Антитезис4, Мих. Палецкий. Хитроумный идальго...
М.П.:"Хитроумный идальго, оруженосец и Прекрасная Дама — три фигуры, которые Европа лишь переодевает, но никогда не отменяет."
Дон Кихот — не герой, а трафарет, через который Европа проверяет собственное воображение.
Стоит лишь всмотреться — и фигуры распадаются на три неизменных роли:
идальго, оруженосец и Прекрасная Дама.
Эта троица кочует по векам, меняя костюмы, но не функции.
У де Костера — Тиль, Ламме и Неле.
У Дюма — Атос;Портос;Арамис;Д’Артаньян как коллективный идальго,
Мушкетон;Базен;Гримо;Планше как оруженосцы,
мадам Бонасье как Дама Сердца.
Даже Кэтти — служанка миледи — оказывается в этом хоре,
потому что каждый сюжет требует своей Дульцинею,
даже если она не знает, что ею назначена.
Второе пришествие идальго — Холмс, Ватсон и миссис Хадсон.
Третье — Мышкин, Рогожин и Настасья Филипповна.
Четвёртое — Базаров, Аркадий и Одинокая Идея.
Пятое — Обломов, Штольц и Ольга.
Шестое — Жеглов, Шарапов и их тихая спутница.
И каждый раз — тот же треугольник, тот же нерв, тот же ветер.
Росинант тоже не исчезает:
он превращается в клячу Д’Артаньяна,
в кэб Холмса,
в драндулет МУРа.
А мельницы — в гвардейцев кардинала,
в Мориарти,
в преступность послевоенных лет.
Великаны меняют форму, но не функцию.
Мы сами — продолжение этого сюжета.
Мы тоже «продали изрядный кусок пахотной земли» —
время, силы, внимание —
чтобы купить себе право на чтение,
на мечту,
на собственный рыцарский бред.
И потому каждая новая вариация —
включая твою, «К Дульцинеe в Тобоссо» (http://proza.ru/2014/06/20/1650)—
не подражание, а вписывание себя в бесконечный маршрут идальго,
который идёт не к цели, а к смыслу.
Ю.Г.:Впечатляющий антитезис на тему литературных реминисценций -архетипов. Но зачем они нужны? Мы,что обречены на вечное скитание среди бродячих сюжетов?Борхес при всем своем минимализме считал,что - да.Маркес,Джойс,Гоголь,Тургенев,Достоевский продемонстрировали это в своих эпопеях.Их чародеи.Одиссеи,черти ,Фаусты,инквизиторы,Христы столь же репортажно- реалистичны,как и архетипичны.Как скажем,и Коты с Собаками у Михаила Булгакова ,Гофмана(Житейские воззрения кота Мусора),Данте(Цербер),Бодлера...В Росинанта и коней Апокалипсиса может трансформироваться даже лошадь Григория Мелехова,кони Конармии Бабеля или Фру -Фру Анны Коренной,как и сама Анна...Кажущееся отсутствие других персонажей вечного сюжета лишь пустая клеточка в этой Таблице Менделеева.Ньютоний...
Тезис:http://proza.ru/2022/11/21/970
Свидетельство о публикации №225122300895