Новогодняя елка с древности до наших дней
Через некоторое время их примеру последовали и при дворе российского императора, после чего елка вошла в моду сперва в домах высших аристократов, потом в дворянских семьях, а потом уж распространилась и в среде более низких сословий, но и то только в особо европеизированных. Так, – писал Алексей Ремизов, – елка не московская традиция, она на Москве пошла с Лефортова. Это не свой, а чужеземный обычай. Наш дом старозаветный, и мы не знаем ни о какой рождественской елке». Эти строки относятся, между прочим, к началу ХХ-го века!
Да, традиция берет свое начало «с Лефортова», то есть с Немецкой слободы. Там ставили это деревце куда раньше, чем английские Виндзоры. Впрочем, немцы елку не ставили, а подвешивали к потолку. Кстати, эта манера сохранялась в некоторых деревнях немецкой Тюрингии вплоть до 1930-х годов.
Разумеется, царь Петр Алексеевич, великий друг Франца Лефорта, чрезвычайно полюбил пировать под елочкой. Со свойственной ему настойчивостью он стал внедрять празднование нового года по западноевропейскому образцу 1 января, а не как полагалось 1 сентября. Это смещение дат царь узаконил соответствующим указом от 15 декабря 1699 года.
Но вернемся к елочке. Почему, собственно, наступление нового года люди связали с этим деревом? Вообще обожествление деревьев идет еще с древнейших времен. Издревле священными считались у разных народов: дуб – у славян, ель – у германцев, кипарис – у греков, сосна – у фригийцев. Скорее всего, какое дерево доминировало на племенных территориях, то и становилось главным объектом поклонения.
Существовали целые священные рощи. Одна из таких располагалась в окрестностях Древнего Рима и была посвящена Сабинии, богине плодородия. Первого января, когда происходила инаугурация консулов, римляне приносили из рощи Сабинии на Капитолийский холм ветви лавра. Лавровыми ветвями римляне в этот день украшали и свои жилища. Зеленый цвет еще у древних египтян считался символом жизни, что вполне логично. Отсюда вечнозеленым растениям оказывался особый почет. От античных греков дошел до нас обычай оставлять на деревьях в священных рощах различные фигурки из дерева и глины, цветные лоскутки, ленточки. У них это было связано с бескровным жертвоприношением, теперь это только дань традиции.
Германцы были первыми из европейцев, кому понравился римский обычай украшать дома ветвями лавра. Но лавра в их краях не было, а елей – сколько хочешь. И они стали украшать по своим праздникам еловыми лапами жилища и капища. Наверняка нашелся кто-то один, кто притащил в дом однажды и целую елку. Другие последовали этому примеру.
Самое первое упоминание о елке именно на Новый год относится к 1500 году. Идет оно из Эльзаса. О популярности новогоднего древа свидетельствует тот факт, что уже в 1516 году в эльзасском лесничестве приняли, говоря современным языком, постановление, согласно которому «каждый бюргер имеет право срубить только одну ель высотой не более восьми ступеней».
Конечно, обычай поначалу считался католической церковью языческим, а потому ею не поощрялся, и даже осуждался. За это, правда, верующих не сжигали, а потому борьба с такой традицией оказалась тщетной. Впрочем, церковь проявила впоследствии гибкость по принципу «не смог победить – сделай вид, что ты же и автор идеи». С того же памятного 1500 года отцы церкви стали освящать ель перед Рождеством. Чуть позже ее верхушку предписали украшать белой звездой – в память о звезде Вифлеемской, возвестившей волхвам о рождении Иисуса.
В допетровской Руси Новый год отмечали по-византийски дважды: по церковному календарю – 1 марта, а по гражданскому – 1 сентября. В головах у русских царила полная неразбериха, а потому в 1342 году митрополит Феогностий, дабы покончить с нею, отменил первомартовский Новый год, оставив и для церкви, и для мирян только сентябрьский. Спустя 357 лет царь Петр I, как уже говорилось выше, порушил и эту традицию.
Но вот настал 1917 год, сломавший много старых традиций. Пришедшие к власти большевики были ярыми атеистами и богоборцами, но поди ж ты, и они на первых порах в Республике Советов вели себя по отношению к новогодней елке, словно отцы церкви до середины XVI-го века.
Отмечать Новый год с елкой и всей прочей праздничной атрибутикой они запретили, как религиозный пережиток! Правда, для своих племянников Анна Ильинична Ульянова всегда ставила на Новый год елку. Борьба с народной привычкой тоже оказалась тщетной, потому что за елки стрелять людей не решились, а потому секретарю ЦК Павлу Петровичу Постышеву пришла на ум мысль переименовать рождественскую елку в новогоднюю и тем самым ее как бы легализовать. Иначе говоря, важное религиозное событие превратили в сугубо светское и несколько детское.
Так и сделали в 1936 году, организовав первую официальную новогоднюю елку с представлением и подарками для детей в Колонном зале Дома Союзов. Событие это широко освещалось в печати и получило даже мировой резонанс. Звезды, правда, были рекомендованы не белые, а пятиконечные красные, либо в форме снежинки. С тех пор новогодняя елка стала в законе. Со временем и либерализацией жизни ставить елку можно, когда угодно хоть к 25 декабря или к Новому году. Одним словом, сообразуйтесь с календарем. А уж, как украшать ее - дело вообще индивидуальное для каждого.
Евгений ИВАНОВ
Свидетельство о публикации №225122401041