Когда музыка стала подозрительной...
Мария Васильевна, урожденная Мерцалова, стояла у окна своей небольшой квартиры на Арбате. Руки ее, некогда изящные, с тонкими пальцами, привыкшими к клавишам рояля и тонкой вышивке, теперь были сложены на груди, пальцы нервно переплетались. Ей было почти шестьдесят, но казалось, что годы спрессовались в один долгий, мучительный день.
Борис Викторович. Граф. Это слово теперь звучало как эхо из другой жизни, из мира, который рухнул, оставив после себя лишь осколки воспоминаний и горький привкус несправедливости. Он был человеком старой закваски, с прямой спиной, сдержанной улыбкой и глазами, в которых всегда читалось достоинство. Он не был ни революционером, ни врагом народа. Он был просто Борисом Викторовичем, выпускником Пажеского корпуса, офицером, человеком, который любил свою жену, свою родину и тихие вечера с книгой.
Его арестовали в третий раз. В первый раз – в двадцатом, когда страна еще захлебывалась в крови и хаосе. Тогда его отпустили, сказав, что он "не представляет опасности". Во второй раз – в двадцать седьмом, за что-то, что Мария Васильевна так и не смогла понять. А теперь… Теперь это было окончательно.
Она помнила его последнюю ночь дома. Он спал беспокойно, словно чувствовал, что это прощание. Утром, когда за ним пришли, он лишь коротко обнял ее, поцеловал в лоб и сказал: "Не волнуйся, Машенька. Все будет хорошо". Но в его глазах она видела не уверенность, а тихую, глубокую печаль.
Их сын, Юрий, уже давно жил своей жизнью, пытался отгородиться от прошлого, от фамилии, от всего, что могло бы ему помешать. Он был инженером, человеком новой эпохи, и, казалось, верил в ее светлое будущее. Но Мария Васильевна знала, что даже в его сердце живет страх. Страх, который поселился в каждом доме, в каждой душе.
Другой сын, Фёдор, был более мятежным. Он не мог смириться с происходящим, с тем, как ломаются судьбы, как исчезают люди. Он пытался что-то делать, говорить, но его голос утонул в общем шуме. Его арестовали раньше, в том же тридцать седьмом. И теперь, в этот день, когда уводили Бориса Викторовича, Мария Васильевна думала о Фёдоре. Где он? Что с ним?
Она закрыла глаза, пытаясь унять дрожь в коленях. В памяти всплывали картины: летние дни в имении, смех детей, запах сирени. Борис Викторович, молодой, полный сил, в парадной форме. Его руки, сильные и нежные, когда он брал ее за руку.
"Бутовский полигон". Это слово звучало как приговор. Она знала, что там, в холодной земле, покоятся тысячи таких же, как ее Борис. Люди, чьи жизни были оборваны без суда и следствия, без права на оправдание.
В этот день, 29 ноября 1937 года, Мария Васильевна Мерцалова осталась одна. Одна с памятью о прошлом, с болью настоящего и с туманным, пугающим будущим. Она знала, что ей предстоит жить дальше, но как жить, когда часть тебя навсегда осталась там, на Бутовском полигоне, под низким, серым небом Москвы?
Она подошла к старому роялю, который чудом уцелел. Пальцы ее коснулись клавиш, и полилась тихая, печальная мелодия. Мелодия о потерянных жизнях, о несбывшихся надеждах, о той невидимой нити, которая связывает нас с теми, кого мы любили, даже когда их нет рядом. Мелодия о том дне, который навсегда останется в ее сердце как день скорби и молчаливого протеста.
Она играла не для кого-то, а для себя, для призраков, которые теперь населяли ее квартиру, для той части себя, что ушла вместе с Борисом. Мелодия была знакомой, из тех, что они любили слушать вместе, когда еще можно было просто слушать музыку, не думая о том, кто ее написал, и не боясь, что она может быть "неправильной". Теперь даже музыка стала подозрительной.
За окном сгущались сумерки. Фонари на Арбате зажигались один за другим, бросая на мокрый асфальт дрожащие круги света. Казалось, город жил своей обычной жизнью, спешил, суетился, не замечая, как в этот самый момент чья-то жизнь обрывается навсегда. Мария Васильевна знала, что где-то там, в этой суете, есть люди, которые знают, что происходит, которые участвуют в этом, которые верят, что делают правое дело. Но она не могла их понять. Как можно верить в то, что разрушает все самое дорогое, самое светлое?
Она вспомнила, как Борис Викторович однажды, еще в довоенные годы, рассказывал ей о своем деде, графе Ростопчине, который во время войны 1812 года сжег Москву, чтобы не отдать ее французам. "Вот это был человек, Машенька, – говорил он с восхищением, – он любил Россию больше всего на свете, даже больше своей жизни". И вот теперь, ее Борис, потомок того самого графа, человек, который тоже любил свою родину, был объявлен врагом и расстрелян. Ирония судьбы, горькая и жестокая.
Она остановилась, пальцы замерли над клавишами. В квартире стало совсем тихо, только тиканье старых часов на стене нарушало тишину. Это тиканье казалось ей отсчетом оставшихся ей дней, дней, которые ей предстояло прожить в одиночестве, с этой тяжестью на сердце.
Вдруг в дверь постучали. Три коротких, настойчивых удара. Сердце замерло. Кто это может быть? В такое время? Она не ждала никого. Страх, холодный и липкий, сковал ее. Может, это они? Пришли за ней? Или за чем-то еще?
Она медленно подошла к двери, прислушалась. За дверью – тишина. Только ветер за окном завывал, словно оплакивая кого-то. Она осторожно приоткрыла дверь. На пороге никого не было. Только на полу, у самой двери, лежал небольшой, завернутый в серую бумагу сверток.
Мария Васильевна подняла его. Бумага была грубой, шершавой. Она развернула сверток. Внутри лежала маленькая, потемневшая от времени иконка. Икона Казанской Божией Матери. И рядом – крошечный, сложенный вчетверо листок бумаги.
Дрожащими руками она развернула листок. На нем было написано всего несколько слов, выведенных неровным, торопливым почерком: "Маменька, держись. Твой Фёдор".
Слезы хлынули из ее глаз. Это было от Фёдора. Ее мятежный, несгибаемый Фёдор. Он жив. Он помнит. Он передал ей весточку, рискуя всем. Икона. Это, наверное, та самая, которую он всегда носил с собой.
Она прижала сверток к груди, закрыла дверь и прислонилась к ней спиной. В этот момент, в этой пустой, холодной квартире, под низким, серым небом Москвы, Мария Васильевна почувствовала, что она не совсем одна. У нее осталась память, осталась любовь, и осталась надежда. Надежда на то, что когда-нибудь все это закончится. И что ее Борис, и ее Фёдор, и все те, кто ушел в этот день, найдут свой покой. А пока… Пока она будет играть на рояле. И помнить. И ждать.
Свидетельство о публикации №225122401083