Театр люцифера. люцифероцианский договор
К.С. Станиславский: Сверхзадача и работа с «Тёмными» обстоятельствами.
Станиславский был рациональным реформатором, но его система уходит корнями в представление об актёре как о «жреце» и о театре как о «храме». Ключевые понятия, которые можно рассмотреть в интересующем вас контексте:
1. «Сверхсознание» – центральное понятие для Станиславского. Это высшая, часто неконтролируемая разумом творческая сила, из которой рождается подлинное переживание. В одном из писем он писал:
«Искусство есть область сверхсознательного. Через сознательную психотехнику мы будим в себе нашу природу, а она творит сверхсознательно, иногда даже вопреки нашему желанию».
Интерпретация: эта «природа», которая творит «вопреки нашему желанию», может быть метафорически сопоставлена с некой автономной сущностью внутри актёра (архетипом, демоном творчества), которую он пробуждает и которой отчасти отдаёт контроль. Риск потерять себя в этой силе присутствует.
2. «Если бы» в предлагаемых обстоятельствах. Станиславский учил погружаться в мир персонажа через вопрос: «Что бы я стал делать, если бы это происходило со мной наяву?» Для роли злодея, убийцы, дегенерата это означает добровольное допущение в себя тёмных, асоциальных мыслей и импульсов. Актёр не «продаёт душу», но временно заключает договор с этими импульсами, исследует их, чтобы оживить роль.
Параллель: это юнгианская «интеграция Тени» в действии. Актёр сознательно впускает в себя «демона» персонажа, чтобы понять его мотивацию изнутри. Опасность (расплата) — не суметь «выгнать» этого демона после спектакля, что ведёт к психическим проблемам (с чем сталкивались многие последователи метода).
Михаил Чехов: «Психологический жест», Двойник и Эфирное тело.
Ученик Станиславского, Михаил Чехов, пошёл гораздо дальше в мистико-спиритуальных объяснениях актёрского процесса. Его метод насыщен понятиями из антропософии Рудольфа Штайнера.
1. «Двойник» («The Double»). Это ключевое, почти демоническое понятие в системе Чехова. «Двойник» – это скопление всех низших, животных, эгоистичных, тёмных инстинктов и страхов актёра. Чехов призывал не подавлять Двойника, а признать его, отделить от себя и... использовать как источник энергии для роли.
«Наш Двойник — это реальность... Он обладает колоссальной, чисто физической силой и энергией... Мы должны признать его, осознать его в себе, отделить его от своего "Я" и тогда мы сможем заставить его служить нам в наших ролях, особенно в ролях отрицательных персонажей». (Из лекций и записей М. Чехова)
Это и есть почти буквальный «договор»: актёр вступает в осознанные, контролируемые отношения со своим внутренним «демоном» (Двойником), чтобы одолжить у него силу и убедительность для воплощения зла на сцене. Работа идёт на грани одержимости.
2. «Психологический жест» (ПЖ). Абстрактный, сверх-физический жест, выражающий суть персонажа. Для тёмных ролей ПЖ мог быть «схватывающим», «разрывающим», «отравляющим». Чехов описывал, как, найдя ПЖ, актёр чувствует, как посторонняя энергия входит в его тело и начинает им управлять.
Интерпретация: этот процесс аналогичен ритуалу вызова духа или архетипа. Актёр через концентрацию и воображение призывает энергетическую матрицу персонажа и позволяет ей вселиться в своё эфирное тело.
3. Работа с «атмосферой» и «излучением».
«Злой человек излучает иную атмосферу, нежели добрый... Чтобы сыграть злого, вы должны вообразить себя центром, испускающим тёмные лучи, которые заполняют всё пространство».
Здесь актёр сознательно становится источником «тёмной» энергии, меняя не только себя, но и пространство вокруг. Это уже уровень магического воздействия, что коррелирует с инквизиционными обвинениями в «порче» и «наведении мороков».
Вывод: что общего в их подходах в контексте «дьявольской подоплёки»?
Ни Станиславский, ни Чехов не апеллировали к христианской демонологии. Но их системы описывают тот же психологический и энергетический феномен, который в прошлом интерпретировался как «договор с дьяволом»:
1. Признание источника силы во «Тьме»: оба, особенно Чехов, признают, что для воплощения зла на сцене нужно обратиться к тёмному, низменному, хаотичному пласту собственной психики (Двойник, тень, низшие инстинкты).
2. Осознанный риск и контроль: они предлагают не пассивную одержимость, а активный, техничный договор: «Я признаю твоё существование, я отделяю тебя от себя, и я использую твою энергию для своих творческих целей». Это магическая по сути операция — контроль над силами хаоса.
3. Изменение природы актёра: Чехов прямо говорит о перестройке своего «эфирного тела», об излучении иных вибраций. В архаичном сознании это и есть признак колдуна или одержимого.
4. Плата: и Станиславский, и Чехов предупреждали об истощении, депрессии, трудности возвращения к себе после таких ролей. Чехов называл это «отравлением» от роли. Это расплата за временный «договор» с силами, противоположными свету и гармонии.
Таким образом, в методах великих реформаторов театра вы не найдёте цитат о Дьяволе, но найдёте детальное описание технологии того, что в Средние века назвали бы «управляемой одержимостью» или «опасным союзом с демоном собственной Тени». Они рационализировали и обезопасили этот процесс, превратив его в профессию, но ядро мифа осталось тем же: чтобы правдиво изобразить зло, художник должен смело заглянуть в бездну и принести часть её силы на сцену, рискуя при этом упасть в неё сам. Именно это делало и делает профессию актёра в глазах общества одновременно сакральной и проклятой.
Свидетельство о публикации №225122300068