Ноэль. Жанростишие

===
Из Проекта "Поэтические жанры. Жанростишие".
=====
     Песня, которую пели французские скотоводы ещё до Рождества Христова. В ней воспевались боги, помогающие в сельском хозяйстве, в скотоводстве, а также волхвы, которые несли в народ древние мудрости.
     С приходом христианства суть песен почти не изменилась, разве только что из множества богов крестьянин выделил одного Господа, а волхвы так и остались оными, ведь это они принесли миру весть о Нём.
     Теперь это стала рождественская песнь, похожая на литургическую, но с народными текстами. Соответственно в Храмах это всё на пелось, поскольку это всё были перефразированные народным языком тексты из Евангелий на рождественские темы.
     По форме это были стихи строфического типа с восьмисложной строфой с некоторыми вариациями в форме рефренов и припевов.
     Ноэль рождественский стал особо популярен в поздние Средние века, когда его музыка стала нотироваться. Стали возникать хоровые варианты, похожие на полифонический шансон, хоралы григорианские в виде гимнов или секвенций.
     В 17-18 века народные ноэли стали переделываться для исполнения в церквях, чтобы привлечь больше слушателей с полей ко Храмам, которым была более понятна музыка народных ноэлей.
     К процессу примкнули и первые французские композиторы, сочинявшие симфонии с привлечением разного рода музыкальных инструментов, когда в одном ноэле звучали монодические песни органными и пианными фантазиями.
     Народный характер ноэля так или иначе сохранялся в разного рада экспериментах с ним. В конце 18-го года, когда по Франции шествовала Революция, ноэль обжился сатирическими и политизированными текстами. В Марсельезе он слышен очень отчётливо.
     В ноэле экспериментировали Пушкин, Лермонтов, Адан, Франк.


Рецензии