Неизбежность судьбы и парадокс времени
Это:
– Инициация и взросление: опасность познания,
– Пассивность и активность как две силы спасения,
– Смерть и перерождение в новом качестве,
– Родительский контроль и его тщетность,
– Коллективное бессознательное и ожидание,
– Более поздние психоаналитические трактовки.
Но мы поговорим о судьбе и времени.
Проклятие и спасение предсказаны с рождения. Сказка построена на идее фатума – роковой предопределённости. Даже попытка избежать судьбы (король сжигает все веретена) лишь отсрочивает, но не отменяет её исполнение. Это говорит о том, что ключевые испытания и повороты жизни неизбежны. Однако важно, что предсказана не только гибель (проклятие злой феи), но и спасение (дар доброй феи). Время не линейно, а циклично: оно «засыпает» на 100 лет, чтобы дать возможность вызреть спасению (принцу). Смысл в том, что для разрешения некоторых критических ситуаций само время должно истечь, нужно «проспать» этап, переждать бурю.
Давайте и мы с вами посмотрим на пример сказки простым языком: неизбежность судьбы и парадокс времени.
История про Реку Времени и Двух Рыбок
В одной далёкой-далёкой стране текла необычная река. Она была волшебной и называлась Река Времени. Все в этой стране жили на её берегах. Река всегда текла вперёд – от гор (это было «вчера») через леса («сегодня») к огромному океану («завтра»). Так было заведено.
В этой реке жили две маленькие рыбки. Одну звали Звёздочка, а другую – Пузырёк.
Звёздочка очень любила мечтать. Она часто говорила:
– Вот если бы я могла плыть туда – в ту тёплую заводь, где так много вкусных мошек! Или сюда – под тот большой камень, где классно играть в прятки!
И она изо всех сил махала хвостиком, пытаясь плыть против течения, к «вчера». Или пыталась мчаться так быстро, чтобы первой приплыть в «завтра». Но чем сильнее она боролась с течением, тем больше уставала. Течение было сильнее её.
Пузырёк был другой. Он тоже видел и заводь, и камень. Но он не боролся. Он сделал так: расслабил плавники и почувствовал, как вода несёт его. И тогда случилось волшебство.
Он заметил, что река сама знает дорогу. Что течение само несёт его мимо вкусной заводи – надо только вовремя свернуть и поймать мошку. А чтобы заплыть под камень, надо не плыть против воды, а подождать, пока река сделает плавный поворот, и тогда камень сам окажется рядом.
– Это и есть Судьба, – как-то сказал мудрый старый Сом, который жил под корягой. – Это не цепь, которая тащит тебя силой. Это как мелодия реки. Ты не можешь изменить саму песню, но ты можешь выбрать, как в ней танцевать: бултыхаться и злиться или плыть, ловя ритм.
А ещё у реки был парадокс – большая загадка.
Однажды Пузырёк нашёл красивую гладкую жемчужину на дне. Он очень хотел отнести её своей подружке рыбке на другой берег. Он поплыл напрямик, через самое быстрое течение. Но жемчужину вырвало у него изо рта и унесло водой.
Пузырёк очень расстроился. Но старый Сом сказал:
– Иногда то, что ты потерял, река возвращает тебе другим путём. Просто плыви дальше.
И Пузырёк поплыл. Он плавал много дней, и вот однажды он увидел свою жемчужину! Она лежала в тихой, солнечной лагуне, куда его принесло тем же течением. Только теперь лагуна была ещё прекраснее, а он – чуть больше и сильнее, чтобы её оценить.
Вот и загадка времени: иногда, чтобы прийти к чему-то хорошему, нужно не бороться, а проплыть свой путь. Даже если кажется, что тебя уносит «не туда». Река времени мудрее нас. Она знает, какие повороты нужны, чтобы ты научился плавать. Какие камни встретить, чтобы стать смелее. И в какие лагуны тебя занести, чтобы ты нашёл свои жемчужины.
Звёздочка так и не поняла этого. Она всё время бултыхалась и уставала, вечно думая, что самое интересное – или позади, или впереди, но никогда – прямо сейчас.
А Пузырёк научился главному:
– Судьба – это не клетка. Это река. А я в ней – и пловец, и часть её течения.
И с тех пор он не боялся ни быстрых стремнин (потому что они закаляют), ни тихих заводей (потому что в них можно отдохнуть и всё обдумать). Он просто плыл, доверяя реке, но сам выбирал, на какой камешек сесть, какую водоросль исследовать и с кем поговорить в пути.
Потому что даже в самой длинной реке важнее всего не то, куда ты приплывёшь. А то, как ты плывёшь – со страхом или с любопытством, в борьбе или в танце.
Вот так и мы все плывём по своей Реке Времени. И самое лучшее, что мы можем сделать – это научиться чувствовать её течение, видеть красоту вокруг сейчас и не забывать, что иногда потерянная жемчужина может вернуться к нам самым неожиданным образом, если просто продолжать плыть, не опуская плавников.
Свидетельство о публикации №225122300823