Умереть за свободу?

Ещё в школьном детстве нам внушили, что умереть за свободу — это прекрасно. Освобождать людей ценой собственной жизни — что может быть выше и достойнее? От чего освобождать? Да не так уж и важно. От угнетения, от нищеты, от самодержавия, от диктатуры, от унижений, от оккупации и т. д. Ведь свобода — это такая величайшая ценность, перед которой сама жизнь теряет своё значение, ей вполне можно пожертвовать. Но жертва эта не пройдёт даром, все люди будут восхищаться погибшими за свободу, будут неустанно благодарить их и даже боготворить. Поэтому любой человек только и должен мечтать, как бы ему поскорее отдать свою жизнь за свободу. Ведь это гораздо почётнее, чем просто спокойно и сыто существовать, дожить до старости и умереть своей смертью.

Множество литературных произведений, множество песен посвящено погибшим борцам за свободу, а также тем, кто готов, не раздумывая, расстаться с жизнью ради высокой цели освобождения. Вспомним, например, М. Горького с его «Песней о Соколе»: «Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!». Или вот песня «Интернационал»: «Вставай, проклятьем заклеймённый, весь мир голодных и рабов! Кипит наш разум возмущённый и в смертный бой вести готов!». Или знаменитый лозунг «Свобода или смерть!», кем только не использованный в последние века — от борцов за независимость до анархистов и рок-музыкантов. Вот такой своеобразный культ смерти.

Но как же обстоят дела на самом деле со свободой и смертью? Попробуем разобраться.

Итак, жизнь человеку даётся Богом. И даётся она для того, чтобы человек имел шанс свободно развиваться вплоть до уровня самого Творца. А для этого человек должен делать добро, бороться со злом, гармонизировать себя и мир. Чем больше человек сделает добра в своей жизни, тем выше Бог оценит его жизнь. А чем больше зла сделает человек, тем больше мучений ему предстоит пройти для очищения своей бессмертной души.

Смерть человека — это результат действия сил зла, разрушающих его тело и коверкающих его душу. Не будет в мире зла — не будет и смерти. Добровольно лишать себя жизни — это значит идти против воли Бога, отказываться от дарованного им шанса на развитие. Поэтому мечтать поскорее расстаться с жизнью ради какой бы то ни было цели довольно глупо.

Свобода изначально присуща каждому человеку. И самая главная часть свободы — это свобода выбора между добром и злом, между гармонизацией мира и его разрушением, между своим развитием и своей деградацией, между праведностью и грехом. Поэтому в  большинстве случаев свобода у человека и так уже есть, никаких жертв она не требует.

Если человек умирает, он вовсе не становится свободнее. Более того, он теряет возможность пользоваться своей свободой, ведь после смерти свободы у него уже не остаётся. Сделает ли он своей смертью свободнее других людей? Такое, конечно, бывает, но очень редко. Даст ли он другим людям хороший пример? Очень маловероятно, что многие захотят точно так же расстаться с жизнью. Будут ли люди всегда благодарить погибшего? Довольно сомнительно, если только это не его родные или близкие друзья.

Так что же, освобождать человека вообще не стоит? Почему же, есть немало способов увеличить свободу человека без всяких кровавых жертв.

Например, очень полезно освобождать человека от невежества, заблуждений и неумения правильно жить. Этим, например, должны заниматься школьные учителя, вузовские преподаватели, настоящие учёные, духовные наставники. Они должны помочь  человеку научиться понимать мир, приносить пользу себе и людям, улучшать жизнь на Земле. И никаких жертв от этих освободителей не требуется, нужно только честное выполнение своих обязанностей.

Ещё очень полезно освобождать человека от всевозможных болезней, от слабости и вялости его тела, от душевных расстройств. Этим должны заниматься врачи, специалисты по питанию, закаливанию, укреплению тела, исцелению души. И в результате человек должен стать полноценным участником жизни, не требующим постоянной посторонней помощи, зато готовым помочь нуждающимся. Здесь опять же никакие жертвы ради свободы не нужны.

Не менее полезно также освобождать человека от тяжёлого непроизводительного труда, от рутинных и малоэффективных операций. Этим должны заниматься инженеры, разрабатывающие различные полезные технические устройства. В результате человек получает больше возможностей заниматься творческим трудом, более эффективно улучшать мир и не надрываться на работе. Жертвы ради свободы и здесь не требуются.

Наконец, полезно освобождать человека от неразвитости и загрязнённости души. Этим могут заниматься писатели, композиторы, архитекторы, кинематографисты и т. д. Их произведения должны звать душу человека к свету, к очищению и совершенствованию. Ведь только чистая душа способна на быстрое и эффективное развитие, которого ждёт от нас Бог.

Так что совершенно бескровных способов освобождения людей существует довольно много. И все они заслуживают гораздо большего уважения, чем бездумное самопожертвование, которое якобы должно кого-то там освободить.

Но как же тогда борцы за свободу трудового народа, воспетые в стихах и песнях? Давайте немного поговорим и о них.

Из истории известно немало восстаний угнетённых людей от древнейших времён до наших дней. Восставали рабы, крестьяне, рабочие… Принято возвеличивать вождей этих восстаний, да и всех их участников. Однако большинство этих восстаний, как известно, закончились поражением и жестокой расправой со стороны властей. Освободили ли эти восстания хоть кого-то? Нет. Зато они привели к гибели многих людей. И получается, что все эти жертвы ради свободы нисколько не увеличили количество свободы в мире, зато принесли немало разрушений. Иногда после восстаний свободы у людей становилось даже гораздо меньше.

Можно возразить, что были же и победоносные революции. Да, но все они в результате приводили к жесточайшим диктатурам, к ещё большему порабощению и к нищете людей, которых якобы хотели освободить. Вожди революций смело и решительно бросали на смерть тысячи и миллионы людей, но сами как-то не спешили положить свои головы на плаху. Так что умирали за свободу одни, а пользовались результатами их победы совсем другие. И никакого увеличения свободы народа в результате почему-то не произошло, новые вожди оказывались ничуть не лучше старых. Зато количество зла в мире сильно возрастало. Потому что всем этим вождям нужна была вовсе не чья-то призрачная свобода, и собственная реальная неограниченная власть. Это касается и Великой французской революции, и русской революции 1917 года, и китайской революции Мао Цзэдуна и других столь же «успешных» революций.

Однако из всего сказанного вовсе не следует, что отдавать жизнь за свободу не стоит ни при каких обстоятельствах. Можно привести немало примеров и из жизни, и из художественных произведений, когда жертвы ради свободы были вполне оправданы.

Например, ночью в частный дом врываются два грабителя, связывают отца, мать и двоих детей и собираются всех пытать, чтобы выяснить, где деньги и ценности. И вот отец семейства, сумевший освободиться, бьёт грабителей стулом по головам, но один из злодеев успевает выстрелить в него. Грабители нейтрализованы, семья спасена. Отец погиб за свободу своей семьи. Он несомненный герой.

Второй пример. Эсэсовцы и полицаи во время войны загоняют всех жителей деревни в сарай и собираются его сжечь вместе с людьми. Но тут в деревню врывается отряд советских солдат. Завязывается бой, враги бегут, люди из сарая выходят на свободу. Да, у освободителей погиб один солдат, но он погиб совершенно не зря, он тоже герой.

Третий пример возьмём из великолепной «Повести о Ходже Насреддине» Л. Соловьёва.

 Итак, стражники эмира Бухары схватили шестьдесят человек, подозреваемых в укрывательстве Ходжи Насреддина и собрались немедленно казнить их на площади в присутствии эмира. Но в последний момент Ходжа Насреддин, выдававший себя за придворного мудреца, призывает эмира остановить казнь, потому что он сейчас прямо здесь поймает Ходжу Насреддина. А далее, заручившись обещанием эмира отпустить всех осуждённых, Ходжа Насреддин сбрасывает свою чалму мудреца и срывает свою фальшивую бороду. То есть он обрекает себя на смерть ради свободы своих друзей. Правда, потом он всё-таки сумел спастись, чем и подтвердил своё звание народного героя.

Что объединяет эти три примера? То, что в них нет никаких абстрактных и туманных понятий. Нет какого-то абстрактного «угнетённого трудового народа», а есть конкретные люди, попавшие в конкретную беду. Нет каких-то абстрактных «эксплуататорских классов», а есть конкретные злодеи, которым надо помешать творить зло. Нет каких-то абстрактных обещаний «светлого будущего», а есть конкретное возвращение людей к прежней нормальной жизни. Нет обещаний абстрактной «благодарности потомков», а есть конкретная горячая благодарность освобождённых людей.

К этим примерам можно также добавить освобождение пожарными людей из горящего дома или освобождение моряками пассажиров тонущего корабля. Там тоже всё предельно конкретно и ясно.

Таким образом, свобода свободе рознь. Призыв к освобождению народа или даже всего человечества — это или наивное заблуждение или наглая ложь, служащая исключительно злу. А вот освобождение реальных людей из реальной беды — это прекрасно, ради этого вполне допустимо даже отдать свою жизнь. Потому что это очень большое доброе дело, которое наверняка получит наивысшую оценку Бога. Хотя и в подобных случаях лучше всё-таки выжить и продолжить творить добрые дела.


Рецензии