Травля в школе

Травля в школе я уверен каждый человек с ней сталкивался. Каждый кто сталкивался, да и, кто не сталкивался знает, что это такое? И как же это бывает больно.
Я как человек прошедший травлю в школе, опираясь на свой опыт могу сказать, что это очень больно. Это то, что ломает тебя и высасывает из тебя все моральные силы. Ты испытываешь боль, и душа начинает плакать.
Актуальность темы объясняется тем, что даже сейчас в школе бывает происходит травля.
В данном эссе я хочу затронуть поднять и освятить данную тему.
Травля в школе или проще говоря буллинг это не рядовые конфликты между детьми, а систематическая травля, направленная на одного ребёнка. Жертвой может стать любой, но чаще всего травят тех, кто отличается от большинства: внешностью, интересами, успеваемостью или поведением.
По статистике, каждый второй подросток сталкивался в школьных стенах с той или иной формой агрессии со стороны сверстников или старших учеников.
Существуют несколько видов буллинга:
1. Физический буллинг
Это форма агрессии, при которой агрессор использует физическую силу или угрозу её применения против жертвы.
Это могут быть удары, толчки, порча личных вещей или другие действия, причиняющие физическую боль или дискомфорт.
Физический буллинг часто легче заметить, чем другие формы, так как он может оставлять видимые следы: синяки, царапины или испорченные вещи. Однако дети не всегда признаются в том, что стали объектом травли из-за страха или стыда.
2. Психологический буллинг
Это эмоциональное давление, которое может проявляться в виде насмешек, оскорблений, угроз, игнорирования, бойкотирования или сплетен.
В отличие от физического буллинга, психологический не оставляет видимых следов, но может нанести серьёзный вред психическому здоровью ребёнка. Жертва часто чувствует себя униженной, беспомощной и изолированной от общества.
Психологический буллинг сложнее распознать, так как он может быть замаскирован под шутку или безобидные комментарии, но его последствия бывают долгосрочными и глубокими.
3. Кибербуллинг
Это травля с использованием цифровых технологий: социальных сетей, мессенджеров, форумов или других онлайн-платформ.
Он включает в себя оскорбительные сообщения, распространение ложной информации, публикацию унизительных фото или видео, а также создание фейковых аккаунтов для преследования.
Кибербуллинг особенно опасен тем, что может происходить круглосуточно, а анонимность интернета даёт агрессору ощущение полнейшей безнаказанности. Жертвы чувствуют, что не могут скрыться от травли, а это только усиливает стресс и тревогу.
Все эти три формы буллинга в школе опасны. И если ребёнок стал замкнутым, отказывается идти на занятия или у него пропали вещи — это веский повод задуматься.
Сейчас самое время сказать, что в этой статье вы не только страшилок начитаетесь, но и получите полезные рекомендации на тему того, как защитить ребёнка от буллинга в школе.
Но сперва давайте выясним причины этого негативного явления и научимся распознавать его признаки.
Это два очень важных пункта. Они не только дадут поверхностное представление о буллинге, но и покажут все его “корни”.
1. Желание самоутвердиться
Многие агрессоры травят других, чтобы повысить свой статус в коллективе. Если ребёнок чувствует себя неуверенно или не пользуется авторитетом, он может пытаться «возвыситься» за счёт унижения более слабых сверстников. В этом он будет искать способ доказать свою силу и значимость.
2. Семейное влияние
Дети, растущие в агрессивной или неблагополучной среде, часто переносят модель поведения из дома в школу.
Если родители применяют физические наказания, кричат или унижают, ребёнок воспринимает это как норму и начинает вести себя так же с одноклассниками. А иногда буллинг становится просто способом выплеснуть накопленную дома злость.
3. Бездействие взрослых
Когда учителя и администрация школы игнорируют признаки буллинга или не считают его серьёзной проблемой, агрессоры чувствуют себя безнаказанными.
Отсутствие чётких правил и последствий за травлю создаёт атмосферу, в которой насилие процветает.
4. Страх оказаться «белой вороной»
В некоторых коллективах существует необходимость «быть как все». Дети могут травить того, кто выделяется (из-за внешности, поведения, интересов), чтобы не стать следующей жертвой.
Это проявление конформизма — желания соответствовать толпе, даже через жестокость.
5. Анонимность, если речь про кибербуллинг
Выше мы уже об этом сказали. Агрессоры чувствуют себя неуязвимыми, так как могут скрываться за фейковыми аккаунтами или распространять информацию без личного контакта с жертвой.
6. Неумение решать конфликты
Некоторые дети просто не знают, как выражать эмоции или справляться с разногласиями мирно.
Если их не научили диалогу и компромиссам, они выбирают агрессию как самый простой способ «поставить на место» того, кто им не нравится.
А ещё все эти причины очень часто пересекаются, тем самым только усиливая проблему.
Поэтому борьба с буллингом требует работы не только с агрессорами, но и с окружением в целом — школой, семьёй и обществом.
И разумеется, такая задача под силу только государству.
Справедливости ради скажем, что нынешние законопроекты на тему буллинга обнадёживают и вселяют надежду на лучшее.
Но пока, к сожалению, буллинг в школах есть, и родителям важно успеть вовремя распознать его признаки.
Признаки буллинга в школе:
1. Физические повреждения
Ребёнок регулярно приходит домой с синяками, царапинами или порванной одеждой.
Но при этом избегает подробных разговоров на эту тему и объясняет всё случайностями: «упал», «зацепился» и т.д.
2. Потеря или повреждение личных вещей
У ребёнка регулярно пропадают или ломаются школьные принадлежности, телефон, украшения.
Он может говорить, что потерял, но на самом деле вещи могли отобрать или испортить.
3. Нежелание идти в школу
Резкое изменение отношения к учёбе: прогулы, симуляция болезни, паника перед выходом на улицу.
Ребёнок ищет любые поводы остаться дома, где чувствует себя в безопасности.
4. Изменения в поведении
Замкнутость — раньше был общительным, а стал молчаливым и избегает контактов.
Агрессия — нехарактерная злость на близких или младших. Вероятно, выплёскивает накопленный стресс.
Тревожность — вздрагивает от звонков, постоянно проверяет соцсети. Это очень похоже на страх кибербуллинга.
5. Проблемы со сном и аппетитом
Бессонница, ночные кошмары или, наоборот, постоянная сонливость. Аппетит либо пропадает, либо усиливается («заедание» стресса).
6. Снижение успеваемости
Из-за стресса ребёнок не может сосредоточиться, забывает выполнить домашние задания, получает плохие оценки.
Учителя могут списывать это на лень, но настоящая причина — психологическое давление, которое испытывает ребёнок.
7. Жалобы на здоровье без явных причин
Головные боли, боли в животе, тошнота — типичные психосоматические реакции на травлю. Врачи не находят физических причин, но симптомы не проходят.
8. Избегание социума
Отказ от мероприятий, где будут одноклассники.
А также удаление себя из соцсетей или блокировка всех подряд из-за боязни агрессоров.
9. Необъяснимые перемены в настроении
Плаксивость, вспышки гнева, апатия.
Особенно после возвращения из школы или проверки своего телефона.
10. Саморазрушающее поведение
Порезы, намёки на нежелание жить, разговоры о «бесполезности». Это сигнал, что ситуация критическая, и ребёнку срочно нужна помощь.
Не все признаки говорят именно о буллинге, но если их несколько, и они устойчивы, то это повод серьёзно поговорить с ребёнком или даже подключить детского психолога. Если опасения подтвердились — надо действовать!
Что делать родителям, если ребёнок стал жертвой буллинга?
Не игнорируйте проблему
Даже если вы уверены, что “дети сами разберутся”, всё равно не игнорируйте проблему! Дети не способны самостоятельно разбираться в сфере этических норм и правил поведения в силу своей незрелости.
Зафиксируйте факты травли
Попросите ребёнка описать ситуации: что произошло, кто участвовал, когда и где. Если есть доказательства (сообщения, фото, видео), сохраните их. Это пригодится для разговора со школой. Но если травля уже перешла в физическое насилие и в угрозы жизни или здоровью, то обращайтесь не только в школу, но и в полицию.
Обратитесь к классному руководителю, школьному психологу, администрации
В идеале составьте совместный план по исправлению сложившейся ситуации.
Контролируйте выполнение этого плана и, если ситуация не улучшается, идите дальше в исполнительные структуры либо же просто найдите более безопасное место для обучения ребёнка.
Можно перевестись в другую школу или вообще найти онлайн-школу для детей и перейти туда на семейное обучение.
Дайте понять ребёнку, что вы на его стороне
Это, пожалуй, самый главный пункт. Он показывает, как помочь ребёнку справиться с буллингом. Ваша поддержка сейчас важнее всего. Скажите: “Я тебе верю” и “Это не твоя вина”. Не перебивайте и не минимизируйте его чувства (“Подумаешь, дразнят!”). Ни в коем случае не осуждайте и не упрекайте ребёнка. Фразы вроде “Ты сам виноват” и “Значит было за что” только усугубят ситуацию.
Даже если окажется, что он совершил ошибку или проявил агрессию по отношению к другому.
Это не означает, что нужно оправдывать или выгораживать его поступок.
Но дома, в спокойной и доверительной атмосфере, надо выразить сочувствие, предположив, что это было вынужденное действие, у которого есть причина. И вместе подумать, как по-другому можно поступать в подобных ситуациях.
Поговорим о том, как избежать буллинга в школе?
То, о чём пойдёт речь ниже, — это, конечно, не стопроцентная защита от буллинга. Но зато отличная профилактика.
Кроме того, ваш ребёнок будет понимать, что буллинг — это плохо в любом случае, без исключений. Неважно, жертва ты или агрессор.
Вы наверняка уже слышали про такое понятие, как «личные границы».
Но что это такое и, главное, как их формировать у детей, не всегда понятно. Рассмотрим на схеме, как об этом можно и нужно рассказывать детям:
Лучше это объяснять наглядно, в игровой форме. Попросите ребёнка встать посередине комнаты.
А сами отойдите на расстояние 3 метра и скажите, что это дистанция, на которой ему лучше держаться с незнакомыми людьми. Затем постепенно приближайтесь, фиксируя другие зоны:
от 2 до 3 метров — это зона социальная, в неё входят профессиональные помощники (учителя, врачи, полиция);
от 1,5 до 2-2,5 метров зона знакомых людей — соседи, одноклассники, товарищи по кружкам, дальние родственники и др;
личная зона — от 50 см. до 1-1,5 метров — члены семьи и близкие друзья
и, наконец, зона до 50 см. Она называется интимной.
В неё можно допускать, и то с разрешения, людей из личной зоны и, при необходимости, людей из других зон.
Для того чтобы понять размер этой зоны, попросите ребёнка вытянуть руки перед собой, очертить круг вокруг себя и запомнить это расстояние.
Примерно так выглядит описание пространственных границ. Но они не единственные…
Важно также донести до ребёнка понимание границы между чувствами и выражением этих чувств (поведением).
Скажите ему, что все люди, как и он сам, имеют полное право испытывать разные чувства, негативные в том числе.
Но выражать свою неприязнь по отношению к другому неэтично.
«Тебе может кто-то не нравиться, и ты можешь кому-то не понравиться. Это нормально.
Но это твои чувства и твоя ответственность.
Если ты начнёшь их агрессивно выражать по отношению к другому, даже в защиту, это будет твоим выбором» Дальше вам необходимо объяснить, что будет являться нарушением личных границ, выраженным в поведении по отношению к другому (даже онлайн):
обзывание, грубое описание или высмеивание внешности, любых физических особенностей (походка, голос, речь, цвет волос/кожи, рост, вес, возраст и т.д.);
запугивание, шантаж, вымогательство;
опосредованная агрессия (бросание любых предметов в другого, порча личных вещей, повреждение учебного места: стол, парта, шкафчик, и т.д.);
прямая физическая агрессия (толчки, подножки, шлепок/удар, удерживание и т.д.).
Как вести себя при первых признаках травли в свой адрес
1) Стараться сохранять спокойствие и смотреть прямо в глаза обидчику.
2) Выразить своё отношение реакцией. Вот тут давайте рассмотрим конкретные ситуации буллинга в школе в формате “пример и решение”.
«Мне неприятны твои слова, и я прошу тебя перестать», «Мне не нравится, когда меня толкают, больше так не делай», «Вижу, что ты склонен самоутверждаться за счёт других. Но со мной так не получится», «Жаль, что у тебя нет занятий поинтереснее».
3) На глупые вопросы или грубые слова можно отвечать коротким вопросом: «И что?». Например, на фразу «Какой у тебя старый телефон, смешная прическа, обувь, неровные зубы» отвечать: «Да, и что? Тебя это не касается»
4) Предупредить о своих дальнейших действиях: «Если это повторится, я сообщу учителю и своим родителям».
В классе роли между детьми не всегда фиксированные — они могут меняться в зависимости от контекста. Один и тот же ребёнок в разных ситуациях может оказаться и жертвой, и свидетелем, и даже агрессором.
Жертва.
Это тот, против кого направлена агрессия. Часто такие дети чувствительны, тревожны и не уверены в себе.
У них мало друзей и им комфортнее со взрослыми, чем со сверстниками. В группе риска дети с особенностями развития или с низкой успеваемостью;
Агрессор.
Это тот, кто инициирует и ведёт травлю. Часто такие дети стремятся к власти и контролю. Они имеют высокий статус в коллективе и низкий уровень эмпатии. Умеют манипулировать другими и хорошо считывают чужие эмоции;
Свидетель.
Это самые многочисленные участники травли.
От их реакции во многом зависит, продолжится буллинг или нет. Большинство свидетелей испытывают жалость к жертве, но меньше половины пытаются помочь. Их главная дилемма: «Хочу остановить зло, но боюсь сам стать следующей жертвой или потерять свой статус в группе».
Для агрессора даже улыбка или молчаливое наблюдение свидетеля — это знак одобрения и «награда».
А вот открытая поддержка жертвы или сообщение взрослому могут остановить травлю.
Буллинг в классе отравляет атмосферу для всех. Страдает не только жертва, но и свидетели, которые вынуждены молчать из-за страха стать следующей мишенью, и даже сам агрессор, чьё поведение закрепляет деструктивную модель общения.
Чем буллинг отличается от конфликта или розыгрыша
Очень важно проводить границу между понятиями:

Конфликт. В конфликте стороны равны. Они спорят из-за чего-то конкретного, и у каждого есть своя позиция. Конфликт можно разрешить через диалог и компромисс.
Розыгрыш. После розыгрыша смеются все, включая того, над кем подшутили. Если шутка вызывает у жертвы слёзы, унижение и боль — это уже не розыгрыш, а буллинг.
Буллинг. Буллинг простыми словами — это дисбаланс власти. Один всегда сильнее: физически, психологически, численно. Другой же не может себя защитить.
Кто становится жертвой буллинга?
Причины буллинга сложны и многогранны.
Часто агрессоры сами имеют низкую самооценку, неблагополучную обстановку дома или являются жертвами насилия. Через унижение других они пытаются самоутвердиться, почувствовать свою силу и значимость в коллективе.
Кто чаще подвергается буллингу?
Важно понять: жертвой буллинга может стать абсолютно любой ребёнок. Но некоторые дети находятся в группе повышенного риска:
дети с яркими внешними отличиями (очки, веснушки, лишний вес);
новенькие в классе или школе, которые ещё не влились в коллектив;
тревожные, неуверенные в себе дети, которые не могут дать отпор;
дети с особенностями развития (СДВГ, аутизм, заикание);
те, кто сильно отличается интересами от большинства;
дети из семей с особым социальным или материальным статусом.
Но важно помнить, что каждый ребёнок имеет право на свои индивидуальные черты. Вина за травлю всегда лежит на агрессоре, а не на особенностях жертвы.
Последствия буллинга
Последствия буллинга печальные для всех.
Для жертвы:
Тревожность, депрессия, чувство вины и стыда;
убеждение «со мной что-то не так», неверие в свои силы;
страх новых знакомств, проблемы в построении близких отношений, социальная изоляция;
психосоматика, нарушения сна и аппетита, ослабленный иммунитет;
попадание в аналогичные токсичные отношения во взрослом возрасте;
сложности с карьерой из-за страха конкуренции и осуждения.
Для агрессора:
Закрепление модели «сила — власть, агрессия — решение проблем»;
высокий риск асоциального поведения, проблем с законом;
неумение строить равноправные отношения, основанные на уважении;
неспособность к эмпатии, которая мешает во взрослой жизни и профессиональной деятельности.
Для свидетеля:
чувство вины за собственную пассивность и страх;
тревога и неуверенность из-за постоянного пребывания в токсичной среде;
искажённая картина мира: появляется убеждение, что агрессия — это норма, а помогать слабым — опасно.
Обратитесь в школу.
Начните с классного руководителя.
Настаивайте на встрече с участием всех сторон: родителей жертвы, агрессора и представителей школы.
Напомните им, что отвечает за буллинг в школе в первую очередь администрация. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 41, ст. 42, ст. 45), школа обязана обеспечивать безопасность и психологический комфорт учащихся.
Если разговоры не помогают, подайте письменное заявление на имя директора с требованием провести служебное расследование и принять меры.
Обратитесь к психологу и поработайте со всеми сторонами конфликта.
В крайнем случае сообщите в полицию.
Если буллинг носит угрожающий характер, есть побои, вымогательство, порча имущества — это уже не дисциплинарные проступки, а правонарушения.
Психологическая поддержка в школе — это хорошо, но важно помочь ребёнку сохранить уверенность при подготовке к экзаменам.
Подводя итоги эссе скажу: – травля в школе это серьёзная крайне серьёзная проблема обесценивать серьёзность глупо. Это также глупо как когда человек тяжело болеет, а ты его в этом обвиняешь и добиваешь. Я считаю добивать людей в принципе нельзя! Ни в коем случае и никогда!
С травлей в школе надо бороться как пробовать поговорить с классным руководителем или директором этой школы, так и простым уходом из этой школы.
Пусть придётся менять школу из года в год, хоть несколько раз в год всё равно комфорт ребёнка важен и превыше всего.
Это также как и с работой там поработал, там поработал, то поделал, это поделал, за это взялся, за это взялся.
Это также если мне сейчас сказали не писать в стольких жанрах, а писать в одном – трёх жанрах.
Мне мой папа мне приводил пример, с которым я не могу согласиться.
Он приводил пример что ты копаешь и там копнул, там копнул, там копнул и в итоге всё поле перекопано везде ямы, а я, наоборот, считаю, что так и надо.
Там копнул, там копнул, там копнул потом выбираешь и копаешь в том порядке в котором хочешь?
Это также как и с играми.
Купил несколько игр в одну поиграл, во вторую поиграл, в третью поиграл и так далее.
Также и в творчестве если твой голос тебе позволяет охватить скажем шесть жанров и писать в них к примеру: новелла, фельетон, басня, верлибр, очерк и анекдот то пиши и никого не слушай. Слушай себя, а не других. Ты лучше знаешь.
Мне мой голос позволяет мне писать в восемнадцати жанрах и при этом не терять в качестве, и я это делаю.
При этом я балансирую между ними как рыба в воде.
Переключиться для меня не составляет труда, и я это делаю успешно.
Берегите себя, своего ребёнка и всё тогда у вас будет хорошо.


Рецензии