Ну, что можно сказать? Не ошибается тот, кто ничего не делает! А я провожу предварительное историческое дознание, зачастую, «тыкая пальцем в небо»… Опыт таких виртуальных расследований показал, что в Интернет попадают довольно точные карты начала восемнадцатого века. И фрагмент такой карты вы видите над этим текстом – это «План Царицынской линии в 1724 году». На основании размещения Осокорского редута в плане Царицынской линии, прихожу к выводу о том, что цементно бетонный завод, что недалеко от хутора Фастов, к вандализму не причастен. Поэтому, Осокорская крепость не подверглась тяжёлым испытаниям при бетонировании автострады Р-22 (Е-119). Вынужден извиниться, перед владельцем цементно-бетонного бизнеса, и рабочим коллективом. Но, вернёмся к карте. Рассматриваемый объект, в оригинале, сильно вытянут и издалека похож на карту Советского Союза. И, кроме крепости Осокорской, на берегу Дона, видна крепость Донская. Да, если бы, одна! Там две Донских крепости под одним номером! И это не ошибка - их там в 1724 году, и было две. Сейчас - западная крепость Донская еле различима на берегу того, что раньше было донской протокой. В настоящее время, этот странный водоём, именуется - "озеро Стоялое". Но, вторая крепость сохранилась, чуть ли не в удовлетворительном состоянии. Местный станичник спрятал её за забором своей усадьбы. Ох и прытки Городищенские хуторяне и дачники - три крепости, из четырёх, что входили в состав Царицынской сторожевой линии за пределами Царицына, "приватизировали". В хуторе Грачевском, свой частный музей "под открытым небом", открывать не стали. Просто провели раскопки силами местных археологов-криминалистов. И построили поверх территории раскопок новый сельскохозяйственный комплекс. Зачем свой музей создавать, если у каждого "нового русского" такой музей уже есть, и он ведёт активный поиск новых экспонатов. Притом, частник хорошо платит, а гос. музеи говорят: "Спасибо". Это обсудим позже, а карта мне понадобилась, чтобы сместить сектор поиска на правый берег Паньшинки. При ближайшем рассмотрении становится понятно – почему военные инженеры петровских времён выполнили линию укреплений в виде плавной дуги - от Царицынской крепости в устье Волжской Царицы, до берега Дона, в районе станицы Качалинской. Таким образом - водные торговые пути от устья Карповки на Дону, с волоками от её истоков к истокам Волжской Царицы, и, далее – в Волгу. И от устьев Сарпы, ручья Купоросного и речки Ельшанки на Волге к их истокам, близким к истокам Карповки, путём волочения речных судов по водоразделу, образовывали внешнюю полосу движения людей и товаров от Волги к Дону (и наоборот). Это со стороны Кубанских степей. Притом, реки внешней логистической полосы, на карте отсутствуют. Там необозримая Кубанская степь, и, всё! А за Царицынской сторожевой линией, тянулась вторая логистическая полоса, на которой отмечены только два названия рек – Царицынка и Осакорка. Мокрая Мечётка, изображена в мелких подробностях, и с крепостью Мечётской, но инкогнито. Получается, что смысл оборонительной линии в том, что в мирное время функционировали две логистические ветки по разные стороны петровского рва. А в случае нападения со стороны Кубанской степи, транспортная логистика между Волгой и Доном сокращалась вдвое, но россияне, подвергшиеся нападению, могли спасаться бегством и обратиться за помощью к военнослужащим, стоявшим дозором в караульных помещениях 23-х реданов, равномерно распределённых на всём протяжении петровских укреплений. А, если повезет, то потерпевшие имели шанс укрыться за стенами пяти крепостей, построенных на стратегически важных участках оборонительной линии. При том - водно-транспортная и дорожная логистика, прикрытая оборонительными сооружениями, гарантировано продолжала работать. И беженцы могли перейти в зону эксплуатации резервного пути и добраться до пункта назначения с товаром и деньгами. А какова была логистическая структура бесперебойной транспортной артерии? Водно-транспортная артерия с волоками, от современной балки Конной, где нынче хутор Кузьмичи, тянулась к истоку Орловки, которая впадает в Мокрую Мечётку, а оттуда, лодочки сплавлялись в Волгу. Второй волок, был от истока речки Грачи к поселению Ерзовка, что на берегах речки Пичуги (а на современный манер – это речка Ерзовка). От истоков Ерзовки, челны с товарами плавились, опять же – в Волгу. Но почему это был единый водно-транспортный путь, если волока два? А ручей, протекающий по балке Конная, сливался с речкой Грачи. Там и была построена Грачевская крепость, контролирующая оба волока с запада. А крепость Мечётная, охраняла эти волоки в истоках Мокрой Мечётки от нападения с юго-востока. Но почему южная часть логистики, со стороны Кубанской степи, отдавалась на заклание, а северная логистика береглась и пряталась за Царицынской сторожевой линией? А за царским рвом и валом был, на тот момент, самый перспективный торговый путь - Большая дорога от городка-крепости Камышина до Дубовского посада, а оттуда к станице Качалинской. Дубовский посад, по этой причине, богател и «рос, как на дрожжах». В 1860 году там проживало 4 тысячи представителей купеческих семей и 8 тысяч мещан. Полагаю, что несовершеннолетние дети при этом не учитывались. При многодетности той поры, это переваливало за тридцать тысяч. Ну и, прислуга, с сезонными рабочими в счёт не шла. Это я о том, что на тот момент, Дубовский посад превосходил Царицын во всех аспектах, в разы. Но ситуацию резко изменил прогресс. Это выразилось в строительстве железной дороги в 1862 году. Железнодорожные пути пролегли не только от Волги к Дону, но имели сложные развязки к станции Гумрак и далее, на северо-запад. В результате – доступ ко всем важным волокам был отрезан. Товары и пассажиры хлынули к Царицыну. И кто теперь вспомнит Дубовский посад? А ведь там, незадолго до строительства Ж.Д., было 158 каменных частных домов. Затем, по этому показателю, следовал Камышин, а Царицын им сильно уступал в соревновании по благосостоянию горожан. Однако, обратим свои взоры к Осокорской крепости. Судя по тому, что крепость стояла на правом берегу реки Осакорки, название крепостицы, напрямую связано с названием реки, как и все бастионы на этой линии. А «осокОрь» - это чёрный тополь. Значить, нравилась чёрным тополям эта речка. Чем же знаменит этот тополь? В центре Волгограда растёт гигантское дерево такой породы. Оно всё изранено в результате битвы за Сталинград и пользуется у горожан большим уважением, как ветеран Сталинградской битвы. Путь боевой славы крепости Осокорской, мне, к стыду своему, не известен. Да и место дислокации, я, изначально, определил не точно. Цементный завод на левом берегу, теперь уже не Осакорки, а Паньшинки. А крепость, на противоположном. Хотя, я точно определил, что это рядом с населённым пунктом Сакарка. А вот, в цепочке названий водных артерий, образующих Паньшинку, без бутылки не разберёшься! Давайте проследим последовательность речной протечки. Речушка Грачи, сливаясь с ручьём балки Конной, протекающим от Южных Кузьмичей к Кузьмичам Северным, далее стремится на запад под названием Грачи. Затем, минуя поруганную грачевскими хуторянами крепость Грачевскую, в районе посёлка Котлубань, речка Грачи сливается с Сухим Каргоном и становится Сакаркой. А там и до хутора Фастов не далеко. От Фастова, к речке Сакарке, притекает речка Тишанка – вот вам и Паньшинка! Она, мимо хутора Сакарка, Садов Придонья и села Паньшинка, протекает к Дону. А раньше, судя по Плану Царицынской линии 1724 года, речка Грачи-Сакарка-Паньшинка, была просто Осакоркой, чтобы было на что опираться, при названии крепости Осокорской
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.