Дед Вася - филосов. Глава 3
Только солнечный диск успел скрыться за горизонтом. Рыбаки закончив лов подошли к месту предполагаемой ночёвки где ещё днём они выгребли в песке неширокую продолговатую ямку. В ней под чутким руководством деда, Михаил первый раз в жизни разжёг костёр. Затем, он воткнул с двух сторон от него по рогулине, приготовленные заранее, и зачерпнув в чайник воды подвесил над пламенем. Вскоре и Василий Егорович на палку рядом с чайником «примостил» котелок с почищенными для ухи двумя крупными окунями.
А через полчаса, расположившись на отрезке целлофановой плёнки, они, при свете костра и звёзд, с удовольствием поглощали свой поздний ужин.
Насытившись, рыбаки перенесли из ямки не догоревшие дрова и головешки немного в сторону, затем добавили туда сухого хворосту и через минуту там весело пылал новый костёр. Ямку же, с ещё красными угольками, засыпали, вынутым ранее из неё песком. Сверху положили отрезок плёнки, на котором только что ужинали, а поверх плёнки бросили старое суконное одеяло.
Дед сразу растянулся на нём, глядя в небо. Спина через подстилку, ощущала приятное тепло исходящее от нагревшегося песка. Внук, сидя рядом, с любопытством осваивал новое, невиданное им устройство, и крутя колёсико старого дедушкиного транзисторного приёмника, выискивал нужную волну.
- Мишка, взгляни лучше на небо! Лепота-то какая! - Негромко прозвучал голос Василия Егоровича. - А вон и спутник куда-то торопится.
Парень поднял голову и застыл в изумление. Нет, в городе он видывал звёзды, особенно зимой, но не в таком количестве и не такие яркие.
- А где спутник? - Вопросил он, и тут же воскликнул, увидев движущуюся по небосводу звёздочку. - Да, вижу!
Непроизвольно крутанув колёсико, он угодил на подходящую волну. По новостям передавали о том, что у южного побережья Камчатки, в Тихом океане, опять произошло землетрясение.
- Это, я слышал, происходит потому, что одна платформа земной коры уходит под другую, - со знанием дела заявил Михаил.
- По моему, чушь это беспросветная, - небрежно бросил дед. - Самая глупая гипотеза из тех которые я слышал.
- Почему? Эту гипотезу поддерживают многие учёные.
- А что, учёные не могут чушь высказывать, да сколько угодно. Ну, сам подумай, коли мыслить логически, даже если бы одна платформа, толщиной около пяти километров, смогла поднырнуть под другую, что маловероятно, но допустим, то сдвинулась бы она не в одном месте, а практически по всей длине разлома, разом. И землю должно было тогда тряхнуть в океане, как бы от Японии и практически до севера Камчатки.
- Отчего ты так решил, - иронично усмехнулся парень.
- Я тебе объясню не по научному, а по мужицки. Если положить один лист фанеры на другой, попробуй передвинуть первый лист по второму на сантиметр или хотя бы полсантиметра, но только в одной точке.
- Хорошо критиковать чужое, попробуй своё придумать, - цинично выдал Мишка.
Дед встал сгрудил в кучку головешки и добавил в затухающий костёр валежнику потолще. Затем, вернувшись к своему спальному месту, улёгся положив руки под голову и немного подумав заговорил:
- Есть конечно у меня своя версия. Как бы тебе покороче объяснить. Я думаю, континенты Евразия и Америка постепенно двигаются навстречу друг к другу.
- Так, наверно, оно и есть, - прервал его Михаил, - существует гипотеза о плавающих континентах.
- Ты парень не перебивай, это утки плавают на озере, а как поплывут, без серьёзной причина континенты, если они кругом и не разрывно зажаты океанической земной корой не один миллиард лет. А вот постепенно расширяясь, они своими краями могут давить на относительно тонкую океаническую кору и она прогибается, а местами выпучивается образуя срединно-океанические хребты. Словом оратор из меня неважнецкий, поэтому вернёмся к району Камчатки, а то июньской короткой ночи не хватит для объяснений.
От Алеутских островов, в южном направление, мимо части Камчатки, Курильских островов, Японии, а так же островов Нампо и Марианских, вплоть до Каролинских островов, с небольшими перемычками, протягивается серия глубоководных впадин. Почему появляются впадины? Как я тебе уже говорил, ложе океана прогибается. Вдоль же впадин, с западной стороны, образовался вулканический пояс.
Океанская земная кора, толщиной около пяти-шести километров, упираясь западной кромкой в островные дуги, с толщиной земной коры в пределах 20-30 километров, испытывает огромное давление. Поэтому из-за периодического поднятия и опускания полуострова Камчатка и островов, появляются глубоководные впадины. С каждым опусканием, ложбина становится глубже, а с поднятием расстояние между краёв желобов уменьшаются, и они становятся уже. Хотя это довольно простое и примитивное суждение. На самом же деле возникновение и развитие впадин, наверное, более сложный процесс.
- Отчего же острова и Камчатка то поднимается, а то опускается, - с недоверчивым любопытством поинтересовался Михаил.
- Тебе об этом деда Костю лучше бы спросить. Он всё же профессор по геологии и у него опыт преподавания в институте имеется. Ну ладно, как сумею так и выскажу свою точку зрения. Я думаю, кора земного шара имеет определённую, условную линию равновесия. Наверно, даже не совпадающую с линией поверхности океана. После каждого вулканического извержения лавы и оседания слоя пепла, баланс равновесия нарушается и участок земной коры в этом месте медленно начинают опускаться. Почему медленно? Да потому, что земная кора, это цельная монолитная оболочка мантии, Хотя местами с многочисленными трещинами и разломами. А мантия под самой корой наверняка имеет желеобразное состояние, то есть переходное от твёрдого к жидкому или наоборот. Это откуда посмотреть; от поверхности или от центра. Кстати может ты слышал термин «поверхность Мохоровича»
- Да, она отделяет земную кору от мантии, прерывается в зонах срединно-океанских хребтов, - словно заученную мантру выдал внук.
- Неплохо «натаскал» тебя по геологии дед Костя. Так вот, по моему мнению, «поверхность Мохоровича» представляет собой тонкую водяную плёнку, насыщенную растворёнными в ей химическими элементами, не менее чем морская вода, так как температура этой плёнки около 1000 градусов, и она разделяет твёрдую земную кору и желеобразную часть мантии.
- Так она бы испарилась и всё!
- А вот не получается, наверно, куда ей испаряться при таком большом давление. У воды вообще много уникальных свойств. О некоторых из них наука, возможно, пока и не догадывается.
Дед Василий взглянул на небосвод и встрепенулся. Поднимаясь с ложа, он воскликнул:
- Миша, подъём! Чай пора кипятить, а то зорьку прозеваем. Я воды зачерпну. А ты рогулины воткни у костра и дровишек в него добавь.
- Деда, так я постоянно на горизонт поглядывал, а там розовая кромка заката до конца ещё не исчезла, - в недоумение проговорил парнишка, выполняя полученное поручение.
- В наших широтах, в июне месяце, обычно розовая полоса заката плавно смещаясь к востоку незаметно переходит в рассвет. - Промолвил вернувшийся к костру дед, пристраивая над огнём наполненный чайник.
- Так я и не услышал ничего определённого. Отчего же произошло землетрясение возле Камчатки? - Усмехнулся Михаил.
- Определённо и точно знает только Всевышний. У меня же, пока, напрашиваются два варианта. Первый, - это продольная трещина в земной коре, со стороны мантии, под дном впадины, но тогда эпицентры первого и повторных землетрясений должны находиться не глубже 10-20 километров. Хотя, если разлом будет со стороны мантии развиваться, то, кто его знает, могут приборы и неверную глубину эпицентра показать. Так как сила энергии большей частью может быть направлена в мантию, а не к поверхности. Другая версия такая, если приборы определили очаг землетрясения на глубине около двухсот километров, то это возможны резкие перемещения (всплывания) большого количества расплавленных масс от одного места скопления к другому. - Повествовал Василий Егорович, по ходу выкладывая из рюкзака на центр скатерти, точнее куска целлофановой плёнки, освобождённой от постельных принадлежностей, на которых они только что лежали, остатки вчерашнего ужина.
Этих остатков, пожалуй, хватило бы ещё на обед и может на ужин. Бабушка Настя положила им продуктов, в том числе и пирожков, с большим запасом. Чтобы внук случайно не оголодал.
Через несколько минут, они сидели на углах импровизированной скатерти и пили горячий чай с пирожками. А горизонт всё ярче и ярче окрашивался в розовый цвет, и вокруг у предметов всё чётче стали проявляться очертания.
Свидетельство о публикации №225122300351
Александр Михельман 23.12.2025 17:45 Заявить о нарушении