Три версии битвы на Калке. От ворот поворот
Само собой разумеется, в Средневековье такого понятия не было и в помине, но это совсем не означает, что процессы, протекавшие в географическом пространстве Европы, отличались от приведённого выше определения. У нас есть все основания утверждать, что именно геополитикой объяснялись все военные конфликты, союзы и поглощения, проходившие в Европе вообще и во взаимоотношениях Руси со Степью, в частности.
Геополитику определяла религия, а если точнее, конфессиональные институты, её продвигающие. Слабеющая Византия изнывала под ударами набирающих силу соседей, католические государства усиливали давление на Восток, пытаясь проникнуть прежде всего в умы правящих элит, а через них уже подмять под себя территории. На юго-востоке также мощно давил мусульманский мир.
Оказавшейся меж молотом и наковальней Древней Руси предоставлялся выбор, с кем быть: с Западом или Востоком, поскольку на Византию уже надежды не было, её слава и сила были на излёте, а уважение требовало постоянного подтверждения. Но примкнуть к любой из сторон означало для Древнерусского государства потерять не только самостоятельность, но и единство, поскольку в княжествах царили диаметрально разные настроения.
На этот счёт есть несколько мнений, я предпочитаю принять за основу версию Гумилёва Л. Н., отражённую в книге «Древняя Русь и Великая Степь». В дополнение рискну использовать схожие варианты развития событий от других авторов и исследователей. На всякий случай напомню, что все наши сведения о событиях тех времён мы имеем из дошедших до нас материальных письменных памятников, зачастую весьма спорных.
Тем более практически нигде мы не найдём подтверждения догадок, привлекая себе в помощь логические построения и допущения, которые, как известно, у каждого свои. Потому текущее изложение предлагаю рассматривать как авторскую версию, личный взгляд. При этом считаю нужным оговориться, что события более поздних эпох, а тем более нашей новейшей истории, в целом подтверждают периодические разброд и всякие шатания на Святой Руси.
Продолжение серии статей, начало читайте в материалах: «Три версии битвы на реке Калке. Вариант первый: в пух и прах» и «Три версии битвы на реке Калке. Вариант второй: нашествие».
Перепутье
Читая в интернете подборку материалов по теме, я обратил внимание на то, что отношения элиты Древнерусского государства рассматриваются как бы возникшими ниоткуда. Есть такое удивительное качество русской истории: только что, по мнению учёных, были лишь местные аборигены и полное отсутствие признаков цивилизации, как вдруг ниоткуда возникает мощное единое государство, оседлавшее главные транзитные пути в Европу.
То же и с международными контактами. Из ничего, из ниоткуда вдруг возникают связи, династические браки, совместные походы и споры о вере христианской. Кстати, примерно так же, согласно нашей историографии, «возник» из болот Петербург. Излюбленный подход российских историков. А между тем, напомню читателям, что государство русское возникло с приходом князя Олега. До него были братья Рюрик, Синеус и Трувор.
Однако непосредственно объединителем многих земель под одной рукой стал Вещий Олег. А он, как наверняка известно, был варягом. То есть представителем элиты южнобалтийских славян. Если учитывать версию владения варяжским кланом «рекомые русь» транзитом из Азии в Европу через восточное побережье Варяжского (Балтийского) моря, то тесные контакты древнерусских князей с западноевропейскими коллегами не вызовут удивления.
И более того, станут восприниматься как нечто само собой разумеющееся. Итак, русские князья издревле имели контакты на Западе и во многом были частью экономического пространства Европы. Как, например, Новгород был частью немецкой Ганзы. Сюда же нужно добавить ясности по поводу отношений с соседними славянами и венграми. Славянский спор между собой стал буквально притчей во языцех. Не то чтобы одно целое, но очень похоже.
Во всяком случае, до вмешательства римской церкви и принятия католичества частью восточных славян. Что до венгров, то отношения с русами и славянами у них были выстроены ещё до их прихода с Волги в Паннонию. Часть восточных соседей (угров/мадьяр) просто сменила локацию на юго-западную. Поэтому все их споры, конфликты и браки смело можно рассматривать как борьбу за влияние в регионе, не более того. Пока в семейные дела не вмешалась религия.
Про скандинавское направление и разъяснять не стану. Варяги (суть русь) и викинги, были выходцами из одного региона, в военных и экономических вопросах не делали различий между собой, конкурируя кланами, братствами, союзами. Несколько по-иному обстояло дело с востоком и юго-востоком от Древней Руси. Я подробно останавливался на этом направлении и вопросах взаимодействия степняков с русскими княжествами в статьях половецкой серии.
Рекомендую к прочтению по теме: «Русский каганат: тут русский дух, здесь степью пахнет...» / «Русский каганат — изначальная Русь» / «Кто был настоящим хозяином Великой Степи?» / «Вторая половина Древней Руси — Великая Степь».
И, наконец, Византия. Ромеи долгое время рассматривались как конкурент и добыча, но после оформления единого русского государства логичным образом возник вопрос серьёзных взаимоотношений, что и было зафиксировано в договорах князя Олега. Русские дружины служили ромейским императорам, входили в состав их армий, вместе с Царьградом (успешно) отражали нападения викингов и участвовали в охране границ.
Правда, иногда ходили военными походами на Константинополь, но без серьёзных претензий. Влияние Царьграда было особенно велико в Юго-Западной Руси, что и понятно. Здесь, в Киеве, возник центр религиозного входа в элиту русского государства. Христианство к тому времени было широко представлено в городах русских, ни у одной из конфессий не было приоритета. До эпохи Золотой Орды, давшей православию карт-бланш.
Борьба за элиты
Всё это следует иметь в виду, рассматривая события начала XIII века, ставшие определяющими для вектора развития Древней Руси. В интересах темы статьи сосредоточимся на западном направлении. Со времён Генриха I Птицелова (начало X века) началось осознанное движение союза западных государств на восток с целью не просто подчинения, но включения в состав единой державы. Подразумевающее единоверие и единоначалие.
Южнобалтийские и центральноевропейские славянские племена были подмяты, подчинены, частично ассимилированы. Их элиты влились в свиту германских королей, подданные по большей части приняли католичество. Таким образом, бывшие славяне стали частью западного мира, приняли римскую веру, западную идеологию и перестали быть носителями мировоззрения своих предков. Они стали изгоями в понимании того времени.
Правило, дожившее до нашего времени, гласит: если что-то получается, не следует ничего менять, пусть всё работает на результат. Странно было бы ждать от римской церкви и западноевропейских правителей отказа от видов на восточноевропейские земли. Цели Гитлера были не новы, они до нюансов повторяли цели средневековых крестоносцев: им нужно было жизненное пространство, населённое смердами, недочеловеками. (Untermensch).
Проще всего этого было достичь, склонив на свою сторону или подчинив элиты. А лучшим подспорьем в этом непростом деле являются внутренние неурядицы и междоусобицы, коих всегда хватало. После разделения христианской церкви на западную и восточную обострилась борьба и за включение в свою орбиту государств как источников паствы для пастырей божьих. Первым известным перебежчиком в римский лагерь стал в 1075-м году Ярополк Изяславович.
На фоне борьбы за власть и великокняжеский стол он энергично искал влиятельных покровителей и нашёл оных в лице Римского престола. Папа признал перебежчика «королём» Руси с правом на киевский престол, больше того, поспособствовал получению ему вооружённой помощи. С тех пор католики не выпускали Русь из поля зрения, всеми силами пытаясь втянуть её в орбиту своего влияния. В 1192-м году папа Целестин III объявил крестовый поход против «северных язычников».
Как и планировали римские иерархи, главный удар наносился по северной части Руси. В 1198-м году была основана Рига — порт крестоносцев в Прибалтике, а в 1201-м году рыцари высадились в устье Западной Двины. Языческие племена Восточной Прибалтики были покорены в ходе серии крестовых походов, и, наконец, взгляды католиков обратились на Северную Словению. Новгород тем временем. вёл непрерывную борьбу со шведами за своих данников — емь.
Рекомендую к прочтению по теме статьи: «Биармия — северная прародина русов?» / «Арктическая Русь» / «Александр Невский. Два варианта одной истории (часть 1)» / «Александр Невский. Два варианта одной истории (часть 2)».
В 1204-м году крестоносцы взяли штурмом Константинополь, и уже через четыре года очередной понтифик пишет письмо русским князьям, угрожая судьбой Византии в случае отказа от принятия католичества. А русским князьям в таком деле и помогать не надо было! Череда кровавых междоусобных походов, жуткое разорение соседних городов, война всех против всех в союзе с всяким, кто готов проливать братскую кровь.
По мнению Л. Н. Гумилёва, на Руси тогда сформировались три (так называемые) партии: грекофильская, западническая и русофильская. Начиная с Ярослава Мудрого русские князья активно роднились с элитой Запада. На Руси то и дело находили прибежище отпрыски английских, скандинавских, венгерских и других государств правителей. Иногда их пребывание заканчивалось предоставлением военной и политической поддержки, приводившей к возвращению трона.
Но было и наоборот: отстранённые от власти князья обращались за помощью к католическим государям, пытаясь вернуть власть и влияние. Нетрудно заметить, что в основном этот водоворот взаимных разорений и участия интервентов касался юго-западной части Руси. На севере и востоке были свои заботы, их границы то и дело пытались испробовать на прочность то крестоносцы, то булгары, то литва, то очередные степняки.
Верх брала то одна «партия», то другая, но в целом разделение княжеств по географическому признаку проступало всё явственней. Среди исследователей истории часто встречается мнение о том, что часть княжеской верхушки была склонна принять унию с католиками или каким-то другим образом войти в орбиту европейских государств. Именно через предательство элиты потеряли свою веру и богов южнобалтийские и центральноевропейские славяне.
Отлаженный тогда механизм работает и сейчас! В конце концов, основные торговые партнёры находились в Европе, а Византия явно была в отчаянном положении. Русь же в начале XIII века, как мы выяснили, находилась в тисках крестоносных орденов с северо-запада и юго-запада. Вариант соглашения с Римом в таких обстоятельствах вполне был возможен, исправить положение могла бы некая объединительная сила. И такая нашлась.
Русская вера
Снова признаюсь в удивлении установившимся в нашей историографии шаблоном: Римская церковь активно и агрессивно участвовала во внешней политике европейских и колониальных государств, в свою очередь устремления и противодействие православной церкви обходится громовым молчанием. Будто и не было у православия никаких устремлений по удержанию своих позиций и борьбы за паству, сплошное пораженчество. Это не так.
Об этом с высокой степенью вероятности можно утверждать, принимая на веру утверждения Плано Карпини, посетившего в 1246-м году ставку хана Гуюка в Каракоруме, а до того — хана Батыя. Он писал, что в ставке великого хана его неприятно удивило обилие русских православных клириков «и других бывших с ними», живших при дворе императора некоторые с 1236-го, некоторые с 1226-го, а некоторые и с 1216-го годов.
Другими словами, согласно уверениям этого римского шпиона, православные попы находились в ставке великого хана ещё при Чингисхане! И что самое интересное, были приближены к трону «повелителя вселенной». Да как же это? А чему удивляться, если верить сведениям о путешествии Ярослава Мудрого на Дальний Восток? Знать, были там интересы государственные.
Общеизвестен также факт о том, что христианство в те времена получило значительное распространение в Азии, главным образом несторианство. И многие из элиты могольского императора, в том числе военачальники, были христианами. Надо думать, что мода у чингизидов Золотой Орды на принятие крещения по православному обычаю взялась не с пустого места. Святой Пётр Ордынский (Ростовский) — правнук Чингисхана — этому много поспособствовал.
Сын Батыя Сартак (по некоторым данным, побратим Александра Невского) отрёкся от язычества, православие принял князь Беклемиш и его свита. Царевич из Монголии – Берка, в 1301-м году также перешёл в христианство. Военачальник Чет-Мурза, отправленный к Ивану Калите, стал православным с именем Захарий. Даже после принятия в Золотой Орде ислама как главной религии, в городах и столице Орды по-прежнему свободно функционировали православные храмы.
Священники, монастыри и монахи православной церкви по заветам Чингисхана особыми указами освобождались от налога и переписей, им разрешались самостоятельные сношения с Константинополем. Любой урон церкви на Руси от ордынцев карался смертью. Сегодня церковь официально признаёт эти небывалые привилегии, но скромно умалчивает об их истоках. Потому что это противоречит канонической историографии.
Так могли ли иерархи церкви призвать единоверцев на помощь против претензий римского престола на русские земли? Чтобы не быть голословным, можно вспомнить два факта. Первый: согласно донесениям папского шпиона Юлиана, татары спали и видели, как бы им после половцев одолеть венгерских христианских (католических) королей, дойти до Рима и далее. При этом ни слова не говоря о покорении Руси.
Эти важные сведения католический агент почерпнул не у кого-нибудь, а у суздальского князя Юрия Всеволодовича. Тот, в свою очередь, смог перехватить послов великого хана, направлявшихся в Европу, и строго с них спросить. После чего спешил доложить о своих опасениях за римский престол «наверх». А какое, простите, русскому князю дело до католиков? Вам вся эта история с пленением и убийством послов монголов ничего не напоминает?
Возможно, так будет более понятна избирательность Батыя при взятии 14 из 300 городов Владимиро-Суздальской Руси и обнулении всего рода князя Юрия. Всех, кто мог соперничать с его братом Ярославом в правах на княжение. Второй: спустя некоторое время моголы вообще нацелились на Иерусалим и освобождение Гроба Господня. Это событие известно нам под названием Жёлтый крестовый поход. Особенно примечательны его итоги.
Рекомендую к прочтению по теме статьи: «Монгольские крестоносцы?» / «Монгольский крестовый поход (ч.1). Призрак распада» / «Монгольский крестовый поход (ч.2). Христианский джихад» / «Монгольский крестовый поход (ч.3). Цена предательства» / «Как скифы сокрушили Латинскую империю».
Он окончился неудачей во многом из-за предательства крестоносцев, заключивших союз с египетскими мамлюками. А хан Хулагу, оставивший войско из-за смерти великого хана, отомстил впоследствии католикам, сыграв существенную роль в освобождении Константинополя от папской власти. Как по мне, налицо ярко выраженная неприязнь римской церкви и несторианских моголов (во всяком случае, существенной части их элиты и командиров).
Скрытое от глаз и летописей
В битве при Калке не участвовали войска Владимиро-Суздальского княжества. Посланный на соединение с главными силами Юго-Западной Руси Василько Константинович на войну опоздал и, узнав о плачевном результате, тут же развернул рать, «прииде в свой Ростов, славя Бога и святую Богородицю». Тут впору помины заказывать по погибшим в ратном бою, а он радуется чему-то?! Что избавили его от погибели? Получается, он заранее понимал результат.
Здесь стоит припомнить, что в битве при Липице (1216 год) Юрий и Ярослав (отец Невского) были наголову разбиты братом Константином и коалицией князей, в том числе и Мстиславами, известным по Калке. А Мстислав Удалой даже отозвал домой жену Ярослава Всеволодовича, приходившуюся ему дочерью. Правда, через некоторое время Юрий Всеволодович помирился со старшим братом, получив Суздаль, но с учётом взаимных договорённостей.
Да-да, тот самый князь Юрий, сливший информацию о планах татар римскому папе. О чём договорились князья, мы можем лишь предполагать, возможно, примкнул к кому-то или чему-то. Полезно будет проследить и сведения о событиях на Калке в русских летописях. Галицко-Волынская была написана, судя по деталям, в более позднее время, и в ней прославляется Даниил Галицкий, будущий «король» Руси (по версии римского папы).
Все неприглядные моменты оттуда убраны, описания действий князей носят возвышенный, героический характер противостояния татарам. Совсем по-другому о том же пишут в Типографской, Новгородской и Лаврентьевской летописях. Татары в них представляются людьми терпеливыми, ищущими мира, а южнорусские князья описываются критически, даже ехидно. Более того, татары наказывают половцев за страдания, причинённые русским землям!
«Слышахомъ бо, яко многы страны поплениша, Ясы, Обезы, Касогы, и Половьчь безбожьныхъ множество избиша, а инехъ загнаша, и тако измроша убиваеми гневомь Божиемъ и Пречистыя Его Матере; много бо зла створиша ти оканьнии Половчи Русьскои земли, того ради всемилостивый Богъ хотя погубити безбожныя сыны Измайловы Куманы, яко да отмьстять кръвь крестьяньску, еже и бысть над ними безаконьными».
Судя по мнению летописцев Северо-Восточной Руси, татары на Калке скорее повергли врагов. А для южнорусских летописцев они же представляются ближайшими союзниками, поражение — трагедией. В чём же отличие взглядов? Южнорусские княжества включили в свою орбиту половецкие роды Приднепровья, а северо-восточные княжества с ними враждовали. Заметьте, татарам снова не было дела до русских — им нужна была свободная степь.
То есть свободный проход в Европу. Половцы стояли на пути к известной татарам цели. Принимая во внимание геополитическую обстановку вокруг неопределившейся тогда в своих предпочтениях Руси, вполне можно допустить, что князья Юго-Западной части Древнерусского государства встали вместе с половцами против чужаков не только прельстившись девками половецкими. Такого добра у самих было в избытке.
Совсем другое дело — оказать услугу могущественному понтифику, имеющему влияние на многих западных католических правителей, с которыми русские князья и братаются, и бранятся регулярно. Да и дело-то выглядело не особенно трудным, во всяком случае такая оценка угрозы сходится с версией канонической историографии. Если бы русско-половецкие полки взяли тогда верх, вполне возможно, могла состояться уния с католиками.
Объединённые силы католических государств совместно с русскими и степняками могли не только дать отпор чингизидам, но и пойти крестовым походом далее на восток и северо-восток. Чем бы тогда была Русь — бог весть. Да и была бы она или нет в привычном нам виде, большой вопрос, не имеющий однозначного ответа.
Но верх на Калке взяли татары, в русских княжествах сложилась коалиция против западников, давшая Батыю воинов, проводников, коней, провиант и фураж. Католические армии, готовые вторгнуться в русские пределы для закрепления успеха и благословлённые римским папой, понесли оглушительное поражение. Православие победило, а католикам дали от ворот поворот.
Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: (https://velikayaevraziya.ru/) "Великая Евразия".
Следите за поворотами информационной повестки в моём сообществе (https://vk.com/public220540923) ВКонтакте.
Каталог публикаций канала в Яндекс-Дзен: (https://dzen.ru/a/YDaRFh56tCm6-BhZ)"Добро пожаловать или посторонним В".
Рекомендую вам мои книги:
«Скифы — белые кочевники Евразии» / «Вера наших предков. Неизвестные страницы» / «Вера наших предков. Утраченные знания» / «Тайны древнего мира» / «Интересная археология. Артефакты, меняющие историю».
Свидетельство о публикации №225122300348