Юноша обдумал житие

Название этого публицистического рассказа не призыв, как в стихотворении Маяковского «Хорошо», а повествование о событиях, подтолкнувших к выбору жизненного пути, и о становлении мировоззренческих позиций.

Эта публикация появилась как ответ молодого человека на пост, искажающий жизнь Общины, от 14.10.2025 г. И мне захотелось поделиться его мудрыми размышлениями, как никогда актуальными на сегодняшний день.

Знакомьтесь: Евсей Грицук, разносторонняя творческая личность, с эстетическим вкусом дизайнера, проницательным взглядом архитектора и тонким чувством художника.

Вашему вниманию предоставляю его публицистические заметки-рассуждения о происходящем в общине Виссариона и не только. Текст оставлен без изменений.



          «Много слухов, что дети из общины плохо адаптируются в городе. Я родился в Курагино* и жил в Петропавловке* до 4 лет. С 4 по 13 лет прожил в Подмосковье, приезжая с братом на летние месяцы в Петропавловку, и потом уезжал в город учиться.

С 14 лет сделал осознанный выбор в переезде в Петропавловку. Признаюсь, до сих пор недоумеваю по поводу придуманного аргумента дезадаптации в городе — город как город, люди как люди…

Если бы не культурная часть города, связанная с искусством (живопись, скульптура, архитектура, музыка, прикладное творчество — я посещал много кружков и музеев в городе, так сложилось, что родители воспитывали творчески ориентированными меня с братом — наука, искусство и мастерство), то город ничем не отличается от деревни, лишь масштабом. По сей день взрощенный «комфорт» в городах разбивается о суровые реалии ограничений: выращенная на пестицидах и добавках еда, загубленная экология, глушение связи и Wi-Fi… и многое другое, что знакомо городскому человеку.

В питании у нас вообще не было ограничений, кроме финансов, внутренних предпочтений и возможностей. Насколько возможно в городе, питались здоровыми продуктами.

В отличие от города, в деревне почти 50-70% еды можно вырастить на огороде и собрать в лесу, причём в дружной компании, помогая друг другу, и в кругу семьи. До сих пор считаю, что питание – это личный выбор и ОСОЗНАННЫЙ ВСЕСТОРОННИЙ НАУЧНЫЙ ПОДХОД к этой теме (в моей семье пользуются знаниями нутрициологии и готовят блюда по рецептам из ресторанов разных уголков мира, но при этом полезно, в меру скромно и очень вкусно).

В Последнем Завете в начале двухтысячных Учитель про это говорил не раз, затрагивая тему питания – не втягивать во взрослый выбор Пути и образа жизни своих детей, а лишь предлагать и показывать ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ собственным примером.

А то, что напридумывали кто-то из людей, отклонившись от Учения (которое подразумевает глубокое изучение), – это лишь личный выбор и их творческая недоработка (один из таких примеров показал сам Коломин в своём интервью, где он говорил, что сам применял жесткие ограничения).

Хотя в Завете есть только РЕКОМЕНДАЦИИ, где мыслящий и чувствующий человек, применяя Учение, может заметить, что такие рекомендации формируют положительную тенденцию.

Начиная от работы над собой, в своей жизни в целом, и до практических рекомендаций в построении благополучного процветающего общества всего человечества на многие десятки лет вперёд (чему нет аналогов в мире), и где Учитель много раз говорил, что готов дать практические решения на любую проблему в построении благополучного и процветающего общества всех людей на Земле.

Говорится, что дерево узнают по плодам. И такой плод Учителя есть люди, которые взрастили себя на практическом совместном постижении Учения на основе СОБСТВЕННОГО выбора (статистику в сторону положительных результатов и тенденций приводил Володя Ведерников в Суде на прениях).

Это можно увидеть как пример практической реализации в построении общества, где люди разных национальностей (болгары, немцы, русские, казахи, литовцы, американцы…), разных верований и убеждений уже 30 лет проживают вместе, строят и развивают проекты.

А люди, которые формируют сложности, выражая недовольства и перегибы, есть везде, и прямой принадлежности к чему-то они не имеют, как и к общине, и Учению Виссариона.

Они такие же люди, как и в разных уголках мира, как и каждый из нас в глубоком понимании учится и делает свой выбор в построении себя и своей жизни, претерпевая глубокие трудности и изменения.

По поводу образования:

Прожив и в городе около 10 лет, и в общине почти 10 лет, побывав на разнообразном количестве кружков, 4 школах и институте, могу сказать, что ключевым отличием является то, что взрослые (которые меня окружали) в общине относятся к детям ОСОЗНАННО, как к равным себе, с заботой, огромным терпением и вниманием, формируя атмосферу дружелюбия, понимая, что взрослый ребенку друг. Кто-то на практике неплохо владел гуманной педагогикой.

И это в корне меняло подход в моей жизни, давая толчок для развития навыков для самообучения и всестороннего развития, где мне удалось дополнительно заниматься БЕСПЛАТНО: хором; вокалом; скалолазанием; подготовкой и участием в горных походах и сплавах; танцами; скрипкой; гитарой; дополнительными занятиями с педагогами по школе (химия, физика, биология, живопись); столяркой; конным делом; участием в симфоническом оркестре «Город Солнца»; участием как волонтёр в Универсиаде в 2019 году; выездами по музеям; спортивными мероприятиями; культурными мероприятиями; был и с друзьями волонтёрами на Горе на фестивале Дениса Сафронова по полезному питанию…

Если кто-то скажет, что у меня и моих друзей была ненасыщенная и скучная жизнь, и взрослые не уделяли нам внимания – это вызовет добрый смех со слезами.

Очень рад за своих друзей, что многие выбрали и двигаются по пути, который им нравится, где каждая трудность делает их лучше!

В городе такого и близко не найти (в шаговой доступности разнообразие мастеров своего дела, имеющие широкий взгляд на мир, притом с полной отдачей при обучении).

Те, кто меня не знают: я очень требователен к образованию и подходу к обучению. А программа в школе в «Истоках» почти не отличалась от городских, кроме более эффективного и дружелюбного подхода к обучению и детям. Несмотря на то, что людей в педагогической сфере и с хорошими знаниями был дефицит, я, который получал среднюю оценку в городе ; 3.5, стал учиться на ; 4.5.

Слышал аргументы: «в «Истоках» завышают оценки». Но каким-то образом выпускники, которые получали золотую медаль (а это большой процент в школе с 2016-2020), учились и учатся в институте очень хорошо. Один из моих друзей недавно закончил институт на красный диплом по биофизике, а мой брат, похоже, тоже на красный диплом идёт и участвует в различных архитектурных конкурсах (получил грамоту на всероссийском конкурсе по архитектурному проекту, который проходил в Питере).

Моим друзьям и мне помогает навык «самообучения», где мы не зависим от системы образования или случая, и способны брать ту информацию, которую посчитаем нужной, и в хорошей мере её обрабатывать, чтобы потом применять на практике.

Школ, которые могут воспитать такой навык в ребенке, используя гуманную педагогику, думаю, очень мало.

Особенно, если смотреть на комплексную статистику школ, где используют методы кнута и пряника (по всей иерархии системы), развитие психических расстройств на почве общественного давления, и реальной бесполезности в информации современных программ и подходов ФГОС.

(Хоть кому-то из педагогов хоть раз помогло хоть одно постановление от министерство образования и ежегодного изменения ФГОС?)

Однажды попалась цитата: «И когда каждый начинает заботиться о ближних больше, чем о самом себе, Любовь превратиться в Семью». Заботиться – это значит видеть нужды, желания, мечты, данность ближних. И чтобы позаботиться, нужно это сотворить руками, через психологическую и физическую поддержку, через ремёсла, проявления культуры и искусства.

Восприятие человека во взаимоотношениях строятся на ключиках: доверие и осознанность. Доверие, если посмотреть глубже, формируется Любовью, и оно формирует заботу ("любить недостаточно, важно и заботиться о том, кого/что любишь").

Каждый человек в общине приехал со своим видением, возможностями, опытом, чтобы формировать себя, учась строить отношения, а не вытеснять.

Для себя понял, что каждый человек – это частица Бога.

Каждый цветок, камень, каждая песчинка во вселенной – это проявление Жизни.

Весь мир – это храм и дом.

Осознавая эту ответственность и свободу, понимаю на практике – пребывание на этой Земле есть Школа.

Каждое мгновение – это экзамен. И первый урок – это осознание, что главное быть честным перед собой и быть в режиме ученика.

Быть вовлеченным в эту жизнь, не поглощаться потоком суеты. Осознавая, что ты частица Бога, которая живёт вечно в сотворчестве с Богом на Земле, учась формировать себе и ближним положительный опыт.

Ведь Единая Семья – это все люди.

Если затронуть тему организации и иерархии:

Есть целые научные исследования и книги на эту тему: «Открывая организации будущего», «Холократия»...

И если поизучать Последний Завет, опыт общины и научные данные, то можно понять, что община использует горизонтальную систему управления (самоорганизация).

Для горизонтальной системы нужны лишь два фактора: самоконтроль личности и общий вектор развития. Если что-то нарушается, система переходит в вертикальную – как правило, контроль над собой переходит в контроль над другими (путём переноса ответственности).

В Учении на огромных примерах даются рекомендации по самовоспитанию и вектору развития. То есть ключевая база для самоорганизации есть. А дальше динамика самих людей – настройка внутреннего баланса, который решает 70% бытовых и организационных проблем во взаимодействии, повышая внутренний контроль, ответственность и гибкость. (Отношение «сигнала» к «шуму» – советую эту тему изучить досконально, если у кого-то есть сомнения.)

Эти и другие качества помогут тем, кто не захотели понимать в данной сложившейся ситуации, что ответственность за их выбор, внутреннее состояние и построение своей жизни лежит на них самих. А они решают задачи путём переноса ответственности с себя, что неизбежно превратится в проблему, которую решать путём силы и давления…

Подобные моменты очень хорошо взращивают людей, которые живут по принципам самоорганизации. Оттачивая индивидуальные и коллективные навыки и мировоззрение.

Образ будущего формируется из образа жизни.

Образ жизни формируется из мировоззрения.

Мировоззрение формируется из первого понимания: кто ты и какое твоё предначертание?»

Евсей Грицук, 23 года.

Черемшанка, 16 окт. 2025 г.

-*Курагино-районный цент на юге Красноярского края
-*Петропавловка-деревня курагинского района.


Рецензии