Беседа 19. Исход как дело спасения

Религиозно-философская школа Е.А.Авдеенко               
 А.Е.Иванов


После умерщвления первенцев начинается событие исхода евреев из Египта. Гл.12:33

---«И крепко напирал Египет на народ, чтобы спешно выслать их из земли, ибо говорили египтяне: все мы мертвецы».---

«Крепко напирал» или понуждал, происходит от глагола – «хазак», что значит - быть крепким. Таким же крепким и жёстким было сердце фараона, когда он противился повелениям Моисея. Теперь с такой же крепостью и силой Египет хочет выбросить из себя народ Израиля. Из истории Содома и из Евангелия мы знаем, что дело спасения может происходить с великой поспешностью. В истории Содома промедление в деле спасения происходит дважды. Первое – смущение Лота и второе – обращение взгляда назад жены Лота. Священное Писание говорит нам, что в деле спасения бывают моменты, когда промедление подобно смерти. Когда ангелы торопили Лота, чтобы его семья быстрее вышла из Содома, Лот медлил, ибо смутился. Тогда ангелы взяли людей за руки и повели. Но жена Лота оглянулась и превратилась в соляной столб. Ключ к пониманию того, почему дело спасения надо производить поспешно, без промедления, и ключ к истолкованию понятия «жена Лота» надо искать в Евангелие. Христос говорит: «Как было во дни Лота, ели, пили, покупали, продавали, сажали, строили. Но в день, в который Лот вышел из Содома, одождил Господь огонь и серу с неба и погубил всех. Так будет в день, в который Сын человеческий явится. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их, и кто будет на поле, не обращайся вспять. Вспоминайте жену Лотову» (Лк.17:28-33). Бывает такое время в жизни человека и в истории, когда делом спасения нужно заниматься каждое мгновение. Процесс спасения по своему смыслу всегда требует чрезвычайных мер. В истории такие периоды не долгие, и совсем не многим Христос говорил: «Оставь всё и следуй за Мной». Однако для каждого человека очевидно, что когда наступает момент опасности и страха, то надо оставить всё, и идти по пути спасения. И в тот день нужно вспомнить жену Лотову.

Спасение человека не есть продолжение развития человека и человеческой общности. Приход Спасителя был событием чрезвычайным. Чтобы принять от Него спасение, надо было иметь способность оставить текущие дела и естественное течение жизни – утешения и комфорт. Но вот, наступает резкий переломный момент в жизни и истории, и человек должен быстро покинуть места комфортного пребывания. Т.е. когда приходят суд и спасение, то это – грань жизни и смерти. И здесь совершенно необходима решимость ко спасению, что не всегда очевидно для человека. Когда ангелы говорили Лоту: не озирайся вспять, то это значило – будь решителен в своём спасении и помни, что тебя помиловали. Повеление ангелов безоглядно и спешно Лоту выходить из Содома и его смущение при этом есть интересный момент его жизни. Здесь надо вспомнить апокалиптические моменты будущего, описанные в Библии. В конце времён существования человечества будет на земле великий город – последний Вавилон, он же – блудница. И Господь многим скажет, но не многие Его услышат – выйди от неё, народ Мой. Тех же, кто действительно услышит и поймёт этот голос, не должны медлить и смущаться. Тогда, для спасения, также быстро нужно будет выйти из Вавилона, как евреи спешно вышли из Египта. Читаем далее книгу Исход. И вот начался сам выход.

---«И поднял народ тесто своё,  ещё не заквашенное, квашни свои завязанные в одежды их на плечах их, и сыны Израиля сделали по слову Моисея, и просили у египтян вещи серебряные и вещи золотые и одежды, и Господь дал милость народу в глазах египтян, и они давали просимое им, и обрали они египтян».---

В божественный замысел Исхода входил момент, когда каждая женщина израильтянка выпросит у соседки египтянки серебряных и золотых вещей и одежд. Именно женщины египтянки должны были более скорбеть об утрате первенцев. Но до такой степени египтяне торопили евреев с выходом, что просимое было дано, ибо над Израилем была милость Божья, чтоб он скорее вышел из Египта, и по этой же милости египтяне отдавали одежды и ценности. Сказано, что израильтяне «обрали» египтян. Это еврейский глагол «нацал», который имеет значение – избавлять, а также – спасать. Так Бог сказал, что избавит, спасёт народ от руки египтян. Но в другой форме этот глагол имеет значение – избавлять, в смысле – обирать. Здесь вновь видно, что одно и то же действие в истории Исхода имеет два значения: избавления от египтян и избавление египтян от ценностей.

---«И отправились сыны Израиля из Рамсеса в Сокхох до шестисот пеших мужчин кроме детей».---

Сокхох по-еврейски – Суккот, что означает – шалаши.

---«И так же много смешанного народа вышло с ним, и мелкий скот, и крупный скот, стадо большое весьма. И испекли они из теста, которое вынесли из Египта, лепёшки опресноков, ибо не скисло тесто, ибо они были изгнаны из Египта и не могли медлить. Так же и припасы не сделали себе. И время обитания сынов Израиля, которое они обитали в Египте 430 лет».---

В этом отрывке книги Исход можно наблюдать значительное расхождение между масаретским текстом и Септуагинтой. В Септуагинте сказано: «Обитание же сынов Израиля, какое они обитали в земле Египта и в земле Ханаана, 430 лет». Но в масаретском тексте этот срок относится только ко пребыванию в Египте. Здесь нужно вспомнить пророчества о пребывании в Египте, которое Господь изрёк Аврааму при завете рассечённых жертв: «Пресельником будет семя твоё в земле не своей 400 лет» (Быт. 15:13). К чему может относиться эта цифра? Эти слова не могут прямо относиться к египетскому плену. От переселения Иакова в Египет до Исхода прошло 215 лет. По греческому тексту всей жизни в Ханаане и Египте было 430 лет, т.е. от переселения Авраама в Ханаан до исхода из Египта – 430 лет. В земле ханаанской отцы пребывали половину этого срока – 215 лет. Авраам родил Исаака через 25 лет пребывания в Ханаане, а Исаак родил Иакова в 60 лет, а Иаков переселился в Египет, будучи 130-ти лет. Складываем и получаем, что семья Авраама обитала в Ханаане 215 лет. Другие же 215 лет народ Израиля провёл в Египте. Итого: 430 лет. И апостол Павел говорит в послании к Галатам: «От завета о Христе, который был дан Аврааму в Ханаане, когда Авраам только ещё входил в землю до Закона, который был дан по исходе, прошло 430 лет» (Гал.3;17). Апостол прямо утверждает, что Бог дал Аврааму обетование о Христе, и при этом хронология Павла согласуется с греческим текстом книги Исход. А смысл масаретского искажения сроков заключался в том, что им очень важно было показать, что никакого обетования о Христе Аврааму дано не было, что апостол Павел заблуждается, а слова книги Бытия о 400-х годах должны быть отнесены исключительно к египетскому плену. Игнорировать Павла было легко, однако остаётся свидетельство книги Исход гл. 12 -й стиха 40-го в Септуагинте в том, что сыны Израиля и их отцы обитали в Египте и Ханаане 430 лет. К выяснению этого вопроса можно привлечь дополнительный источник – самаритянское Пятикнижие, независимое от масаретского текста. В нём можно прочитать то же, что и в Септуагинте – обитание сынов Израиля в Ханаане и Египте – 430 лет. Однако по масаретскому тексту следует, что Израиль обитал только в Египте все эти 430 лет. Но в пророчестве Аврааму о египетском плене было сказано об освобождении из плена: «поколение четвёртое они возвратятся сюда» (Быт.15:16). Сроки никак не сходятся, ибо 430 лет слишком много на четыре поколения. Иудеи и здесь вывернулись, т.к. они говорят, что поколения надо считать от Левия, ведь он уже жил в Египте. Получается: Левий – Кааф – Амрам – Моисей. Далее они говорят, что годы изгнания надо считать от рождения Исаака, хотя, как признают сами иудейские авторы,  он никогда не покидал страну, в которой родился. Всё это очень запутано… Но то, что Бог сказал Аврааму при рассечённых жертвах о 400-х годах и о четырёх родах поколений никак нельзя относить к одному плену египетскому, ибо концы и сроки не сходятся. Дело в том, что Бог говорит Аврааму о многом: и о плене египетском, смирении, освобождении из рабства, но также и о пленении греху всего человечества, конец которого – Христос. Читая о 400-х годах и четырёх поколениях, необходимо перейти на символический язык, потому, что пророчества о Мессии могли быть даны только на символическом языке. О чём же Бог говорит Аврааму в Завете рассечённых жертв? Во-первых, он обещает освобождение из рабства египетского. Во-вторых, Он обещает свой приход как Мессии. Тогда, при Аврааме, Господь Сам совершил жертвоприношение, которое указывает на Голгофу. Чему же соответствуют 400 лет, о которых Господь сказал Аврааму? Пребыванию в Египте они даже приблизительно не соответствуют, да и ничему в точности, если скрупулёзно, как иудеи, считать годы. Но Господом сказано, что этим 400-м годам соответствуют четыре рода или поколения. 100 лет это век или временной срок как нечто целое. От завета с Авраамом до Христа, используя символический язык, должно пройти 4 века не как количество лет, а как 4 эпохи в последней из которых наполнится мера греха и произойдёт исполнение пророчеств. Итак, по тем указаниям, которые есть в книге Бытия и в книгах исторических, можно сделать вывод о том, что эти 4 эпох суть: 1 – Эпоха Авраама и патриархов. 2 – Эпоха Иисуса Навина и судей Израиля. 3 – Эпоха царей и вавилонского плена. 4 – Боговоплощение и Вселенская Церковь.

--- «И было по окончании 430 лет, и было в самый день тот вышли все воинства Господа из земли Египта».---

Люди, вышедшие из Египта, именуются - «воинства Яхвэ». Это означает, что люди это народ, покинувший землю рабства, и то, что Господь усвоил этот народ Себе, сделал Своим и дал построение и устроение, т.к. слово «воинство» по-еврейски – «цеваот», а одно из имён Божьих – «Яхвэ Цеваот» как - Господь воинств. Таким образом, из Египта вышла не толпа людей, а воинства Господа. И в этом залог того, что в дальнейшем произойдёт рождение Церкви в новой форме общности как – народ.

---«Ночь эта бдений Господу, что вывел их из земли Египта. Она, ночь эта, для Господа. Бдения для всякого сына Израиля в поколениях их. И сказал Господь Моисею и Аарону: это устав Пасхи, всякий сын чужака да не ест её. И всякий раб, муж, купленный за серебро, когда обрежешь его, то пусть ест её. Поселенец и наёмник, да не ест её. В доме одном пусть её ест любой. Не выноси из дома ничего от мяса наружу и кость не сокрушайте в ней. Всё общество Израиля да делает это, Пасху».---

Можно заметить, что в завет обрезания мог приниматься всякий иноплеменник, который принадлежал к дому Авраама, как сказано в книге Бытия. Завет, который мы называем Ветхим, поначалу был дан людям вне зависимости от племенного родства. Как Аврааму Бог сказал: «Благословятся в тебе все племена земли» (Быт.12:3), так и Пасху мог есть всякий иноплеменник, который состоял в Завете. В главных событиях созидания Церкви как народа заложена возможность перехода от церкви этнической к Церкви Вселенской.

---«И когда приходит к тебе пришелец и совершает Пасху Господу, то нужно обрезаться ему, всякий, кто мужского пола, и тогда приступит совершать её, будет как коренной житель земли. Всякий не обрезанный да не ест её. Учение одно будет коренному жителю и пришельцу, пришедшему в среду вас».---

В еврейском тексте есть оборот – «приходит пришелец». Это тот, кто не более, чем пришелец.

---«И сделали все сыны Израиля, как заповедал Господь Моисею и Аарону, так сделали. И было, в самый день тот, вывел Господь сынов Израиля из земли Египта по ополчениям и воинствам их».---


Рецензии