Бриллианты для диктатуры Лидии Руслановой
В 19 лет певица стала женой Наума Наумина - инспектора Наркомата связи СССР. В 1921 году они перебрались в Москву;, где Л. Русланова занялась самообразованием: много читала, посещала музеи; и театры;. В Москве они начали собирать и свою собственную библиотеку.
Русланова вспоминала:
«Шла Гражданская война, когда мы с мужем стали собирать библиотеку. Торговля книгами велась в те годы не совсем обычно. Букинисты, студенты, архитекторы, врачи – люди самых различных профессий – выносили на Моховую улицу в Москве книги. Здесь можно было встретить библиографические редкости и лубочные издания, классиков русской и мировой литературы, альбомы с видами и фотографии всех 499 членов Государственной думы в роскошной папке, с биографиями. Случайно мне тогда удалось приобрести журнал «Современник», издававшийся Пушкиным, с автографом поэта, а также прижизненное издание «Путешествия из Петербурга в Москву» Александра Радищева».
В 1929 году Лидия Русланова развелась с Наумом Науминым и вышла замуж за известного конферансье Михаила Наумовича Гаркави. Удивительно, как ей "везло" на имя Наум))
Гаркави разделял ее страсть к коллекционированию. Был лично знаком с Владимиром Маяковским, да и, вообще, со всем театральным миром Москвы. Состоял в приятельских отношениях с известными писателями, художниками, музыкантами.
В собрании Руслановой появились картины русских художников, предметы старины. Певица была знакома с владельцами крупных антикварных лавок и узнавала об интересных артефактах первой. Муж познакомил ее с советским бомондом — художниками, писателями, поэтами. Известный как ценитель и собиратель книг, новый супруг знал толк в этом деле, научил разбираться и Лидию. Она посещала выставки, знакомилась с биографиями художников, покупала их альбомы, книги. Разобраться в живописи ей помогал знаменитый художник Игорь Грабарь, с которым она подружилась.
Самое значимое художественное полотно из коллекции певицы в НХМБ, как считают эксперты, – портрет Матвея Виельгорского. Игорь Грабарь писал учёному секретарю Русского музея о том, какой замечательный портрет приобрела Лидия Русланова, называя его одним из лучших портретов кисти Карла Брюллова. Поскольку портрет висел в доме Михаила Виельгорского, брата Матвея, где часто бывал Пушкин, мы с уверенностью можем говорить, что этим произведением любовался сам великий русский поэт. Виельгорский изображён на фоне Везувия, играющим на известной виолончели Страдивари.
Русланова и Гаркави прожили вместе 13 лет.
24 августа 1945 года Лидии Руслановой вручили орден Отечественной войны I степени «за успешное выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленное мужество».
О размере её гонораров можно судить хотя бы по тому, что во время Великой Отечественной войны на собственные средства певица передала фронту две батареи «катюш».
После войны певица была одной из самых популярных в стране. Русланова пополняла свои коллекции картин, покупала золотые украшения, драгоценные камни, антикварную мебель и редкие книги, а в гараже генерала Крюкова появились дорогие автомобили. В доме, который современники сравнивали с музеем, часто проводили праздничные вечера.
Всенародно любимая певица могла многое себе позволить. Например, подарить бриллиантовую брошь из коллекции Н.Н. Гончаровой, жены Пушкина, супруге маршала Жукова, а на прием в Кремль явиться в роскошной бриллиантовой диадеме из коллекции царской семьи, на что обратил внимание cам Сталин. Она могла «рубануть» такое, за что другому не поздоровилось бы. На одном из банкетов Лидия Андреевна случайно опрокинула бокал с вином на скатерть. Сидевший рядом, не менее знаменитый Алексей Толстой, недовольно пробормотал: «Осторожно, будет пятно на моих брюках!» На что Русланова заявила: «У тебя без пятен только брюки и остались!»
А потом все изменилось...
Она пела для Сталина в Кремле и для маршала Жукова под стенами Рейхстага, а продала знаменитые картины русских живописцев в Третьяковку, и в Минск после пяти лет тюрем и лагерей. Несколько полотен подарила Третьяковке, сказав: «В нашей действительности обладать частной собственностью в каком-то выражении – полная бессмыслица, в доме должно быть чисто, уютно, но без всяких коллекций».
5 августа 1953 года Лидия Русланова вернулась в Москву и поселилась в гостинице, так как квартира была конфискована. «Тяготясь одиночеством, она подолгу бывала в гостеприимном и хлебосольном доме своего давнего друга писателя Виктора Ардова. Там же в свое время находила приют опальная поэтесса Анна Ахматова. Это был открытый дом, где собиралась творческая интеллигенция Москвы и других городов - актеры, художники, писатели». (Сафошкин В. «От Рехстага до Гулага»).
В конце августа 1953 года из заключения вернулся и ее муж Виктор Крюков. Супруги вместе с дочерью Маргаритой поселились в съемной квартире.
Прекрасные издания Пушкина, Гоголя, Кольцова, Некрасова, Чехова, Фета, Никитина, Льва Толстого были неизменными и постоянными спутниками ее жизни.
В честь 100-летия со дня рождения Лидии Руслановой на ее родине, в Малосердобинском районе Пензенской области была открыта Мемориальная доска, расположенная на здании районной детской школы искусств. А 9 сентября 2015 года в селе Ключи того же района открыт «Историко-культурный центр имени Лидии Руслановой». Это единственный музей певицы.
Свидетельство о публикации №225122302162