемуся мнению, казачьи части в I мировой войне пострадали мало. С одной стороны, война очень скоро стала позиционной, и конница в боях участвовала не так часто, как пехота и артиллерия, с другой стороны, сказалась хорошая профессиональная подготовка казаков и их офицеров, которые и врага били, и своих голов напрасно не подставляли. К началу боев казачьи части были полностью укомплектованы, снаряжены и готовы наступать.

На 8-ю армию возлагалось нанесение главного удара. Во главе ее (сменив на этом посту назначенного главнокомандующим Юго-Западного фронта генерала Алексея Алексеевича Брусилова) стоял донской казак генерал Алексей Максимович Каледин. Долгое время имя этого генерала было известно лишь в связи с его атаманством на Дону в 1917- начале 1918 года и в связи с тем сопротивлением, которое Каледин оказал большевикам, находясь на посту Донского атамана. Участие А.М. Каледина в Брусиловском прорыве, его непосредственное руководство прорывом во главе 8-й армии, в советской историографии замалчивалось. К тому времени А.М. Каледин уже имел опыт командования кавалерийской дивизией, конным корпусом, был награжден двумя орденами Св. Георгия и почетным Георгиевским оружием. Сам Брусилов рекомендовал Каледина на должность командарма.

Планировалось превратить наступление Юго-Западного фронта в новые Канны, Канны XX века. Армия Каледина должна была прорвать фронт и наступать на крупный железнодорожный узел Ковель в северо-западном направлении. Расположенный севернее 8-й армии 4-й конный корпус генерала Геллерншмидта тоже должен был прорвать австрийские позиции в болотистой местности, где никто не ожидал удара конницы, и броситься на Ковель, навстречу Каледину, чтобы окружить австрийские части восточнее Ковеля. Предполагалось, что приданная 4-му конному корпусу пехота ворвется в расположение австрийцев, расчистит путь коннице, а та уйдет в глубокий рейд по тылам неприятеля. Осуществление рейда возлагалось на начальника 2-й сводно-казачьей дивизии, донского казака, генерала П.Н.Краснова, который к тому времени зарекомендовал себя отважным, смелым и расчетливым кавалерийским начальником.

Первый день наступления потряс ошеломленных австрийцев. 900 офицеров и свыше 40 тысяч солдат австро-венгерской армии попали в плен сразу же.

На участке 8-й армии генерала Каледина фронт был прорван, но не все вышло, как задумывалось. Готовясь к рейду по тылам противника, генерал Краснов рассчитал все. Приказ по 2-й сводно-казачьей дивизии предусмотрел даже расчехление полковых знамен, чтобы пронестись по вражеским тылам под развернутыми знаменами. Краснов не предусмотрел одного, что пехота не сможет прорвать австрийские позиции и на прорыв придется бросить спешенных казаков. Конного рейда на Ковель не получилось, австрийцы избежали окружения. 4-й конный корпус, наступая по болотам в пешем строю теснил австрийцев и подошедших им на помощь немцев, отвлекал на себя их силы с направления главного удара, но прорвать фронт так и не смог.

Всего в войсках Юго-Западного фронта было 17 Донских казачьих полков и 19 отдельных и особых Донских казачьих сотен. Все они приняли участие в боях и многим из них сопутствовала удача. 29 мая (11 июня) 1-я Донская дивизия, находившаяся на левом фланге фронта, прорвалась на 35 километров вглубь расположения австрийцев и взяла 2 тысячи пленных. В этот день часть русской конницы была снята с участка 4-го конного корпуса и переброшена на Луцкое направление, где пехоте удалось взломать австрийскую оборону. Казаки, начав преследование, заходили далеко в тыл, обгоняли убегавшие австрийские части, и те, попав меж двух огней, бросали оружие.

Во время наступления русские войска оторвались от резервов и баз снабжения. 2 (15) июня был отдан приказ остановить наступление, преследовать лишь конницей. Все это время, пока русская армия готовила новый удар (он последовал в середине июня по ст. ст.), казаки продолжали теснить австрийцев, приводили пленных. Новое наступление русских войск началось южнее. Первыми, как обычно, были казаки. Донцы 31-го казачьего полка вплавь нагими форсировали Днестр, перекололи и пленили австрийские посты и удержали плацдарм до подхода подкреплений.

Бои шли все лето. Дважды: 21 июня (4 июля) и 15 (28) июля — русские войска повторяли мощные удары. И каждый раз донские казаки вносили свой вклад, вплетали свои лавры в венок славы русского оружия.

http://www.donvrem.dspl.ru/Files/article/m5/2/art.asp..


Рецензии
Статья Григория Петровича Новосельцева «Казаки в брусиловском прорыве» представляет собой лаконичный и информативный очерк о роли донских казаков в ключевом наступлении Первой мировой войны 1916 года, подчеркивая их вклад в разгром австро-венгерских сил под командованием генерала Брусилова. Автор подробно описывает стратегический замысел операции, включая планы окружения у Ковеля и участие казаков в рейдах, форсировании Днестра и преследованиях, что привело к захвату огромных территорий и сотням тысяч пленных, ослабив империю противника. Особый акцент сделан на фигурах вроде генерала Каледина и Краснова, чьи действия иллюстрируют профессионализм казачьих частей, несмотря на переход от маневренной войны к позиционной.

Стиль текста документальный и патриотичный, с опорой на исторические факты, что делает его ценным для любителей военной истории, но местами он страдает от сжатости: отсутствуют личные анекдоты или яркие описания боев, что могло бы оживить повествование. Автор справедливо опровергает миф о больших потерях казаков, подчеркивая их эффективность и подготовку, а ссылка на источник добавляет достоверности. В целом, это полезный материал для понимания казачьей традиции в Великой войне, заслуживающий положительной оценки за точность и актуальность в контексте современной историографии.

Рух Вазир   22.12.2025 11:26     Заявить о нарушении