Ниткография в folk-стиле личный опыт

Каждый художник, профессионал или любитель, ищет свои способы и технологии отображения реальности или воображаемых фантазий на холсте, картоне или любой другой поверхности. Эти художественные амбиции приводят его к тому, что у него появляются особенные авторские композиции или паттерны, а также узнаваемая техника, так сказать уникальный «арт-почерк». А найдя свой персональный художественный стиль, артист использует его всё чаше и чаще, совершенствуя свои исполнительские технологии и свой авторский подход к созданию произведения.

Как мастер по ткачеству галунов на дощечках из тонких металлизированных золотых или серебряных нитей я тоже захотела создавать красочные картины, но без кистей и красок. Изучая опыт профессиональных художников-живописцев и искусных мастеров декоративно-прикладного творчества, я выбрала для себя в качестве техник ткачество, басонное плетение и оплетение. При чем фигуры из басонного плетения золотошвейного искусства адыгов (черкесов) используются не только с декоративной функцией, но и для передачи моим работам обережного смысла.

В итоге, всю картину можно считать арт-оберегом, поскольку она наполнена такими обережными паттернами или узорами из адыгской народной культуры, как дэнлъэч – узел счастья и трилистники. Последние, как известно, характерны для культур многих народов и служат для привлечения богатства, процветания и изобилия.

По сути, такой вид народного искусства не является новым. Это совсем не живописные холсты художников и не текстильные панно. Скорее всего, такой вид декоративно-прикладного искусства можно отнести к ниткографии, то есть к «рисованию нитками» или «картинам из нитей». Эта нетрадиционная техника рисования дает целую палитру возможностей создавать картины с разными композициями только с помощью нитей и клея. И благодаря такой технике отображаемое на картоне получается объёмным и кажется «живым».

Как можно узнать из разных источников о ниткографии, такой вид искусства с давних времен широко популяризирован в Мексике, где местные мастера так сказать «делают» свои картины с элементами этнической культуры из толстых шерстяных ниток. Для этого они используют специальную смесь из смолы сосны и пчелиного воска.

Между тем в моей ниткографии зачастую рисунок не выкладывается, а приклеивается уже сотканный отдельно образ, который и декорируется обережными фигурами из басонного плетения. Но эти фигуры также отображают какой-то свой образ, в зависимости от художественного замысла. Зеленая листва на деревьях, бутоны красных или белых роз, зрелые плоды яблонь и груш, падающие радужные снежинки или вьющиеся цветущие растения – все эти декоративные образы наглядно и ярко передают благопожелания будущим владельцам таких ниткографических картин. По подобию китайских картин-няньхуа, индийских рисунков мадхубани, японских картин, связанных с стилем ямато-э, или египетских фресок. Их сюжеты или надписи на них украшены символикой, сулящей исполнение желаний, счастливую и процветающую жизнь.

В моих работах символичного или абстрактного вида зачастую отображаются благопожелательные образы разных народов мира: золотые или красные рыбки, райские птички, слоны с поднятыми хоботами, цветущие деревья, спелые яблоки или тыквы, стога сена и початки кукурузы. Их список может быть безграничным, включающим также перья жар-птицы и колосья пшеницы, которыми, например, украшены многие достопримечательные места Москвы.

На некоторых своих произведениях я использую и авторские галуны, сотканные на дощечках, в качестве «тканных рамок» картины. А иногда отрезки широких галунов вплетаю в сюжетную композицию. При этом эти декоративные детали тоже носят обережно-защитную функцию. Как это давно уже делает в своих красочных панно известный адыгский художник-модельер Юрий Махмудович Сташ.

Но главной особенностью моих ниткографических картин является, на мой взгляд, фон. Как художник-импрессионист использует свои прерывистые и резкие мазки, так и я наношу на картон слой ниток нужного цвета или сочетания цветов для передачи световой воздушности и создания эффекта «живого» образа.

Конечно, это мой личный опыт творчества в ниткографии в народном стиле с элементами этнической культуры. Но он уже по-своему оценен профессиональным жюри в нашей солнечной республике. Две картины из серии «Адыгэ унэ» или «Адыгская усадьба» победили в 2025 году на конкурсе непрофессиональных художников, приуроченном ко Дню образования Республики Адыгея от ГБУК «Картинная галерея Республики Адыгея», в номинации «Декоративно-прикладное искусство» и участвовали в осенней республиканской выставке, посвященной 35-летию Адыгеи.

Последнее время стало очень заметно, насколько народное искусство многогранно и безгранично. Каждый талантливый человек, зная историю и культурные традиции своего народа и изучая достижения великих мастеров, находит свои особенные возможности, например, в сочетании уже существующих техник. И хотя говорят, что «все новое – это давно забытое старое», каждый артист не перестает искать свое личное в огромном океане творчества, чтобы оставить свой след в культурном наследии своего народа или в мировой культуре в целом.

Иллюстрация: картина Фатимы Теучеж «Мост над озером»


Рецензии