Хаджи Фируз - шут или национальный герой?
Фируз был способным ремесленником, и хотя этому рабу было разрешено работать на себя, он должен был платить хозяину часть своего заработка. У Фируза были накоплены некоторые сбережения, на которые он смог спасти маленькую девочку, купив ее на рынке рабов и приняв в качестве своей дочери. Однажды на рынке Фируз встретил правителя Умара и стал умолять его свершить правосудие.
Вот как об этом говорится в легенде. Умар вышел однажды, чтобы побродить по рынку. Его встретил Абу Лу-лу-ах, молодой персидский раб аль-Мугиры б. Шу 'баха, который сказал: "Помоги мне, командир верных, совершить правосудие против аль-Мугиры б. Шу 'баха, потому что я плачу много налогов. “Сколько?” - спросил Умар. «Два дирхама в день» - был его ответ. «А чем ты занимаешься?» - спросил Умар. «Я - плотник, каменщик и кузнец», - ответил Фируз. “Тогда, не думаю, что твой налог - это много, учитывая работу, которую ты делаешь ", - сказал Умар. "Я слышал, что ты утверждаешь, что смог бы сделать мельницу, которая будет приходить в движение энергией ветра, если захочешь" – продолжил Умар. Фируз ответил, что сможет. Умар попросил сделать для него такую мельницу. Абу Лу-лу-ах ответил: "Если вы выживете, я, безусловно, сделаю вам мельницу, которая прославит вас как на Востоке, так и на Западе! " Сказав это, Абу Лу-лу-ах сразу ушел. Умар же долго стоял как вкопанный: "Этот раб только что угрожал мне! " Потом ушел домой.
Фируз дружил с двумя другими рабами, персом Хурмузаном и христианином из Византии по имени Джуфайна. Рабам не разрешалось владеть или носить при себе какое-либо оружие, но Фируз с помощью своих друзей, и благодаря своим навыкам кузнеца сумел сделать двусторонний кинжал с рукояткой посередине.
В то утро Умар вышел на молитву. Он использовал определенных людей, назначенных им, чтобы наблюдать за молящимися. Когда те входили в экстаз, Умар выходил к ним и провозглашал: «Бог велик!»
Именно в это время Абу Лу-лу-ах как гласит легенда, как бы невзначай поскользнулся, стоя в толпе молящихся. В руке его блеснул кинжал с двумя лезвиями и рукояткой посередине. Он нанес Умару шесть ударов, один из которых был ниже пупка, и этот удар оказался смертельным. Абу Лу-лу-ах также убил Кулайба б. Аби аль-Букайр аль-Лайтхи, который стоял позади Умара. Когда Умар почувствовал, что оружие вошло в его тело, он упал и спросил: "Абд аль-Рахман здесь в толпе? Охрана ответила: "Да, командир верных, он здесь ". Умар сказал Абд аль-Рахману: "Иди и возглавь людей в молитве". Абд аль-Рахман вел народ в молитве, в то время как Умар лежал ниц. После молитвы Умара унесли в его дом, где он умер в тот же день. Тело его забрали рано утром на следующий день, и он был похоронен с согласия супруги Пророка Айши вместе с Пророком и Абу Бакром.
Утром, когда было совершено покушение на Умара, на военном совете Абд аль-Рахман сказал: "Вчера вечером я проходил мимо Абу Лу-лу-аха, когда он тайно встречался с Джуфайном и аль-Хурмузаном. Когда я наткнулся на них, они тут же поспешно вскочили, а кинжал с двумя лезвиями и рукояткой посередине упал на землю. Я успел рассмотреть этот кинжал. Кто знал, что именно этим кинжалом наш правитель Умар позже будет убит! Увидев меня, Абу Лу-лу-ах спешно схватил кинжал и проскользнул сквозь толпу. Тамими отправляйся на его поиски и убей изменника!”
Такими отправился на поиски Абу Лу-лу-аха, поймал его и убил. Тамими принес кинжал, который Абд аль-Рахман описал собравшимся. Однако сыну Умара Убайдаллаху, который услышал все это, показалось мало смерти одного лишь Фируза, он пошел дальше мстить за своего отца. Он убивает Хурмузана, Джуфайна и маленькую дочь Фируза Нахаванди.
Вот как говорит об этом легенда. "Убайдаллах сын Умара услышал об этом, но удерживался от мести до самой смерти своего отца. Затем он обернул свою одежду вокруг меча, пришел к аль-Хурмузану и убил его. Когда меч пронзил его, Убайдаллах воззвал «Нет бога, кроме Бога». Затем Убайдаллах сын Умара пришел к Джуфайне, христианину из аль-Хираха, приёмному сыну Сейда б. Малика, которого тот привез в Медину в результате мира между арабами и жителями Византии и научил его арабскому письму. Убайдаллах так держал над собой меч и ударил этим Джуфайну, что сделал метину в форме знака креста между его глазами”.
Есть разные противоречивые сообщения о том, был ли Фируз убит или ему удалось сбежать, и он отправился в Иран. В Кашане находится мавзолей Хаджи-о-Дина-Абу-лу-лу-Фируза, который давно уже стал местной святыней, где люди молятся в его память.
Поскольку у всех этих рабов были свои хозяева, они стали требовать деньги за своих убитых рабов с Убайдаллаха сына Умара, так называемых "кровавых денег". Утман, который надеялся стать следующим Халифой, взял на себя расходы по оплате этих кровавых денег пострадавшим владельцам рабов из своих собственных средств.
Затем Утман сел у стены мечети и велел привести к нему Убайдаллаха сына Умара, который был взят под стражу в доме Саада сына Аби Ваггаса. Убайдаллах, сын Умара, из чьей руки был вырван меч после того, как он убил Джуфайну, аль-Хурмузана и дочь Абу Лу-лу-аха, сказал, что он собирается убить еще многих из тех, кто был причастен к пролитию крови его отца, намекая как на персов, так и на их помощников.
Саад вскочил на Убайдаллаха, вырвал меч из его руки и дергал за волосы, пока не поверг его на землю. Он держал Убайдаллаха в плену в своем собственном доме до тех пор, пока «Утман не вывел его». Утман сказал: "Теперь я их хозяин, хозяин этих убитых рабов. Я решил, что деньги за кровь должны быть выплачены в этом случае, и я должен понести эти расходы из своих собственных средств".
РЕАКЦИЯ НА НОВОСТЬ О СМЕРТИ УМАРА В ИРАНЕ
Новости об убийстве Халифа Умара Фирузом достигли Ирана в конце зимы и распространилисьвсюду, вызывая большую радость. Это случилось перед Наврузом 24 года солнечного календаря Хиджры. То была единственно хорошая новость после восьми лет непрерывного жестокого угнетения и зверских преступлений арабов в Иране.
Но была большая проблема для иранского народа – как выразить это национальное счастье? Если бы люди открыто радовались и ликовали от смерти Умара, они определенно были бы убиты арабскими правителями. Значит, им нужно было каким-то образом скрыть свое счастье. Сочетая радость людей от убийства Умара Фирузом и необходимость скрыть эту радость, интересный персонаж Хаджи Фируз был создан в иранской культуре.
Титул Хаджи, данный Фирузу, ясно указывает на его присутствие в Аравии, потому что люди называли “хаджи” тех, кто отправился в паломничество в Аравию. Красный цвет одежды Хаджи Фируза и черный цвет его лица представляют войну и сопротивление. В древнем Иране красный и черный цвета всегда представляли собой войну и движение сопротивления. Обратите внимание на двух величайших иранских командиров, Бабека Хоррамдина, который был лидером Красного Джамегана и Абу Муслима Хорасани, который был лидером Черного Джамегана. В древнем Иране цвет смерти и траура был не черным, а белым, как и у индийцев. А красный и черный цвета несли совсем другую смысловую нагрузку.
Таким образом, танец Хаджи Фируза показывает радость и счастье людей от гибели тирана халифа Умара. И даже знаменитая песня, которую поет сам Хаджи Фируз, подтверждает это: «Милорд, козел, сахарный козел! Милорд, почему бы вам не посмеяться? »
Многие не понимают, о чем эта песня. На самом деле в ней Фируз издевается над арабскими правителями того времени, и особенно над величайшими арабами, такими как Халиф Умар. Сахарный козел – это явная отсылка к лицу арабов, которые по традиции отращивали длинные бороды, но брили усы и были похожи на козла с бородой и без усов. Но, с другой стороны, Фируз ударил и убил величайшего владыку арабов своего времени халифа Умара, и издевательски сказал своему господину Умару: «Теперь, почему бы тебе не посмеяться?» И когда правящие арабы смотрели на характер шута Хаджи Фируза, они не замечали, какой смысл иранцы вкладывают в историю, что стоит за Хаджи Фирузом, а иранцы благополучно отпраздновали смерть своего халифа Умара, и перед арабами танцевали и смеялись над их бородами.
Огромная популярность персонажа Хаджи Фируза во всех частях Ирана, которая сохранилась и по сей день, ясно показывает, насколько популярен был среди иранцев герой Фируз Нахаванди за убийство халифа Умара в свое время, и насколько этот шаг сопротивления сделал сердца иранцев счастливыми.
Наконец, следует сказать, что Фируз Нахаванди является одним из величайших национальных героев Ирана. Если в далеком прошлом наши предки были вынуждены превратить серьезный характер Фируза Нахаванди в шута и клоуна, опасаясь гнева арабов, то теперь наш национальный долг спустя 1400 лет, вернуть истинное признание нации этому великому герою нашей страны и из шута и клоуна сделать его великим национальным героем.
Перевод с английского.
Фариборз Рахнамун,
Журнал “Иран Замин” (электронная версия)
март 2019 год
Свидетельство о публикации №225122200717