Святой Боголеп, праведный отрок Черноярский

ЮНЫЕ СВЯТЫЕ.

Святой Боголеп,
ПРАВЕДНЫЙ ОТРОК ЧЕРНОЯРСКИЙ.

ПАМЯТЬ 29 ИЮЛЯ.

Редакторы «Русскаго Паломника»1 получили копию из древней рукописи «Жизнеописание Богомудрого отрока-схимонаха Боголепа, чудотворца из Черного Яра (Астрахани)». В печатных каталогах святых о нем имеется лишь очень краткая информация. Так, в труде Н. Барсукова «Источники русской агиографии» говорится лишь о том, что святой отрок Боголеп умер в 1632 году. В «Указании по иконописи» под датой 29 июля говорится, что отрок Боголеп «по виду юный, на голове капюшон, монашеская одежда» (Филимонов). В книге архимандрита Сергия в третьем томе, третьем приложении, на странице 60 содержится краткое упоминание о святом Отроке; а в книге архимандрита Леонида «Святая Русь» говорится, что Боголеп, чудотворец Черноярский, был похоронен в городе Черный Яр Астраханской губернии.

___
1 Вся эта статья из «Русскаго Паломника», 1893 г., № 10 [в обратном переводе с английского]. Боголеп — русский перевод имени Феопрепий.


В полученной нами рукописи житие начинается с текста из книги Товита: «Тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально» (Товит 12:11); и далее говорится: «Поэтому, помня чудеса этого праведного и Богомудрого ребенка, не следует думать, что Бог, дивный во святых Своих, не оставит без славы и этого праведника ради дивного прославления Его Святого Имени».

 
СВЯТОЙ БОГОЛЕП.

Тропарь, глас 3.

РАДУЙСЯ, БОГОЛЕПЕ, чадо Божественно мудрое,+ явился ты на белом коне, показал юноше пример чистоты,+ и всех, кто почитает тебя, схимонаше Божий, + защищаешь ты от чужеземных нашествий и от неверующих.+ Молись о нас ныне, дабы и мы преуспевали в истинной вере и благочестии,+ и обрели у Господа велию милость.


Во времена правления Царя Алексея Михайловича в Москве жил благочестивый дворянин по имени Иаков Лукич Ушаков, имевший столь же благочестивую жену по имени Екатерина. Господь Бог благословил их благочестивую семейную жизнь рождением сына, которого при крещении назвали Борисом в честь страстотерпца русского князя Бориса, память которого празднуется 2 мая.

Вскоре после рождения Бориса Ушаков был отправлен из Москвы в Астрахань на государственную службу по повелению Царя. Местом жительства Ушакова должен был стать город Черный Яр, расположенный на Волге, в 250 верстах от Астрахани.

Приступив к исполнению возложенных на него обязанностей, Ушаков, верный своему характеру, мудро и добродетельно исполнял данную ему Богом и Царем власть. Его жена была полностью занята воспитанием ребенка. Борис, еще будучи в пеленках, проявил в себе необычайную склонность к аскетическим подвигам, совершенно не свойственным детству, и, очевидно, был предопределен Божиим Провидением стать избранным сосудом Святого Духа для прославления Всемогущего Господа.

Первым необычайным проявлением прославления Имени Божиего в ребенке было то, что в дни, установленные Святой Церковью для поста, в среду и пятницу, в память о страданиях и смерти Спасителя, Борис отказывался от материнского молока и проводил эти дни без пищи. Вторым необычайным проявлением благочестия в ребенке было его стремление слышать Божественную службу, так что, как только на колокольне начинал звонить колокол, возвещающий о начале службы, Борис начинал очень громко плакать, и его детский плач прекращался только тогда, когда его приводили в церковь. И вот вскоре его мать и слуги привыкли приводить его в церковь со звоном колокола. В церкви на лице ребенка отражалось радостное чувство, и только после литургии он принимал пищу. Тогда с каждым днем Борис все больше укреплялся благодатью Святого Духа, к радости его родителей и удивлению всех, кто знал его и слышал о нем.

В одно из скорбных лет, когда чума своим смертоносным ядом поразила всю Русскую Землю, от Царского града Москвы до границ Астхахани, заболел и сын полководца Ушакова, благочестивый мальчик Борис. Его правая нога была покрыта глубокими язвами, и невыносимая боль не давала ему покоя ни днем, ни ночью. Но, верный своему призванию, хромающий мальчик Борис не переставал ходить в храм Божий, чтобы возносить молитвы, поступая согласно псалмопевцу: «Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия» (Пс. 83:11). Благодаря усердной заботе и вниманию родителей и врачей болезнь ног наконец прошла. Но после этой болезни Богу было угодно послать юному праведнику другое искушение: на лице его появилась форма проказы. Но вот, во время этой болезни в дом Иакова пришел некий монах. Будучи гостеприимно принят воеводой, старец благословил всех, кто жил в доме, и посетил больного сына воеводы. При виде монаха Борис сугубо воспылал любовью к Богу. Увидев в нем посланника Божиего, он стал умолять родителей позволить ему немедленно облачиться в ангельское облачение. Желание их любимого сына было странным, но, предчувствуя, что их дорогой ребенок не пригоден для жизни в этом мире, и зная из житий святых примеры детей, получивших ангельское облачение, они решили даровать своему семилетнему сыну эту великую радость. В соборе Воскресения Христова Борис принял монашеский постриг и был назван Боголепом. Затем, вскоре после принятия монашеского облачения, праведник был также облачен в схиму (великое облачение).

Новопостриженый схимник вскоре обрадовал своих родителей и поразил всех своим рвением и примером Божественной жизни. Через два дня после принятия схимы праведный отрок заболел, и уже на третий день он был призван в Царствие Небесное для вечного прославления Господа вместе с ангелами и всеми святыми, угодившими Богу. Родители новоупокоившегося испытали двойное чувство: великую скорбь, выраженную в плаче и рыданиях по любимому сыну, и невыразимую радость от мысли, что Всемогущий Господь избрал юношу из их семьи для наследования Царствия Небесного.

С великой честью блаженного отрока похоронили в том же городе, Черном Яре, у самой церкви Воскресения Христова, где он принял схиму, слева от алтаря, чтобы из своего дома его родители могли ежедневно видеть место упокоения сына и молиться Господу, прославляющему святых Своих, дабы Он, будучи Всемилостивым, не пренебрег и этим Богоугодным отроком-схимонахом. Ибо разве Сам Господь не сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное»? (Мф.19:14).

Господь, дивный во святых Своих, вскоре прославил Своего новоизбранного. Во время правления того же Самодержца, Царя и Великого князя Алексея Михайловича, восстание Стеньки Разина охватило всю Россию великим смятением. Разин, опустошив множество городов и сел, дошел и до Черного Яра, где разрушил много домов и взял в плен многих жителей для своих злых целей. Однако, покидая Черный Яр, он вспомнил, что еще не полностью разрушил город и что солдаты из Москвы могут найти себе опору в преследовании. Поэтому он послал полк татар, сдавшихся ему, чтобы они полностью разрушили несчастный город. Но каково было изумление и смятение татарских полков, когда, приблизившись к городу, они увидели идущего по стенам мальчика-схимонаха! Те, кому удалось подойти ближе к стене, услышали голос святого монаха, говорящего: «Уходите, окаянные, вон. Бог поставил меня стражем месту сему, и вы не сумеете сотворить городу зла». Тем не менее, среди них нашлись упрямцы, которые, несмотря ни на что, хотели войти в город, но невидимая сила удерживала их. Наконец, ослепнув, они были вынуждены уйти против своей воли, и лишь в версте от городских стен, по воле Божией, они прозрели, не причинив городу никакого вреда благодаря молитвам праведного отрока Боголепа, преследуемые святыми ангельскими стражами. Они вернулись в бесчестии к своему атаману Разину в город Астрахань. Но разбойник не поверил рассказу опозоренного полка и сильно разгневался на них, послав другой полк опустошить город. Этот полк постигла та же участь, и тогда московские войска под командованием Ивана Богдановича Милославского смогли войти в город и прочно закрепиться в нем.

Во время правления следующих Царей, Иоанна и Петра Алексеевичей, с помощью и заступничеством отрока Боголепа, Черный Яр был спасен от кубанских татар. Когда они подошли к городу, чтобы опустошить его, перед ними внезапно появился Отрок-монах на белом коне, который строго повелел им уйти. Татары были охвачены неописуемым страхом и вернулись, не причинив городу никакого вреда.

В 1695 году священник церкви Рождества Пресвятой Богородицы в городе Астрахани, по имени Иоанн, был поражен глазным недугом. Молясь Господу об исцелении, он однажды ночью, после молитвы, с радостью увидел отрока, схимонаха Боголепа, который повелел ему написать его образ и отправить его в его часовню в Черном Яре, добавив: «Если исполнишь все сказанное – исцелишься от своего недуга». Проснувшись, священник, который был иконописцем, недоумевал, как, будучи почти слепым, он сможет написать икону Отрока-схимонаха, которого он видел. Однако, собрав все свои силы, чтобы изобразить праведника, он взял доску и сделал на ней набросок. Каково же было его удивление, когда, приступив к работе, он почувствовал, что с каждой минутой ему становится лучше, и в конце работы он почти полностью исцелился! Получив помощь в исцелении недуга, священник день за днем откладывал завершение работы и не отправлял икону в назначенное место; и наконец совсем забыл о ней. Так прошел год. Священник снова заболел, еще тяжелее, чем прежде, глазной болезнью. Во второй раз ему явился отрок Боголеп, упрекая его за небрежность, и во второй раз повелевая закончить начатую, но не завершенную икону и отправить ее в его часовню в Черном Яре. Тогда священник поклялся исполнить повеление блаженного отрока, если исцелится. Сразу после этого он принялся за завершение работы и, закончив ее, с благословения архиепископа Савватия отправился с иконой в Черный Яр, где крестным ходом при звоне колоколов икона была торжественно встречена и помещена в часовню на могиле отрока Боголепа.


В имеющейся у нас рукописи изложены несколько чудес, полученных от святого Отрока. Не перечисляя их все, нельзя не отметить следующее необычайное проявление чудодейственной силы Божией через Его избранника.

В Черном Яре жил городской страж по имени Герасим, глухонемой от рождения. Однажды ночью, когда он, как обычно, стоял на страже на башне, называемой Кликуша, он увидел перед собой отрока Боголепа, окруженного необычайным светом. Герасим испугался и осенил себя крестным знамением, и, не двигаясь, с благоговением и почтением посмотрел на светоносного праведника, который сказал ему: «Не бойся, Герасим, но склони голову свою»; и когда он склонил голову, святой Отрок коснулся его руками и стал невидимым. С этого часа Герасим полностью исцелился и перестал быть глухонемым, и начал громко славить Господа и Его раба, отрока-схимонаха Боголепа. Изображение праведного отрока, представленное здесь, взято из редкой копии вышеупомянутой иконы, написанной священником Иоанном.


Рецензии