Мифическая психология. Мир эмоций человека
Эмоций мир за все тут отвечает,
Лишь с ними мир цветет, горит, сверкает.
Плохой – хороший, добрый – злой, наивный,
Веселый – грустный, скучный, страшный, дивный.
Без них мир пуст, лишь призрачная схема,
Ведь создан он как о любви поэма.
Наш мир как универсум – это уни-версум, единая поэзия с латинского, каждый его элемент может проявиться в четырех состояниях, четырех стихиях-стихах. И наша душа поэтична. На нас находит стих – определенное состояние, мы его переживаем, можем углубиться в него, распереживаться, а можем и выразить его в стихо-творении.
Во всех народах душа рассматривается как жизненная сила, которая присуща не только людям, но и животным, насекомым, растениям и даже предметам. Все едино и одной природы. Поэтому коренные народы, уважая любое творение, взаимодействуют со всем миром на более глубоком уровне и общаются не только с людьми. По их верованиям душа располагается в области сердца, с которым связываются эмоции и чувства. «Бессердечный человек» для нас лишен мягкости и доброты, теплоты и душевности, приветливости и заботливости, он бездушный и жестокий.
Вогель отметил, что люди, умеющие устанавливать контакт с растениями, далеко не всегда оказывают на них благоприятное воздействие. Однажды к нему приехал друг-психотерапевт, чтобы своими глазами убедиться в возможности общения с растениями. Вогель попросил его отойти от филодендрона на пять метров и направить на него сильную эмоцию. Растение мгновенно отреагировало на эмоцию человека: перо самописца заметалось и вдруг замерло. Тогда Вогель спросил своего друга, о чем он подумал. Тот ответил, что мысленно сравнивал растение Вогеля со своим филодендроном, который растет у него дома, и отметил, что цветок Вогеля гораздо хуже его собственного. Растение Вогеля так «обиделось», что остаток дня замкнулось в себе и отказывалось реагировать на что бы то ни было. На самом деле оно продолжало «сердиться» целых две недели. Без сомнения, растения чувствовали антипатию к некоторым людям, вернее не к самим людям, а к их мыслям.
Питер Томпкинс, Кристофер Берд Тайная жизнь растений.
Фрагмент показывает, что растения могут быть «как люди». Впрочем, может, наоборот, это мы «как растения», они ведь раньше появились на Земле?
Для прослеживания эмоций у животных приборы не обязательны. Какие переживания видны на этих фотографиях?
Интересно, смеются ли камни, и если да, то как? И как смеются Земля, Солнце кроме как через нас?
Эмоции похожи на краски – и не только похожи, между ними есть устойчивые соотношения, такие как радость – желтый цвет, нежность – голубой, спокойствие – зеленый. И так же, как у цветов, у эмоций неисчислимое множество оттенков и сочетаний друг с другом. И все это сугубо индивидуально. И в то же время, несомненно, существуют базовые, фундаментальные эмоции, в которых концентрируются самые жизненные важные смыслы. В их описании мы будем отталкиваться от разработок Кэррола Изарда.
Фундаментальных эмоций десять: интерес, радость, удивление, страдание (горе), гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина. У каждой из них имеются свои специфические:
1. Нервная структура.
2. Мимический комплекс.
3. Отчетливое осознаваемое переживание.
4. Эволюционная история.
5. Организующее и мотивирующее влияние, линия адаптации человека.
1. Интерес — чувство захваченности, проявляется также как любопытство, внимание, ориентация, увлеченность, беспокойство, неравнодушие. Интерес направляет нашу активность на то, что нужно нам и на требования к нам извне: на обеспечение нужд тела и души, отражение происходящего, развитие навыков и умений, приобретение знаний. Интерес обеспечивает энергией нужную деятельность.
Самое простое и «железное» проявление интереса – ориентировочный рефлекс «Что такое?», срабатывающий мгновенно, а самый длительный и комплексный интерес, и тоже «железный», – жизненное предназначение, весь остальной спектр эмоций интереса располагается между ними.
Интерес может быть живым, шкурным, всепоглощающим, выстраданным, глубоким, горячим, длительным, захватывающим, колоссальным, незатухающим, нездоровым, узким, усиленным, целенаправленным, явным, откровенным, поверхностным, имущественным, корыстным, личным, государственным, узковедомственным, непреходящим, нескрываемым, преувеличенным, пристальным, научным, естественным – каким угодно.
Интерес питается временем: чем интерес сильнее, тем больше ему нужно времени и тем меньше время заметно, вплоть до полного исчезновения – он может съесть его полностью. А вот скуке, антиподу интереса, время совершенно не нужно, и она не знает куда его деть.
Корни интереса – ценности, поэтому самый простой и надежный путь его формирования – воспитание уважения и значимости, это всегда будет вызывать интерес, привлекать к себе. Какие-то ценности и смыслы нам «на роду написаны». Например, история музыкантов семейства Бахов насчитывает более двух веков. Но это не обязательно. Вольфганг Амадей Моцарт тоже был сыном музыканта, но уже с трех лет самостоятельно садился за инструмент, а М.В. Ломоносов, проявивший себя во всех науках, в поэзии и изобразительном искусстве, родился в семье промысловика-помора.
Есть люди, которым интересно все и есть те, кому не интересно ничего. Интерес - это переживание связей с жизнью, чем шире интересы человека, тем большей жизнью он живет. Человек со сферой интересов в два раза больше другого проживает две жизни в сравнении с этим другим.
Не смерти должен бояться человек, он должен бояться никогда не начать жить.
Марк Аврелий
Особое значение имеет исследовательский интерес, «работающий» на развитие, расширение связей. Он присущ не только людям – всему живому. Так, в ходе эксперимента с мышами им создавали все условия, удовлетворяли все потребности, и все равно часть мышей что-то искала, куда-то стремилась. Без движения жизнь замирает. Конечно, не все должны быть исследователями, кому-то интересно строить дома и создавать прочный быт, кому-то интересно развлекать, а кому-то творить. Без интереса мы действуем лишь «на волевых», постепенно истощая себя, тогда как интересное нас наполняет.
Важнейшим фактором поддержания и развития интереса является игра. Она превращает любую деятельность в увлекательное занятие, раскрепощает и освобождает, помогает добиться лучшего результата. Вся наша жизнь – игра, как личность мы играем социальные роли.
Человек – это ангел, играющий в человека
Животные играют не только в детстве и не только с себе подобными. Чтобы это увидеть, не обязательно идти в цирк – достаточно оглядеться. Посмотрите видео по этим ссылкам для наглядности, можете и свои найти.
https://ya.ru/video/preview/14100213421717662786
https://ya.ru/video/preview/8214925097125218974
https://ya.ru/video/preview/1096007740512895765
https://ya.ru/video/preview/1364525359146351411
https://ya.ru/video/preview/7967237688867833230
https://ya.ru/video/preview/1515759474100542570
В самых серьезных вещах может быть элемент игры, тем более в обучении. Тема игр очень широкая и многоаспектная. Например, игры играм рознь, есть игры манипулятивные. Теме игр Эрик Берн посвятил две свои самые известные и интересные книги: «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры».
Игры потому так эффективны, что богаты новизной. Новизна - другой мощный фактор интереса. «Пережеванное не вкусно», поэтому нужно разнообразить свои занятия, да и в целом свою жизнь. Самая высасывающая человека работа – конвейер, однообразная и отупляющая. Когда отношения теряют новизну, приедаются, это почти всегда приводит к разнообразию отношений. Хотя, может именно потому и приедаются, что становятся не интересны. Послушаем К.С. Станиславского.
Я следил за величайшими артистами, чтобы выяснить себе, сколько минут они одни, стоя перед рампой на авансцене, без всякой посторонней помощи, могут удерживать на себе внимание толпы. При этом я также следил, насколько разнообразны их позы, движения и мимика.
Опыт показал мне, что максимум их способности одному безостановочно держать внимание тысячной толпы при сильной захватывающей сцене равен семи минутам (это огромно!).
Минимум - при обыкновенной тихой сцене - одна минута (это тоже много!).
Третий «кит» интереса – творчество. Кроме элементов игры и новизны творческий процесс несет в себе мощный духовный заряд самореализации, проявления своей уникальности. Редко, когда еще мы бываем в такой степени сами собой. В творчестве мы соприкасаемся с чем-то глубоким и таинственным и тянемся к этому всей своей сущностью. Как жизненный процесс творчество наиболее целостно.
Интерес можно «купить» – стимулировать «плюшками». Это делает его зависимым и несамостоятельным. Это путь наименьшего сопротивления, при котором значимость интереса падает, а «плюшек» возрастает. Так школьные оценки для многих, скорее для очень многих, из средства обучения давно превратились в его цель. То же самое произошло и с тестированием по ЕГЭ, сплошь и рядом дети не столько изучают материал, сколько натаскиваются на тестирование. До чего дошла наша школа говорит репетиторство с первого класса.
Архетип интереса присутствует в Искателе и Мудреце по системе Марк-Пирсон. Оба они ищут себя через изучение мира. Искателя хлебом не корми, но дай испытать радость открытий, а Мудреца прикоснуться к истине. У них много общего, но есть и различия. Искатель – деятель, а Мудрец – мыслитель. Поиск обоим нужен свободный, а жизнь естественная и наполненная. Для Искателя худшее наказание - скука и пустота, а для Мудреца – ложь и невежество.
Мифология всех народов богата носителями архетипов поиска и знания. Наиболее значимые из них универсальный Гермес Трисмегист, шумерский Энки, египетские Тот и Исида, славянские Велес и Числобог, Кецалькоатль у ацтеков, китайский Лао-цзы, греческие Аполлон и Афина, Сарасвати и Ганеша у индусов, японские Фукурокудзю и Омоиканэ.
2. Радость — светлое состояние души, естественного телесного, интеллектуального и душевного благополучия, удовольствия, удовлетворения. Участие души для радости необходимо, иначе это просто физиологическое удовлетворение, или «кайф» на сленге. Тем более, что кайф можно вызвать искусственно, а благополучием здесь и не пахнет.
Состояние полной удовлетворенности жизнью, чувство высшего довольства, радости мы воспринимаем как счастье. Можно также сказать, что счастье – наполненность жизнью, дающая душевный подъем.
Душевный подъем — состояние высшего эмоционального всплеска, сильной увлеченности чем-то важным. Эта волна воодушевления действует не только на самого человека, но и способна вдохновлять окружающих. Это может быть вызвано неожиданным подарком, сдачей последнего экзамена, завершением сложного проекта, напряжением всех физических сил, любимой музыкой, процессом творения, встречей с близкими после долгой разлуки и самое-самое – общением и единением с любимым человеком.
Самое просто выражение радости – улыбка и смех: искренние, как у детей, без сарказма и иронии. Радость по поводу чужого несчастья, чужих неудач - извращенная. Аномальной также считается постоянная беспричинная радость: «Смех без причины – признак дурачины». Смех и улыбка могут быть «безрадостными»: связанными с другими состояниями (истерикой, например), а также просто фальшивыми.
Радость может быть «прагматическая», поскольку связана с удовлетворением от достигнутого результата, но более чистая и естественная - «романтическая» радость, от самого процесса, контакта с тем/кем, что/кто нам нравится, это дает более глубокие и богатые переживания, здесь цель - сам этот контакт.
Искренняя радость связана с нашей глубинной сущностью, истинными ценностями и приоритетами. Эта эмоция показывает, что в данный момент мы живем настоящей, подлинной жизнью. В этот момент мы восхищаемся и наслаждаемся жизнью. Радостный человек видит мир в его красоте и гармонии, воспринимает людей в их лучших проявлениях без анализа и критики. В радости мы чувствуем свою близость и причастность к миру и людям.
Состояние благополучия - физического, душевного и социального, рассматривается как здоровье человека, что достигается через баланс между внешними и внутренними характеристиками. Сотрудниками Иркутского государственного университета В.Г. Петровым и К.В. Злыгостевой разработаны уровни достижения благополучия (психологического здоровья):
1) отклонения и нарушения;
2) норма;
3) психологическое благополучие;
4) экзистенциально-переживаемое счастье.
Основой психологического благополучия является самопринятие, его компонентами Кэрол Рифф рассматриваются автономия, личностный рост, наличие своих целей в жизни, позитивные отношения и управление своей жизнью; можно выделять и другие характеристики.
Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя таковым
М. Аврелий
Позитивное отношение к себе звучит очень просто, но для его достижения нужно серьезно потрудиться. Зато, когда человек этого достигает, все действительно становится просто.
Хочешь быть счастливым – будь им.
Козьма Прутков
Психологическое благополучие не выводится математически и не всегда соответствует прагматическим критериям, у него своя логика. Может ли быть счастливым больной человек, увечный, умирающий? И всегда ли счастлив человек, у которого «все хорошо» - не болеет, живет в достатке, есть семья? На эти вопросы может ответить Юлианна Кондратьева.
Юлианна родилась абсолютно здоровой, но после прививки от полиомиелита потеряла способность ходить. В 10 лет Юлианна услышала, как абсолютно здоровый и обеспеченный ребенок плачет и утверждает, что жизнь несправедлива, и твердо решила: «Не хочу быть такой. Не хочу пополнять армию Несчастных этого мира».
Можно привести длинный список не только не страдающих людей с неизлечимыми и очень серьезными заболеваниями, но и нашедшими свое место в жизни, умеющих радоваться и чувствовать себя счастливыми. Приведем один, возможно, наиболее показательный случай.
Австралиец Ник Вуйчич родился без рук и ног, имелась лишь одна частичная стопа с двумя сросшимися пальцами, что позволило мальчику после хирургического разделения пальцев научиться ходить, плавать, кататься на скейте, серфинговой доске, работать на компьютере и писать. В десять лет Ник прошел через кризис, решив утопиться. Это было его новое рождение – как личности, и теперь он известен всему миру. Он объездил много стран мира, выступая в церквях, тюрьмах, школах и детских приютах, открыл некоммерческую организацию «Жизнь без конечностей», помогая инвалидам по всему миру.
Ник окончил Университет Гриффита в Брисбене, получив двойную степень бакалавра коммерции. Он написал и исполнил песню «Something More», на которую был снят видеоклип.
Ник Вуйчич счастлив в браке с Канаэ Мияхаре, воспитывая сына и девочек-двойняшек.
Это фактаж. Но стоит посмотреть видео с ним, чтобы увидеть, как он себя ведет, испытывает радость от жизни.
Радость – это психологическое состояние, которое может просто жить в нас и мало зависеть от обстоятельств. И тогда обстоятельства будут зависеть от нашего состояния. Не будем забывать, что мир – зеркало.
Радоваться, конечно, может любой, но и есть архетип, целью которого является счастье. Это Простодушный, наивный и невинный. Он стремится создать рай в своей душе и вокруг себя. Простодушный довольствуется малым, живет без претензий и поэтому не испытывает разочарований – это очарованная душа, вдохновляющаяся самыми простыми вещами. Простодушный смог сохранить в себе ребенка, а Большой мир находится где-то там, далеко.
В пантеоне Китая Будай-хэшана, а Японии Хотэй — «Монах с мешком», бог удовольствия и счастья, символизирующий великодушие. Изображается веселым толстяком с огромным животом и с мешком продуктов и сокровищ, который никогда не бывает пуст. Считается, что встреча с этим богом приносит счастье и удачу.
В египетской мифологии Хатор — богиня праздника и веселья. Ее часто изображали с коровьими рогами, а фестивали Хатор представляли собой оживленные мероприятия с музыкой, танцами и выпивкой.
В греческой мифологии к богам радости относятся:
Чариты — богини радости, веселья и празднества;
Евфросиния — богиня радости, хорошего настроения, веселья и веселости;
Талия — богиня веселья;
Эвдемония — богиня счастья.
В римской мифологии это:
Ангерона — богиня, которая избавляла людей от боли и печали;
Фессона — богиня, которая избавляла людей от усталости.
В славянской мифологии покровителем веселья, радости и хмеля считается Квасура.
У африканских народов есть боги, олицетворяющие радость, в разных мифологических системах. Эти божества связаны с разными аспектами жизни: с природными явлениями, с любовью, с радостью:
Ошун — богиня, олицетворяющая радость, любовь и красоту. Ошун покровительствует эротической любви, игре на барабанах, кокетству и соблазну. Когда она незримо приходит к людям, у всех улучшается настроение, даже заболевшие смотрят вокруг веселее.
Барон Суббота (Лоа Самеди) — дух, который считается покровителем веселья и праздников. Считается, что Барон любит жизнь и ценит ее, призывает людей не проживать годы впустую.
В мифологии индейцев Северной и Южной Америки:
Кокопелли — бог изобилия у древних индейских племен, проживавших на Юго-Западе. Посылал для людей благосостояние в их жизни, плодородие на землях и обильный урожай. Альтернативное название — бог молодых семей.
Ауланерк — дружественное женское водное божество в мифологии эскимосов, управляющее приливами, волнами и радостью.
Экеко — тиуанаканский (доколумбовый) Хотэй, бог изобилия, плодородия и радости в мифологии народов плато Альтиплано в южных Андах. Обычно изображается невысоким, полноватым, улыбающимся человеком с усами, одетым в традиционную одежду жителей Альтиплано (пончо). Увешан мешочками и корзинками с необходимыми вещами и едой.
Омакатль — бог праздников и веселья в мифологии ацтеков. Изображался в виде юноши, сидящего среди цветов и бабочек, со скипетром в руках, на острый конец которого нанизаны человеческие сердца.
У индусов Ганеша считается богом, приносящим радость, плодородие и всякое преуспевание. Он стоит на пороге между мирским и священным и охраняет двери всякого святилища, обеспечивает людям доступ к богам, поэтому его называют «устраняющим все препятствия».
2. Удивление — переживание необычного-неожиданного, необычайного-поразительного и странного-непонятного. Это и недоумение, изумление, неизгладимое впечатление, восхищение, восторг, преклонение, ошеломление, замешательство, шок, ужас. С запада к нам пришел сюрприз (surprise) - «неожиданность, удивление», происходящий от surprendre «заставать врасплох, удивлять», где sur - «сверх» и prendre «брать».
Удивление тесно взаимосвязано с интересом и также имеет прагматический и романтический смыслы выживания и расцвечивания жизни. Удивление, как и интерес, сопровождает процессы познания и развития.
Удивление – это у-див-ление и по В.И. Далю связано со словами «диво», «чудо», «невидаль», «диковина». Происхождение этих слов говорит о многом.
Диво восходит к индоевропейской основе di, давшей греческое theos – "божество" или латинское deos. Этот смысл сохранился в слове «теология» - буквально «богословие», систематическое изложение и истолкование религиозного учения, догматов религии. Дивы, дэвы — сверхъестественные человекоподобные существа, имеющие вид великанов. Присутствуют в иранской, славянской, грузинской, армянской, тюркской (азербайджанской, башкирской, туркменской) мифологиях, в зороастризме — злые духи. В индийской мифологии дивы, напротив — боги или полубоги. Отметим также, что в украинском «дивитися» – смотреть.
Чудо определяется как сверхъестественное явление, вызванное вмешательством божественной, потусторонней силы. Происходит от праславянского ;;;do «чудо, чары», во множественном числе «чуда» и «чудеса-кудеса», откуда – «кудесник». А вот В.И. Даль не говорит про сверхъестественное – сверхприродное, у него чудо - это «всякое явленье, кое мы не умеем объяснить, по известным нам законам природы». Называть то, что нам не известно сверхъестественным – снимать с себя ответственность за познание, «с нас взятки гладки». Честнее было бы сказать – и не хотим знать.
Невидаль – то, что мы не видели, невиданное, и следовательно – не веданное, а раз мы его не знаем, то оно дикое или диковинное. Хотя, тут еще нужно разобраться кто дикий и диковинный.
Судя по всему, есть земное удивление и божественное, оно больше, чем просто эмоция. И оно нам необходимо, чтобы быть человеком в полной мере, актуализировать все свои уровни, все свои составляющие. Чтобы осознать значение удивления, нужно попробовать представить жизнь без него. Антонимами удивления являются равнодушие, бесстрастие, предсказуемость, безразличие, апатия, привычность, обыкновенность, обыденность.
Архетипически удивление тоже связано с наивностью и неискушенностью, то есть с Простодушным.
Боги все удивительны, поэтому кого-то отдельно выделить из них не получается. Но если бы такой был, то его, возможно, звали бы Ого.
4. Страдательный комплекс: горе, печаль, депрессия.
Страдание — мучительное, болезненное переживание. К страданиям обычно относят грусть, тоску, скорбь, душевные терзания, маету, печаль, горе. Со страданиями связаны выражения «нести свой крест», «восходить на голгофу». Они преимущественно ассоциируются с бедой, но на деле это не всегда так. Этимологически слово «страдание» связано не только со словом «страда» - напряженной, тяжелой летней работой, но и со словом «страсть» - сильным чувственным влечением, прежде всего любовным. Так тема страданий Христа раскрыта в оратории Иоганна Себастьяна Баха «Страсти по Матфею». Существуют и порочные страсти, неудовлетворение которых сопровождается страстной ломкой.
Страдания в значительной степени связаны с жертвенностью. «Страда» имеет также значение человека, который пассивно переносит тяготы или подвергся чему-либо неприятному, тяжелому. В грамматике есть страдательный залог- особая форма выражения действия, где подлежащее обозначает предмет или лицо, над которым совершается действие. Есть и «страдательные» частички «ся» и «сь», переносящие акцент с действия на переживание. Например: обижают – обижается, обижаюсь.
Страдания могут быть телесными и душевными, они могут быть вызваны объективными причинами, но субъективный фактор здесь является определяющим, даже физические страдания переживаются нами по-разному, а некоторым так вообще доставляют удовольствие, пусть это и считается психическим отклонением.
Альфрид Лэнгле, последователь Виктора Франкла, дает следующую систематику причин страданий по уровням личности («Почему мы страдаем? Понимание, обхождение и обработка страдания с точки зрения экзистенциального анализа»):
1. Телесные страдания из-за боли: раны, болезни, функциональные нарушения, такие, как расстройства сна, мигрень.
2. Психические страдания из-за потери ценного, чувство страха, тяжести и невзгод жизни, бесчувствие, пустота и психическая ранимость. Когда кто-либо говорит нам гадость, обижает нас, изменяет нам.
3. Персональное страдание из-за само отчуждения, Не-Бытия-самим-собой: это страдание от потери идентичности, самого себя. Это также случается, когда другие нас обесценивают, не видят нас, насмехаются над нами, нарушают нашу интимную сферу, наши границы, обходят нас, а также, когда мы переживаем несправедливость или, когда мы сами несправедливы по отношению к другим, когда нас мучают угрызения совести.
4. Экзистенциальное страдание из-за тщетности, бессмысленности. Это страдание от потери чувства жизни и жизненной перспективы. Бессмысленность и фатальность жизни, отсутствие надежды и отчаяние.
В Буддизме причиной страдания являются желания, а от страданий можно избавиться, достигнув нирваны. Патанджали в «Йога Сутрах» назвал пять основных причин страданий человека:
1. Невежество, неведение - неправильное представление об истинной реальности.
2. Отождествление себя с эго – эгоизм, создание иллюзий и ложных проекций, метание между принятием и отвержением. Борьба и конфликтам.
3. Привязанность к вещам и приятным впечатлениям. Мир сужается до материальных благ. Бесконечная погоня за ними дает кратковременное удовлетворение и длительные страдания, приводит к безумным действиям.
4. Игнорирование проблем и стремление лишь к приятному. Свои проблемы человек проецирует на других, не понимая, что болезнь можно вылечить, только устранив ее причины, а не симптомы.
5. Страх смерти. Человек пытается заглушить его, заполняя все свое время развлечениями и различными способами достижения кайфа и экстремальным действиям. Но в действительности это подавляемое стремление к смерти.
Специалисты выделяют такие причины страданий как непринятие реальности, привязанность к прошлому, страх будущего, сравнение себя с другими, отрицание своих желаний. Список можно расширять и расширять. А поскольку все это проявления жертвенных сценариев, это не причины, а только поводы, реальная причина – желание страдать.
Переживание утраты.
Утрата связана с потерей, исчезновением, ущербом, уроном. При утрате у нас что-то или кто-то пропадает, мы чего-то или кого-то лишаемся. Исторически это слово означало «тратить, терять, губить, казнить». Лишаясь, мы терпим лишения.
Утрата может быть на время и навсегда, реальная и воображаемая, предметная, телесная и душевная, ожидаемая и неожиданная. Неожиданная утрата переживается тяжелее и часто вызывает шок, не сразу принимается, а может и вообще отрицаться.
Горе - сильнейшее страдание, вызванное потерей близких, где ключевую роль играет слово «никогда». Горе показывает наиболее важное и значимое для нас, что ценность людей и отношений - наивысшая. Текучка жизни это замывает и что мы теряем мы понимает только тогда, когда теряем.
Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь корнями,
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастет на сердце рана,
Прольется чистыми слезами,
Не зарастет на сердце рана -
Прольется пламенной смолой.
Пока жива, с тобой я буду,
Душа и кровь неразделимы,
Пока жива, с тобой я буду -
Любовь и смерть всегда вдвоем.
Ты понесешь с собой повсюду-
Ты понесешь с собой, Любимый, -
Ты понесешь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.
Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой?
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, Любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернемся оба — я и ты.
Но если я безвестно кану
Короткий свет луча дневного,
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг наклонился страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.
Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!
Александр Кочетков. Баллада о прокуренном вагоне
Слово «горе» имеет первоначальное значение — «то, что жжет, мучает» и находится в близком родстве с глаголом гореть. Его ближайшим «родственником» является «горечь» - «горе горькое».
Горе – это кризисный момент, экзистенциальный, и может оказать сильное влияние на жизнь, способствовать ее изменению. Общее горе вместе с сочувствием и сопереживанием способствует формированию Мы, укреплению социальных связей и групповой сплоченности. Но так бывает не всегда. По мнению 3. Фрейда, скорбь становится патологической, когда работа скорби неудачна или не завершена. Отрицание утраты может быть таким сильным, что человек ее как бы и не замечает, живет как будто ничего и не случилось.
Печаль, чувство грусти, скорби и тоски, близка горю, но менее стрессовая. Слово «печаль» образованно от «пека» — «забота», «опека», что сохранилось в украинском как «піклування». «Пека» означало «жар, зной» и сохранилось в словах «пекло», «печка», «пекарь». Печаль буквально значит «то, что жжет». Горе способно сжечь, а печаль «всего лишь» жжет.
Затянувшееся переживание потери может привести к потере смысла жизни и вызвать депрессию - угнетенное, подавленное психическое состояние уныния, потерю интереса ко всему. На разных стадиях депрессия проявляется как плохое настроение, раздражительность, постоянная усталость, нарушения аппетита и сна, чувство пустоты, снижение интереса к жизни. Депрессия – путь ухода из жизни.
Предрасположенность к печали как свойство личности по мнению психоаналитиков формируется на начальной (оральной) стадии младенчества, в период максимальной беспомощности и зависимости индивида в обстановке отсутствия любви.
Рассмотрим более подробно стадии переживания утраты в интерпретации Э. Кюблер-Росс:
1. Стадия шока и отрицания. Защитная стадия, снижающая контакт человека с реальностью, человек действует подобно автомату. Временами ему кажется, что все происходящее сейчас с ним он видит в страшном сне. Чувства исчезают, словно проваливаются куда-то вглубь. Это часто сопровождается физиологическими и поведенческими расстройствами: нарушением аппетита и сна, мышечной слабостью, малоподвижностью либо суетливой активностью. Характерно застывшее выражение лица, невыразительная и запаздывающая речь. Поведение человека на этой стадии может выходить за рамки нормативного и быть пугающим.
2. Стадия гнева и обиды. После того как факт утраты начинает признаваться, все острее ощущается отсутствие умершего. Мысли горюющего все больше вращаются вокруг постигшей его беды. Вновь и вновь в уме прокручиваются обстоятельства смерти близкого и предшествовавшие ей события, у него возникает много вопросов. Задавая вопрос, почему ему/ей нужно было умереть, горюющий не ожидает ответа, но испытывает потребность спрашивать снова. Вопрос сам по себе есть крик боли. Тут же совершается суд или самосуд, в палитре переживаний появляется гнев и самоистязание.
3. Стадия вины и навязчивостей. Человек, страдающий от угрызений совести по поводу того, что он был несправедлив к умершему или не предотвратил его смерть, может убеждать сам себя, что если бы только была возможность повернуть время вспять и вернуть все назад, то он уж точно вел бы себя по-другому. При этом в воображении может неоднократно проигрываться, как бы все тогда было. Терзаемые укорами совести, некоторые потерпевшие утрату взывают к Богу: «Господи, если бы Ты только вернул его, я бы никогда больше не ссорилась с ним», в чем опять-таки звучит желание и обещание все исправить.
4. Стадия страдания и депрессии. На этом этапе страдание достигает своего пика и затмевает собой все прочие переживания.
5. Стадия принятия и реорганизации. Происходит эмоциональное принятие потери, человек перестает жить, возвращается способность полноценно жить в настоящей действительности и надежды на будущее. Восстанавливаются социальные связи и заводятся новые. Возвращается интерес к значимым видам деятельности, открываются новые точки приложения своих сил и способностей - жизнь возвращает в его глазах утраченную ценность, а часто и открываются новые смыслы. Человек может планировать свою жизнь. Происходит реорганизация жизни
Все, что нас не убивает, делает нас сильнее
Подобно тому, как металл закаляется и очищается в огне, так и человек, пройдя через испытания, может на них вырасти. Р. Моуди и Д. Аркэнджел описывают ценные изменения, которые могут произойти в жизни человека, пережившего утрату:
• Утраты помогают нам больше ценить близких и жизнь в целом.
• Мы раскрываем глубины своей души, наши истинные ценности и выделяем соответствующие приоритеты.
• Утрата учит состраданию. Перенесшие потерю обычно тоньше ощущают чувства других и часто испытывают желание помочь другим людям, облегчить их состояние. В целом улучшаются взаимоотношения с людьми.
• Смерть напоминает нам о непостоянстве жизни. Мы начинаем больше ценить каждый миг бытия. Становится более проявленным уровень духовности. Горе учит смирению и мудрости.
• Утрата способствует осознанию, что любовь больше нашего физического тела, что она связывает двух людей в вечности.
• Благодаря утрате может возникать или усиливаться ощущение бессмертия.
Архетип страданий является базовым, как и сама эмоция. Так же у всех заложена помощь другим, например, все родители, если они настоящие родители, заботятся о своих детях, как и дети потом о родителях. А вот у Заботливого она не просто наиболее выражена, но и является его сутью. Носитель архетипа Заботливого наиболее реагирует на беды людей, это его жизненная задача, он социальный работник по своей природе, представитель не помогающей профессии, а помогающего образа жизни. Самое сложное для него остаться на уровне заботы и не сползти в роль спасителя, войдя в жертвенные отношения, превратиться в мученика спасения.
Архетипичность страданий проявляется и в мифологии. У всех народов есть свой вариант ада и чистилища, где заблудшие души получают свое и проходят очищение. Как и другие миры, ад имеет свою иерархическую структуру, чаще все выражаемую в кругах-уровнях.
В «Божественной комедии» Данте Алигьери ад похож на воронку, куда затягивает грешников и состоит из девяти кругов, каждый из которых предназначен для определенной категории грешников. Чем хуже страсти, тем ближе круг к центру воронки. Со 2-го по 5-й круги находятся грешники, чья вина заключается в несдержанности и злоупотреблении наслаждениями, а с 7-го по 9-й — те, кто творил бесчинства из ненависти и злобы. Отдельно в аду содержатся неверующие и отступники от веры.
В исламе, согласно историям «Тысячи и одной ночи», ад выглядит как семь кругов. Первый предназначен для правоверных, умерших неправой смертью, второй — для вероотступников, третий — для язычников. Джинны и потомки Иблиса населяют четвертый и пятый круги, христиане и иудеи — шестой. Самый внутренний, седьмой круг ждет лицемеров.
В древнеиндийской мифологии нарака (преисподняя) делится тоже на семь кругов, причем жестокие физические пытки применяются к грешникам, обитающим в последних трех кругах. Обитатели последнего круга (в основном их варят в масле) вынуждены страдать до самой смерти Вселенной.
В буддизме адские подземелья находятся под мифологическим континентом Джамбудвипа и расположены, подобно усеченному конусу, в восемь слоев, на каждом — по одному холодному и одному горячему аду. Чем ниже ад — тем он страшнее, и тем дольше придется в нем мучиться.
Но ад может быть и не только в самом аду. В древнегреческой мифологии есть богиня или демон страдания, беспокойства, горя и депрессии Ойзис, чье имя означает «страдание». Ее латинский вариант - Мизерия (Miseria), от которого произошло английское слово misery «страдание, невзгоды, горе, мучения». В греческой мифологии есть также Лупе («боль, горе, печаль») и Борей (бог печали и депрессии).
К греков есть также древний «сезонный» миф о Деметре. Он описывает огромную любовь богини плодородия Деметры к своей дочери Персефоне. Когда Аид, повелитель царства мертвых, похитил Персефону, Деметра впала в такое отчаяние, что ходила по всей земле в поисках своей дочери, не в силах ни есть, ни спать. Когда она узнала, что произошло с Персефоной, она не позволила расти злакам, что угрожало голодом всему человечеству; облегчение принесло лишь возвращение ее дочери. Персефона каждый год спускается в подземное царство и когда ее мать горюет по утраченной дочери, на земле наступает зима, являющаяся.
Страдают и те, кто прогневал богов, они несут божье наказание. Так каждый день громадный орел терзает грудь и печень титана Прометея за то, что он нарушил запрет Зевса и похитил для людей божественный огонь.
Зевс в представлении древних греков был весьма суров и справедлив, наказав своего любимого сына Тантала за неуважение к богам. Хулитель отправился в царство Аида, где, по версии Гомера, его мучают вечные голод и жажда.
Зевс еще был весьма любвеобилен и часто пошаливал на стороне. В данной случае со жрицей своей жены Ио. Гера, не обладая справедливостью мужа, мстила не ему, а тем, с кем он поразвлекался. Гера послала чудовищного овода, который, который долго гнал Ио по землям Европы, Азии и Африки, поминутно вонзая в ее тело жало, которое жгло Ио как раскаленное железо.
Показательна древнеримская легенда о Каненте, которая отличалась красотой и искусством пения. Потеряв мужа, Канента шесть дней и ночей без сна и еды бродила по лесам и полям, оплакивая свое горе. Наконец на берегу Тибра она без сил опустилась на землю, чтобы спеть свою последнюю песню. Канента пела и потихоньку таяла в воздухе, пока совсем не исчезла. Легенда нам напоминает, что в горе можно сгореть дотла.
Современная японская легенда о болезни Ханахаки Бъё также показывает к чему могут привести страдания. Эта болезнь поражает тех, кто испытывает сильные безответные чувства: в груди больного начинают расти цветы, которые со временем заполняют легкие, вызывая мучительные страдания. Единственное спасение — взаимность любимого человека, иначе больной умирает от удушья или остановки сердца.
Ну и нельзя не упомянуть мифы о катастрофе. Чаще всего говорится о пожаре или потопе, реже - о наступлении холода, тьмы, нашествии чудовищ. За прегрешения людей боги посылают беды, чтобы люди одумались, а если этого не происходит, то «проект закрывается». Это может произойти в локальном варианте, как, например с городами Содомом и Гоморрой, наказанных за распутство их жителей. Но может случиться и Всемирный потоп и даже Конец света. Тут во всей красе расцветает чувство, которое мы рассматриваем под номером 10.
ТРИАДА ВРАЖДЕБНОСТИ
Гнев, отвращение и презрение очень близки по своей природе, часто возникают одновременно, но каждая имеет свои специфические особенности и вносит свой вклад в поведение человека. Эта триада негативных эмоций, став хроническим состоянием, может превратить жизнь человека в череду ссор и перебранок. Человек, испытывая враждебные чувства к себе и другим, постоянно испытывает недовольство отдельными ситуациями и жизнью в целом – становится источником деструктивности, разрушения.
5. Гнев – чувство сильного возмущения, негодования, состояние раздражения, озлобления, в крайних вариантах может выступать как ярость и бешенство и может ввести человека в состояние аффекта, подавляющего его сознание. Как и горе, гнев происходит от слова «огонь», но имеет направленность не на себя, а на других. Состояние аффекта, многократно увеличивающее силы человека, было отличительной чертой берсерков, но также может на краткое время захватить любого человека.
По Далю гнев это сильное чувство негодования, страстная, порывистая досада, запальчивый порыв, вспышка, озлобление, злоба.
Гнев может возникнуть:
- в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей;
- в ситуации опасности;
- при ограничении свободы;
- при физических страданиях, боли;
- с мыслями о допущенной ошибке, несправедливости или незаслуженной обиде;
- как следствие унижения, оскорбления, обмана, предательства;
- с мыслями о том, что все плохо;
- в результате совершенной глупости, необдуманных, опрометчивых, импульсивных действий;
- в ситуации неодобрения, обвинения, осуждения другими людьми;
- при навязывании чего-нибудь другими людьми, внешнем давлении;
- при незаконных или аморальных действиях других.
По поводу неоправданных ожиданий. Они источник разочарований. Тут поговорка «Хотеть не вредно, вредно не хотеть» абсолютно не верна. Наши цели и ожидания бывают неоправданными, потому что они не оправданны, не обоснованны, иллюзорны и ложны. Различные виды «отсебятины»: необоснованные предположения, подозрения, претензии, установки и прочие личностные проекции перекладывают ответственность с себя на других, кого, по мнению субъекта, и нужно наказывать, они этого заслуживают. И если это приправлено маниакальностью, то последствия могут быть весьма плачевными.
В гневе человек чувствует, что у него «вскипает» кровь, лицо горит, мышцы напряжены. Ощущение собственной силы побуждает его броситься вперед, напасть на обидчика, и чем сильнее гнев, тем больше потребность в физическом действии, тем более сильным и энергичным чувствует себя человек. В ярости мобилизация энергии столь велика, что человеку кажется, что он взорвется, если каким-либо образом не даст выхода своему гневу. Поэтому гнев опасен и для его носителя, сдерживание сильных эмоций вызывает патологические процессы в организме, прежде всего в сердечно-сосудистой системе.
Бывает, когда гнев оправдан - праведный гнев, направленный на агрессоров, насильников, захватчиков. Это гнев защитников, охранников, воинов. Кара может быть не только заслуженной, но и необходимой, многие это воспринимают как Гнев божий. Здесь гнев мобилизует и придает силы.
Чаще всего с гневом «нужно что-то делать», как-то справляться с ним, тем более что есть предрасположенные к нему люди. Гневливостью отличаются холерики, И.П. Павлов их не зря назвал «безудержными». Но по-настоящему могут быть опасными носители эпилептоидной акцентуации характера, так как они мстительны, подозрительны и взрывоопасны.
Подходы к работе с гневом разнообразны, самые простейшие позволяют решать проблему ситуативно, а кардинальное решение связано с общим развитием человека, конкретнее – с уровнем развития.
Самое простое решение – почаще «разряжать батарейку» и сублимировать энергию в иную деятельность, где определенный уровень агрессии вполне допустим, а иногда и приветствуется. В спорт, в силовые виды деятельности, в тяжелый физический труд. При повышенной гневливости имеет смысл проработать эмоции, где-то сидит заковыка. Заковыка может быть «личным приобретением», а может и передаваться по роду, во втором случае проработка более сложна, но она не только возможна, но и тем более необходима, что иначе будет и дальше передаваться – детям, внукам и т.д.
Самый эффективный путь решения эмоциональных проблем – личностное развитие. Он также и самый сложный, «трудоемкий», но и самый надежный и благородный. О нем говорится в специальном разделе.
Когда на благо, а когда и нет, гнев больше всего присущ архетипу Бунтаря/Разрушителя, а также Воина/Героя и Правителя. Бунтарю он помогает менять мир, Герою сметать препятствия, а Правителю держать людей в рамках, устанавливать им границы и чувствовать свою ответственность.
У всех народов в пантеон входят боги ярости, разрушения, хаоса, войны и смерти. У египтян это Сет (Сетх, Сутех), у славян Чернобог, у ацтеков Коатликуэ, у скандинавов Хель, у тюркско-монгольских народов Эрлик, у персов Ахриман (Ангра-Майнью, Ариман), у народа лугбара из Центральной Африки Адро, у китайцев Гунгун и Бучжошуань, у японцев Сусаноо и Кагуцути. В христианстве это «Ангел Гнева» Эсраил, который соответствует иудейско-исламскому архангелу смерти Азриэлю (Азраилу) и езидскому (курдскому) архангелу Эзраилу.
Существовало заколдованное царство, в котором жили все пороки и добродетели. Были там также Гнев и Печаль. Гнев ходил туда-сюда вместе с завистью, обидой и ревностью, а Печаль ладила с ленью, конформизмом и недоверием. Как только они находили что-то, что им не нравилось, они начинали расти, расти и расти... Иногда они не оставляли места ни для кого другого. Поэтому остальные относились к ним с крайней осторожностью и, по сути, предпочитали с ними особо не общаться.
Гнев, который всегда реагировала без раздумий, бросила вызов Печали. Он предложил устроить соревнование. Каждый из них должен был выбрать участок земли, попытать счастья и поискать там. Тот, кто находил сокровища, получал их себе. Печаль сразу подумала, что, возможно, она проиграет, однако согласилась. Она подумала, что, может, найдя сокровище, она сможет меньше грустить.
Они разделили землю и начали копать. Гнев вел себя так, словно наступил конец света. Он копал с всей энергией и менее чем за три часа выполнил свою часть работы. Его приводила в бешенство мысль о том, что, несомненно, сокровище было на стороне Печали. Печаль не торопилась. Покопав несколько минут, она сидела, задумавшись и вздыхая. Гнев смотрел на нее, готовый вот-вот лопнуть. Никто из них не нашел никаких сокровищ.
Они так долго копались в земле, что были по уши в грязи. Поскольку неподалеку находился кристально чистый пруд, они решили, что пришло время искупаться в его водах. Гнев подошел к краю пруда и снял с себя одежду. В ярости он прыгнул в пруд, который через несколько минут стал мутным от всей грязи, которую Гнев принес с собой. Печаль, как это было ей свойственно, размышляла некоторое время. Затем она подошла к краю пруда, подумав, что раньше вода была приятной, но теперь нет. И это будет выглядеть еще хуже после того, как она окунется в эту воду. Она немного поплакала при мысли об этом, понимая, что у нее нет выбора, поэтому тоже сняла одежду и прыгнула в воду.
Вода стала совершенно мутной. Темная жидкость попала в глаза Гнева, и он бросился одеваться. Однако, поскольку он не мог видеть, то по ошибке взял одежду Печали и надел ее. Когда Печаль вышла из пруда, она нашла одежду Гнева и надела ее. В конце концов, ей было на все наплевать. С тех пор Гнев носил одежду Печали, а Печаль носила одежду Гнева. Местные менестрели говорили, что никто из них никогда не чувствовал, что носит не свою одежду, потому что гнев – это лишь маскировка для печали, а печаль – для гнева.
6. Отвращение – сильное чувство неприязни, соединенной с брезгливостью, гадливость, омерзение. Отвратительный - отталкивающий, гадкий, противный, мерзкий, поганый, тошнотворный, муторный, богомерзкий, убийственный, ужасный, жуткий, кошмарный, «никуда не годный», «глаза бы (мои) не видели», «душа не принимает», «уши вянут», «хуже некуда», «дурно пахнущий». Оно может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.
Отвращаться – поворачивать свое лицо в другую сторону, в сторону от чего-либо, отворачиваться. Другими словами, это переживание говорит о том, что именно мы не принимаем – не можем или не хотим. Для нас это физическая и моральная грязь – «фу, гадость».
Отвратительное для нас не имеет право на существование, его не должно быть в нашей жизни. Поэтому не удивительно, что «иные» как бы и не существуют или находятся в иной реальности. Жесткая иерархия разделяет социум не только на разные категории людей, но и на разные миры, живущие по своим законам, на своеобразные параллельные реальности. А обитатели этих параллельных реальностей друг для друга легко становятся врагами. И нельзя однозначно сказать, что здесь главное – сама реальность или менталитет людей.
7. Презрение - чувство полного пренебрежения, крайнего неуважения к кому-, чему-либо, считать недостойным внимания, незначащим, отвергать.
В презрении есть чувство превосходства, как реального, так и следствия высокомерия. Те, кого презирают не достойны или как бы не достойны уважения, их как бы нет или не должно быть. Слово «презрение» образовано от глагола зирати (зьръти) и буквально означало "смотреть сверху вниз". В нем есть также смысл неразвитости, «недоделанности»: зреть - становиться зрелым, созревать.
Презрение - самая «холодная» эмоция в триаде враждебности и является следствием оценочного суждения-осуждения. Очень часто презирают просто «не таких»
Презрение может быть направлено не только на других, но также и на себя. В этом втором случае оно может нести положительный заряд и являться важным показателем мировоззрения человека и его развития. Речь идет о презрении к смерти, которое является важным качеством воина.
В мужестве два главных проявления: презрение к боли и презрение к смерти.
Марк Туллий Цицерон. О презрении к смерти
Презрение к смерти – важная составляющая, например, японского кодекса чести Бусидо (Путь воина). Самурай должен был быть выше смерти, уметь спокойно глядеть ей прямо в глаза и не испытывать при этом страха. Жизнь для самураев - это прежде всего жизнь духа, а не тела, дух же бессмертен; смерть тела — это лишь одно из испытаний для духа, своеобразный экзамен.
Вот еще несколько высказываний на эту тему:
Страх смерти вытекает из страха перед жизнью. Человек, который живет полной жизнью, готов умереть в любой момент». Марк Твен
Тот, кто боится смерти, уже потерял жизнь, которой так жаждал. Марк Порций Катон Цензор
Тот, кто не боится смерти, умирает только один раз. Джованни Фальконе
Для того, чтобы жить полной жизнью и смело мечтать, просыпаясь каждым утром, мы должны проводить любой день, будто он последний. Альберто Виллолдо «Мечтайте смело. Шаманский метод превращения мечты в реальность»
8. Страх - состояние сильной тревоги, беспокойства, душевное волнение от грозящей или ожидаемой опасности, боязнь. Также это опасение, трепет, испуг, паника, ужас и жуть (разговорное).
У В.И. Даля страх трактуется ближе к исходным смыслам: страсть, боязнь, сильное опасение, тревожное состояние души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия.
Страх как общеславянское слово происходит от одного корня со словами «страда», «страдать» и «страсть», а также имеет родственные связи с литовским stregti – «коченеть» и с английском strike – «поражать». Слово «испуг» происходит от пужу – «гнать».
Слово «бояться» – испытывать боязнь, страх; опасаться, беспокоиться, тревожиться пришло из праславянского «бои» - «страх, ужас».
Слово «опасный» – грозящий бедой, катастрофой, способный причинить большое зло, несчастье, нанести ущерб, урон происходит от «обпасъ» - «опасение, осторожность», как и слова «спасение» и «спас».
Страх как явление пронизывает всю жизнь и имеет множество истоков, смыслов и следствий. Он и защитник, и губитель, и источник развлечения и адреналина. Бесстрашие не всегда полезно, поэтому не испытывающих страха высоты не берут на высотные работы – они долго не живут.
Страх имеет много реальных причин для возникновения, но намного чаще является иллюзией. Вот перечень фобий только на букву «а». На момент написания текста номенклатура фобий составляла 500 видов.
Следующие фобии вызываются:
аблютофобия (аблутофобия) — умыванием, купанием, стиркой или чисткой
авиафобия (авиофобия) — полетами
агирофобия (дромофобия) — улицами, их пересечением
агорафобия — открытыми пространствами
аграфобия (контрелтофобия) — сексуальными отношениями
айлурофобия (галеофобия, гатофобия, фелинофобия) — кошками
айхмофобия — острыми предметами
аквафобия — водой
акнефобия — появлением угрей
акрофобия — высотой
акустикофобия (лигирофобия, фонофобия) — громкими звуками
алгофобия — болью
амаксофобия — транспортом
аматофобия — пылью
ангинофобия — приступами стенокардии
андрофобия — мужчинами
анемофобия — бурей
антофобия — цветами
антропофобия — людьми
апейрофобия — бесконечностью
апифобия — пчелами, осами
апопатофобия — оказаться в туалете
апоплексифобия — возможным инсультом
арахнофобия — пауками
аритмофобия, арифмофобия — индивидуально значимым числом
астрофобия — звездами и звездным пространством
атаксиофобия — нарушением координации движений
атихифобия — ошибками, неудачами
аурофобия — золотом
аутомизофобия — грязью на теле
аутофобия (ануптафобия, эремофобия, изолофобия) — одиночеством
афефобия (гаптофобия) - прикосновениями людей
ахлуофобия — темнотой
ацерофобия — кислыми продуктами и напитками
аэрофобия — сквозняками
Фобия — очень сильный иррациональный страх чего-то/кого-то, многократно превышающий реальную угрозу. Понимание человеком его иррациональности ничего не меняет, он все равно испытывает панику и любой ценой избегает встречи с «ужасным». Это приобретенный комплекс, скорее в очень раннем детстве, очень часто передаваемый по наследству.
Страхи не только иррациональны, но и парадоксальны. Опыт, который ребенок не смог переработать, будет портить его жизнь всю жизнь, если его не проработать. Инстинкт самосохранения приводит к блокированию, отрицанию не только вызывающего страх стимула, но и всей эмоциональной сферы, нарушению связей со своим телом. Одновременно формируется сила притяжения к тому, что вызывает страх, своеобразная «антифобия», ненависть и любовь одновременно. Отсюда «клин клином вышибают». В крайнем варианте формируется мания, безудержное влечение – так и становятся маньяками.
Конечно, не все страхи дорастают до фобий, степень их вредности и деструктивности различная. Большинство людей, взрослея, формирует более-менее эффективные механизмы адаптации к своим страхам, научается справляться с ними. Меняется также палитра «страшных» стимулов, сдвигаясь из физической сферы в личностную. Гораздо чаще начинает страшить то, что может уязвить гордость и снизить самооценку. Люди боятся неудач и психологических потерь, мнения окружающих – «Что обо мне (моем ребенке) могут подумать?!».
Формирование страхов – прямое следствие нарушения базового чувства доверия к миру, себе, другим людям, чувства Дома.
Чувство Дома — это ощущение комфорта, уюта и безопасности, которое человек испытывает, находясь как в определенном месте, так и где угодно. Чаще в собственной обители, где ждут и любят, - в родительском доме, в своем.
Чувство Дома важно для благополучия человека, это:
• место безопасности и защиты, источник физического и эмоционального комфорта;
• чувство самотождественности, обладания своими ценностями;
• пространство для восстановления сил, комфорта;
• чувствво внутренней свободы;
• чувство близости с людьми, принадлежности и сопричастности.
Работу со страхами эффективно вести в направлении ВОССТАНОВЛЕНИЯ чувства Дома.
Если хочешь ничего не бояться, помни, что бояться можно всего.
Сенека
9. Стыд - чувство сильного смущения, неловкости от сознания предосудительности, неблаговидности своего поступка, поведения и т. п. Испытывая стыд, мы, как минимум, смущаемся, а то и переживаем позор. Стыд связан с нравственностью и, значит, с социальным поведением. Нам стыдно, когда мы «вляпались» в …, испачкались, вели себя предосудительно перед другими и/или самим собой.
Стыдно - совестно, неловко, неудобно, зазорно, сквозь землю готов провалиться, «побойтесь Бога». Стыдный и постыдный – позорный, непристойный, бесчестный, унизительный. Стыдно за плохое, не правильное поведение – чаще всего, но может быть и за мысли, намерение.
Стыдить - компрометировать, порочить, портить (или пачкать) репутацию, отнимать честь, класть пятно, выставлять на позор, бросать тень, дискредитировать, покрывать позором. Стыд – это инструмент социального контроля, регулятор общественной жизни, обозначающий желательные границы, «красные линии», как принято сейчас говорить.
Слово «стыд» происходит от праславянского «студъ» (холод), восходящего к stew;-: st;u-: st;u-: st;- «сжиматься, затвердевать, коченеть». Значение «холод, окоченение» перешло в «чувство срама». Этот смысл сохранился у В.И. Даля: студ, стыдоба – чувство или внутреннее сознание предосудительного, уничиженье, самоосуждение, раскаянье и смирение, внутренняя исповедь перед совестью; срам, позор, посрамленье, поругание, униженье в глазах людей; застывание крови от унизительного скорбного чувства.
Позор («позьр;ти» - посмотреть) - то, что представляется взору, зрелище, выставленное на всеобщее обозрение. Для телесного и нравственного наказания в Средние века широко применялся позорный столб, виновный выставлялся на всеобщее осмеяние и унижение.
Вот несколько примеров «легендарного» превращения в камень за преегрешения.
По библейской Книге Бытия жена Лота превратилась в цельный столб из каменной соли при бегстве из Содома, когда ослушалась ангельского запрета и оглянулась назад (Быт. 19:15—26).
Лета из-за своего тщеславия была обращена богами в камень.
Пастух превратился в камень за то, что выдал местонахождение святой Варвары ее преследователю.
У главного входа в национальный парк в деревне Нова-Слупя в Польше находится каменная фигура коленопреклоненного мужчины, по легенде наказанного за свое тщеславие.
В 2 милях (3 км) к югу от деревни Сент-Бьюриан в Корнуолле, Великобритания, находится каменный круг, согласно местному мифу, из девятнадцати девушек, обращеных в камень в наказание за то, что танцевали в воскресенье.
Наше время отличается падением нравственности и позорное поведение не только осуждается, а часто и бравируется, снимается на видео и выставляется как заслуга. Уровень нравственности хорошо виден, когда снимается угроза наказания – как, например, в Мариуполе в феврале – апреле 2022 года.
К «бесстыдному» поведению также относится эпатаж – вызывающие скандальные выходки, нарушающие общепринятые нормы и правила.
Переживание стыда является чем-то вроде само проклятия, самонаказания. Оно заполняет, захватывает сознание человека. Стыдящийся человек нередко заикается, становится неуклюжим, страшно гримасничает. Стыд может спровоцировать печаль или гнев, вызвать слезы и румянец. Взрослый человек чувствует себя ребенком, слабость которого выставлена на всеобщее обозрение. Возникает ощущение, что человек больше не может ни воспринимать, ни думать, ни действовать. «Границы эго» становятся прозрачными. Человек теряет присутствие духа. Человек «теряет свое лицо».
Чаще всего причиной стыда бывает критика, но в отдельных случаях поводом для переживания стыда может стать и похвала – не заслуженная. Переживание стыда имеет также индивидуальные и ситуативные различия.
А теперь слово мифам и притчам о стыде.
В диалоге «Протагор» Платон рассказывает, как Зевс послал людям стыд и справедливость, чтобы они могли жить в городах, не уничтожая друг друга.
Адам и Ева жили в райском саду и не испытывали стыда до момента, когда вкусили запретный (почему-то!) плод с древа познания добра и зла.
Украло Бесстыдство у Стыда всю одежду и думает: «Ну, теперь он ничем не лучше меня будет! Или станет вечно сидеть дома!» Но Стыд вышел на улицу в тот же день. И такой от него ослепительно-яркий свет шёл, что никто не мог смотреть даже в его сторону. Так больно было глазам!
Увидело это Бесстыдство и поспешило вернуть одежду стыду. И не потому, что ему стало стыдно. А чтобы люди не видели, какая слава у его главного соперника!
10. Вина – переживание реальной или воображаемой собственной предосудительности в действиях и/или помыслах. Провинившийся – совершивший неблаговидный проступок, преступление, промах, неловкость, неучтивость, погрешивший в чем-то. Человек считает, что так делать было нельзя. Мы виним себя, когда принимаем ответственность, то есть отвечаем за то, что «производим», творим.
У вины много общего со стыдом, и они часто сопровождают друг друга, поэтому их часто путают и не видят разницы. Однако, стыд – ситуативное переживание, а чувство вины может иметь глубокие корни и сопровождать человека всю жизнь.
У В.И. Даля слово «вина» связано с его первичными смыслами: начало, причина, источник, повод, предлог. Кроме провинности, это повинность, долг, обязанность кому-то уплатою. Виновный - должник. Вина когда-то означала и «выкуп за невесту» - «вено», «то, то должно быть уплачено». По происхождению «вина» также связана со словом «война».
Когда человек переживает вину, он испытывает чувство собственной неправоты, а если он верующий, то и собственной греховности. Другой аспект переживания вины – чувство долга, обязанности и расплаты. В экстремальном варианте человек «должен всем и все» - вечный должник. Переживание вины может быть очень мучительным.
Мы все проходим через чувство вины, оно бывает нормальным и чрезмерным, ситуативным и хроническим. Человек не идеален, он исследует и учится, совершая поступки и проступки. Этому близка христианская позиция: с одной стороны человек по своей природе безгрешен, так как создан по образу и подобию своего Создателя, а с другой унаследовал первородный грех Адама и Евы.
Вина сыграла и играет важнейшую роль в развитии человека и общества, его укреплении через взаимную ответственность. Переживание вины «говорит» как жить нельзя, помогает пройти через покаяние и отказаться от пагубного. Расплата неизбежна, но дело не в ней. Важна трансформация личности, стремление человека исправить ситуацию, загладить свою вину или хотя бы принести извинения - публично покаяться.
Признание в бедности – не позор, но позорно не стремиться избавиться от нее.
Фукидид
Переживание вины важно для воспитания детей - они должен научиться понимать, что их поступки могут причинить вред другим, сформировать границы дозволенного. Ребенок должен уяснить, что он отвечает за свое поведение и способен управлять им.
Эмоция вины фундаментальна и связана со всеми уровнями человека. На духовном уровне это проявляется как экзистенциальная вина.
Выделяются следующие виды экзистенциальной вины:
- вина за нереализованные возможности. Это вина за отказ от своего развития, главнейшей нашей задачи, не желание это делать не только служит источником постоянного ощущения вины, но и различных проблем. Это вина за отчужденность от самого себя и недостаточно осмысленная жизнь.
- вина за непринятие других людей. Барьеры, отделяющие человека от других людей, приводят к тому, что он не может посмотреть на мир глазами другого человека, не может почувствовать то же, что другой человек, не может создать с ним общность, создают межличностные конфликты. Это отчужденность от себе подобных и путь в одиночество.
- вина за невозможность слияния с природой. Технократизация, окружение себя «каменными мешками» - аналог заключения себя в тюрьму, место отбывания наказания. Отчуждение от природы – один из главных источников болезней духовных и физических.
У каждого вида экзистенциальной вины есть своя специфика, но все они – варианты отчуждения от самого себя, человек не реализует свои мечты и таланты, не делает достаточно для улучшения мира вокруг себя. Все виды отчуждения человека вызывают чувство вины и ощущение пустоты, человек чувствует, что его жизнь не имеет смысла. Экзистенциальная вина вызывает внутренний кризис, который помогает человеку стать «на путь истинный», но возможны деструктивный, разрушительный вариант и зависание, «хождение кругами» и метания из стороны в сторону.
Экзистенциальная вина требует не просто работы с эмоциями, но и глубокого размышления о смысле жизни, своих целях и ценностях. Нам необходимо принятие своего несовершенства и своей индивидуальности, своих ограничений — это помогает почувствовать свой внутренний стержень и обрести покой.
Если покоя нет, то вероятно формирование невротической вины – иррациональной и воображаемой, «взятой с потолка». Человек может испытывать вину за каждый свой шаг, слово, мысль, выработать у себя комплекс неполноценности, низкую самооценку, заниматься самобичеванием, чувствовать себя виноватым за страдания и действия других людей. В основе невротической вины лежит нарушение меры своей ответственности и глубоко упрятанная гордыня, отождествление себя со Спасителем.
Жила - была женщина. С детства ей казалось, что мир держится на ее плечах: если она устанет - все рухнет, если отдохнет - кто-то пострадает. Однажды она позволила себе день без забот - просто сидела в саду, слушала пение птиц и пила чай. Но вместо радости в груди поднялась тяжесть:
- Я эгоистка. Я должна много всего сделать. Я должна все успевать.
Эти голоса пришли из далекого детства, где любовь давали только за «хорошесть». И это была вина не за поступок, а за само право быть собой - за дыхание, за тишину, за отдых, за желание.
Годы шли, а вина осталась — как невидимый плащ, который она надевала каждое утро. Однажды соседка спросила:
- А если бы твоя подруга сделала то же самое - ты бы сказала ей, что она виновата?
Женщина задумалась. Впервые она увидела: ее вина — не истина, а старая привычка спасать тех, кто уже не тонет. И тогда она осторожно сняла плащ вины - не сразу, но с каждым днем - все смелее.
Вина токсична и часто ходит по кругу, заражая других людей.
В одной стране правил царь, каких много на свете. Однажды, после неудачной аудиенции с послом соседнего воинственного государства, царь подошел к своему главному советнику и в сердцах дал ему пощечину. Советник был поражен, надо было что-то делать. Недолго думая, он дал пощечину второму советнику, второй советник, в свою очередь, дал пощечину одному из министров… по некоторым данным эта пощечина обошла всю столицу. Вечером, когда главный советник собирался спать, к нему подошла его жена и внезапно ударила его по щеке.
– Что ты делаешь?
– Прости, я не знаю, но это происходит по всему городу. Меня сегодня тоже ударила моя мать, я не смогла ей ответить. Кроме тебя мне некого ударить.
А теперь поговорим о сути и механизмах эмоций - важнейшем вопросе темы.
Эмоции – это переживания, и важно понимать, что именно переживается и как мы можем этим управлять. Переживаются не сами вещи, события и прочее, а НАШЕ ОТНОШЕНИЕ К НИМ – что они значат для нас, какую имеют ценность, какие смыслы мы в них вкладываем. Отношение – основной элемент жизни. Мы не просто вступаем в контакт с кем/чем-либо, а вступаем в отношения с ними. И вырабатываем свое отношение к ним, что и переживается эмоционально, показывает нам чем для нас они являются. Все, что существует - объективно нейтрально, это просто вещи, люди и события. А вот значения и смыслы им придаем мы, это проявление нашей субъективности. Сущее плохо или хорошо для нас, оно нам просто нравится или нет, ПРИЯТНО или НЕПРИЯТНО. Или одновременно и приятно, и не приятно.
Весь бескрайний мир эмоций имеет две характеристики: знак и степень значимости, силу эмоций.
Сила эмоций распределяется от самых слабых до самых сильных, нейтральных эмоций не может быть в принципе. Это энергетическая сторона эмоций. Чем большую ценность имеет для нас «объект», чем больше он для нас значим, тем сильнее эмоции. Знак эмоций здесь не имеет никакого значения - только сила желательности или нежелательности ДЛЯ НАС, сила любви или ненависти.
По знаку эмоции делятся на положительные (+) и отрицательные (-), позитивные и негативные, приятные и неприятные, «хорошие» и «плохие». Это информационная сторона эмоций. Позитивные эмоции говорят о силах притяжения, а негативные – отталкивания, отрицание и есть отрицание – «век бы вас не видеть». Аркадий Гайдар очень точно назвал отрицательный персонаж Мальчишем-Плохишом. Знак эмоций может быть разным для разных сторон «объекта», его качеств, в этом случае этот «объект» для нас является амбивалентным, и «плохим» и «хорошим» одновременно. Именно с этим связана поговорка, что от любви до ненависти один шаг – шаг изменения отношения.
Механизм формирования знака эмоций заключен в словах «приятное-неприятное», означающих «принятое-не принятое». Отношение приятия-принятия формируется, когда мы ОТКРЫВАЕМСЯ и ВПУСКАЕМ В СЕБЯ – принимаем. Это общий жизненный механизм. Мы открываем рот, чтобы принять пищу, дверь – принять гостей, разум – принять информацию. Потому и знак + - мы добавляем в себя, обогащаемся. Принимая, мы становимся богаче, а отказываясь, закрываясь и не принимая – беднее. Закрываясь, мы ограничиваем себя, выставляя барьеры и сужая границы.
Этот механизм закреплен в словах. Принятие и открытость – результат «да», согласия. В противном случае мы не просто не соглашаемся – мы отрицаем, что и переживается как отрицательная эмоция – эмоция со знаком «-». Нет – это не просто «анти да», это «да» наоборот, то есть «ад». И действительно, смотрим на население ада:
- черти – от слова черта, граница между принятым и отвергнутым;
- демоны – от «де моно», нарушения целостности в результате отказа, расщепления;
- бесы – от частицы-слова «без-бес», отказываясь, мы этого лишаемся. Когда мы чего -то не принимаем, нас бесит;
- диавол – от «ди-а-воля», двойственности воли. К тому же Вол – вариант имени Велес, Волос, «скотий бог», одно из центральных божеств в славянской мифологии.
Все население ада – отказники, отщепенцы и лишенцы. Не лишне вспомнить, что «расщепление» еще звучит как «шизофрения».
Чтобы ощутить цену рая, нужно побывать в аду. Сколько нужно пройти кругов ада знает только сам человек и его судьба.
Об одном из кругов мы сейчас поговорим – о круге эмоций, описанном в книге Эмми Ван Дорцен «Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия».
Этот круг – возможный полный цикл динамики значимых проблемных отношений и, соответственно, эмоций. В случае сценарности эти круги повторяются раз за разом. Особенно ярко все это переживается по драматическим и тем более трагическим сценариям.
Прежде всего следует обратить внимание на надписи над и под кругом. Они отражают базовые посылки экзистенциального подхода: полнота нашей жизни связана с контактом с ценностями, только это нас наполняет, а иначе – ничего, то есть пустота. Потому люди и выгорают, что занимаются пустым для себя. Ценности – основной естественный наш путеводитель.
Следующий момент. Каждая эмоция имеет два полюса, условно плюсовой и минусовой. Плюсовой ведет нас в верхнюю часть круга, а минусовой – в нижнюю. Очень важно понимать, что нас возвышает, а что принижает.
Пройдемся по этому кругу, начиная с радости, которая находится в левой верхней части фигуры. Это конечное позитивное состояние – то, к которому мы должны прийти в естественных отношениях. Но и с этого же момента мы можем начать движение вниз, так сказать в ад.
Радость «плюсовая», светлая – переживание счастья от связи с тем, что для нас ценно, а также чувство благодарности и признательности за это. Мы можем просто пребывать в этом состоянии и сделать его базовым. Когда же радость начинает опьянять, то происходит сползание в кайф, начинается движение по кругу.
Радость не свалилась с потолка, человек ее достиг, то есть добился определенных успехов и поэтому испытывает естественное чувство гордости, другого вершинного переживания. Случайно ли слово «гордость» происходит от «гора»? Гордость естественная связана с высокой самооценкой и чувством собственного достоинства, какой-то окрыленностью и уверенностью в своих силах. Деструктивная же гордость перерастает (точнее, «переспускается») в гордыню – тщеславие и надменность.
Чем больше человек пыжится и демонстрирует свое превосходство, тем больше это связано с подсознательными страхами и неуверенностью в себе. А когда человек боится потерять дорогое для себя, то он начинает ревновать, формировать систему контроля над ситуацией и объектом обожания. Сама по себе ревность может быть позитивной, человек становится бдительным и осторожным, ведь беспокоиться уже есть о чем, ситуация объективно ухудшается. Но негативный модус может перетягивать на свою сторону – человек становится подозрительным, которая в крайнем варианте превращается в паранойю.
Происходит дальнейшее «сползание» и ситуация начинает злить человека. Позитивная сторона злости – смелость и напористость, она помогает быть решительным и деятельным, а негативная – жестокость, человеком руководит ненависть, и он может опуститься до насилия. Данный паттерн является типичным для маньяков.
Идя деструктивным путем, человек закономерно приходит к потере объекта, «за что боролись», как говорится – и все своими руками. Страх теперь уже заполняет сознание и заставляет либо смириться ч происшедшим, отказаться от дальнейшей борьбы, либо трусливо спрятаться в игнорирование ситуации, в болезнь (в том числе и психическую) – во что угодно, человек обессиливается.
Дальше следует переживание потери, человек сожалеет о том, что произошло. Он может зависнуть в этом состоянии, предаваясь горю и унынию, уйти в депрессию, а может (и должен) пройти через покаяние, смирившись с тем, что произошло. Только после этого он может возродиться и вернуться к жизни.
Возрождение начинается с принятия на себя ответственности за происшедшее, то есть переживания вины. На этом этапе можно зависнуть, как и на любом другом, кстати, передаваясь самобичеванию и самоуничижению.
У восставшего из пепла жизнь начинается с желания, не даром первая чакра нашими предками называлась «хоть». Хотеть и стремиться к чему-либо - обладать здоровым честолюбием, которое приводит к нужным действиям. Хотеть без стремлений и действий – зависать в зависти и жадности, в ничем не подкрепленных претензиях.
Вместе с принятием решений и действиями у человека появляются надежды и чувство свободы, тиски начинают разжиматься – на горизонте начинает маячить будущее. Но этому могут помешать сомнения и замешательство – тормозы прогресса. Здоровая доля, сомнений, конечно, не повредит, но не нужно в этом зависать.
Любовь –естественно чувство жизни, оно должно сопровождать все, что мы делаем. Человек может любить (или нет) свою работу, кашу, свой город, рыбалку, путешествия, дождь, смотреть на свечу, танцевать, проводить время в шумной компании, следовать моде, читать книги, кошек, змей и так далее, и так далее, и так далее. Есть, конечно, особенная любовь, от которой у нас замирает сердце и о которой следует говорить только с Ним или с Ней, но они не только не мешают друг другу, но и помогают – человек, который не умеет ЛЮБИТЬ, не умеет любить ВСЕ. Человек должен зарождаться и воспитываться с любовью, в заботе и участии, чтобы потом и он сам чувствовал заботу и участие к другим и миру. К этому мы должны прийти все – и уйти так же.
Но и любить, как и все, нужно в меру. Потакание и вседозволенность – это яд, который воспитывает эгоистов, привыкших только брать, ничего не давая взамен. Если мы действительно любим, то должны не привязывать к себе, а помогать быть сильными и самостоятельными.
Модель «Круг эмоций» можно использовать как в целом для своего развития, таки и для понимания конкретных отношений, почему она распались или где находятся в данный момент.
Полнота бытия в единении с тем, что ценно
РАДОСТЬ ГОРДОСТЬ
+счастье/признательность +достоинство/уверенность
-потворство своим слабостям/опьянение -тщеславие/надменность
ПЮБОВЬ РЕВНОСТЬ
+забота/участие +бдительность/осторожность
-чувство собственности/ потакание своим прихотям -подозрение/паранойа
НАДЕЖДА ЗЛОСТЬ
+свобода/выбор +напористость/смелость
-сомнение/замешательство -ненависть/насилие
ЖЕЛАНИЕ СТРАХ
+честопюбие/стремление +уступчивость/отказ
-зависть/жадность -трусость/слабость
ВИНА СОЖАЛЕНИЕ
+ранимость/ответственность +покорность/смирение
-стыд/неполноценность -горе/уныние
(круг должен быть в середине, между видами эмоций)
Ощущение не-бытия из-за отсутствия того, что ценно
Из научных подходов к эмоциям стоит упомянуть психоэволюционную теорию Роберта Плутчика, который считал, что существует восемь первичных эмоций: гнев, страх, грусть, отвращение, удивление, ожидание, доверие и радость, и каждая из них является пусковым механизмом поведения, необходимого для выживания. Например, страх вызывает реакцию борьбы или бегства. Обобщенно его концепция представлена в таблице:
Событие-стимул Категория познания Переживание Поведение Эффект
Угроза "Опасность" Страх, ужас Бегство Защита
Препятствие "Враг" Гнев Укусы, удары Разрушение
Потенциальный "Обладать" Радость, экстаз Ухаживание, Размножение
партнер
Потеря ценного "Изоляция" Грусть Крик о помощи Реинтеграция
человека
Член группы "Друг" Принятие, доверие Уход, совместное Принадлежность
использование
Ужасный объект "Яд" Отвращение, отвращение Рвота, отталкивание Неприятие
Новая территория "Что там?" Предвкушение Изучение,составление Исследование
карт
Неожиданный "Что это?" Удивление Остановка, Ориентация
новый объект предупреждение
Базовые эмоции взаимодействуют между собой и создают индивидуальные комплексы, в которые могут входить множество связанных с ними эмоций. Матрица этих взаимоотношений представлена ниже.
https://lifehacker.ru/koleso-emocij-plutchika
https://dzen.ru/a/ZjAQ1WaZSDarZW8V
Плутчик также показал взаимосвязь основных эмоций с невротическими формами поведения – защитными механизмами, которые мы опишем в соответствующей главе.
Геометрически правильные формы описывают принципы и инварианты взаимоотношений, закономерности изменений в нашей жизни. Круг эмоций, кроме этого, показывает две стороны нашей природы – темную и светлую. Наша жизнь может быть наполнена смыслом и радостью, но также может быть бессмысленна и пуста, а наполнена страхами, горечью и злостью. Жизненные траектории лишь приблизительно им соответствуют.
Мир эмоций не просто огромен – он бескраен. Любой момент нашей жизни эмоционально окрашен и порождает все новые и новые их оттенки. И во всем этом многообразии можно, да что там можно – необходимо, выделить не просто группу, не просто тип, не просто сферу эмоций и чувств – целый мир, имеющий для нас особое значение. этот мир должен иметь для нас особое значение. И он заслуживает отдельного, особого разговора. Называется этот огромный мир коротким словом Любовь. О Любви наш следующий разговор.
Свидетельство о публикации №225122301283