Прикосновение к святыни

Фото из личного архива автора.


     Хочу поведать о том, как в августе 2024 года с давнишним товарищем посетили знаковое, историческое и святое место в подмосковье – Иосифо-Волоцкий монастырь в Теряево. Случилось всё спонтанно и быстро. Вячеслав, так зовут моего товарища, проходил курс лечения от рака в одной из московских больниц. В стенах этого богоугодного заведения, наполненного болью и страданиями больных, у него произошёл разговор – с занимавшейся требным служением, сестрой милосердия.
     Эта женщина, воплощая в себе лучшие качества человеческой добродетели, не только ухаживала за больными, но и находила слова утешения, делилась верой. В один из дней, уединённо беседуя с ней в больничном коридоре – как признался мне Вячеслав, он услышал слова, которые, казалось, прозвучали как откровение:
     – Вам нужно обязательно съездить в какой-либо монастырь, помолиться – как умеете, и попросить нашего всемилостивого Господа Бога – Иисуса Христа о помощи. Поставить свечи о здравии. Он, Вам, непременно поможет, вот увидите. Только не откладывайте поездку…

     И как я понял из его истории, эти слова, сказанные с такой искренностью и уверенностью, глубоко запали ему в душу. Человек, который никогда не был особенно религиозен, почувствовал, что это не просто совет, а призыв. Он попросил меня. – Паша! Давай съездим, в какой-нибудь, вместе. Помолимся! Выбери время. Ты же часто ездишь по монастырям…

     То, что товарищ обратился ко мне за помощью это как-то понятно. Соотнося себя к вере Христовой, я на протяжении многих лет, ежегодно посещаю святые места, ища в них спокойствие и духовную силу. Но, почему именно Иосифо-Волоцкий монастырь в Теряево? Думаю, что этот вопрос, резонно возникнет у многих читателей. Признаюсь, не могу дать на него однозначного ответа. Это было нечто большее, чем просто совпадение. До этого момента об Иосифо-Волоцком монастыре я и сам не слышал.

     Буквально накануне просьбы Вячеслава, в социальной сети «ВКонтакте», мне на глаза попал пост одного знакомого, рассказывающего о посещении этого монастыря. Фотографии прекрасных храмов, умиротворяющая атмосфера – все это отложилось в моей памяти. И вот, когда он сказал «монастырь», именно этот образ всплыл в моём сознании.

     Да и расположение монастыря оказалось не просто удобным – оно было промыслительным. Находясь в северо западном направлении недалеко от дома Вячеслава, обитель, тем не менее, оставалась вдали от городской суеты, укрытая в безмятежной тишине подмосковной глуши. Именно там, вдали от мирских тревог, мы обретали возможность сосредоточиться на главном – с чистым сердцем обратиться к Богу. Так открылось нам провидение Господне.

     По договорённости, в субботу, 3 августа, утром около 9.00 я заехал за Другом. Сборы были недолгие, так как он уже ждал. Сел в автомашину рядом со мной и мы покатили. От него выехали на Пятницкое шоссе, проследовали до ЦКАД, затем на Новорижскую трассу, с неё свернули на Чисмену. Солнце ласково пригревало в салоне автомашины, а извилистая дорога, казалось, сама вела нас к цели через поля, леса и веси, создавая ощущение предвкушения чего-то важного. Ехали мы, молча, погруженные – каждый в свои мысли, но объединённые общей целью. При въезде в Теряево свернули налево, обогнули дугой большой теряевский пруд и через пару мгновений оказались на парковочной площадке у центрального входа в монастырь – Надвратной Петропавловской церковью Петра и Павла. На всё, про всё у нас ушло около двух часов…

     Торжественность Иосифо-Волоцкого монастыря, раскинувшегося древними стенами на равнинной площади, глубоко потрясла наше воображение. Величественные храмы с тихими двориками и старинными прудами словно дышали историей и святостью. Заступив на внутреннюю территорию, мы будто оказались в другом мире, где время замедлило свой ход, а суета осталась далеко позади. От входа проследовали к Успенскому собору, обошли его по кругу, внимательно изучили информационные таблички построек. А затем поднялись по одной из лестниц храмового портала и вошли внутрь.
     В храме шла служба. Мы встали позади молящихся. Вначале мысли рассеивались, но постепенно молитва обретала внутреннюю глубину. Тишину наполнял мерный голос батюшки, читающего молитву. Его глубокие и взвешенные слова, успокаивающе проникали в душу. Рядом сосредоточенно молились прихожане и паломники, погружённые в свои мысли и просьбы. Кто то едва слышно шептал знакомые с детства строки, кто то просто стоял с закрытыми глазами, в безмолвном общении с Творцом.
     В оном священном пространстве молитва обретала особую силу – казалось, она восходила до небес, достигая неведомых высот. Воздух здесь был пропитан вековым богомольем, а тишина хранила отголоски тысяч прошений, вознесённых в этих стенах.

     По окончании службы, батюшка произнёс проникновенную проповедь. Его короткая и простая речь насыщенная годами мудрости, касалась самых сокровенных уголков души. Затем он благословил всех присутствующих и окропил святой водой. Люди по очереди подходили, чтобы приложиться к кресту, который он держал в руках. Каждое прикосновение было наполнено особым смыслом – будто через этот древний символ проходила невидимая нить, связывающая человека с вечностью.
     Вслед за этим, мы написали и подали записки – о здравии живых и о упокоении ушедших родных. В сиё мгновение особенно остро ощущалась связь времён. Наши просьбы становились продолжением молитв тех, кто приходил сюда сто, двести, триста лет назад…
     Вячеслав, слегка смущаясь, но с глубокой, нескрываемой верой в глазах, зажёг свою свечу. Её трепетный свет словно отразился в его взгляде. Пламя, ровное и ясное, казалось, впитывало в себя все его надежды и тревоги.
     Мы стояли перед иконами в золочёных рамах – сохранившегося пятиярусного иконостаса 18-го века. Резные узоры, потемневшие от времени, хранили память о мастерах, вложивших в них душу. А лики святых, строгие и милосердные, смотрели на нас с икон и словно обнадёживали своим небесным попечительством. Мы с благоговением поклонялись и прикладывались к святыням обители, безмолвно молились – каждый о своём сокровенном. И в этот момент не было ничего важнее, чем эта тихая, искренняя молитва, наполнявшая душу покоем.

     Завершив свой разговор с покаянием, благодарением и прошением – перед образами: Бога, Пресвятой Богородицы и святых, мы вышли из храма. В душе ощущалось некое удивительное спокойствие благодати, полученной в этом священном общении с вечностью. Каждый из нас уносил с собой частицу этого намоленного места, чтобы сохранить её в сердце до следующего возвращения в благословенную обитель Христову.

     Исполнив главную христианскую цель нашего паломничества, мы, для себя, провели неспешную самостоятельную экскурсию по подворью монастыря. Изучили все информационные носители у зданий и приоткрыли историю архитектуры монастырских построек, вызвавшие у нас восторг и восхищение. Отдыхая в тени деревьев с интересом наблюдали за монахами и паломниками, заводили непринуждённые беседы с трудниками. Нам казалось, что в этот погожий летний день атмосфера святой обители, пронизанная покоем и благодатью, будто наполняла воздух особым благоуханием. В каждом её уголке ощущалась неповторимая энергетика – умиротворяющая, дарующая душе свет и надежду.

     История Иосифо-Волоцкого монастыря поразила своим богатством и разнообразием событий. Долгое время обитель находилась под покровительством великих князей Василия III и Ивана Грозного. Здесь похоронены Скурат Бельский и его сын Малюта Скуратов. Семь лет в стенах монастыря провёл преподобный Максим Грек. В Смутное время обитель пережила осаду казачьих войск Ивана Болотникова.
     По иронии судьбы, царь Василий Шуйский, пленённый поляками, несколько месяцев провёл в заточении в Германовой башне. Прихожанкой местного храма была тёща Пушкина, помещица Наталья Ивановна Гончарова (урожденная Загряжская).
Обитель стала свидетелем многих войн с поляками, литовцами, французами и немцами.
     В июле 1941 года, с наступлением немцев, нашими войсками была взорвана высокая колокольня, фактически являвшаяся копией колокольни Ивана Великого в Кремле. Со времени основания монастыря в 1479 году – он дважды подвергался разрушениям, но каждый раз возрождался.
     Также, следует отметить и то, что в 1966 году на территории монастыря, известный советский кинорежиссёр Сергей Бондарчук, при экранизации романа Льва Толстого «Война и мир», снял ключевые сцены об Отечественной войне 1812 года, включая батальные эпизоды и исторические события той эпохи.
     Монастырские стены и архитектурные ансамбли, своими естественными декорациями для сцен, позволили создать атмосферу подлинности и исторической достоверности о жизни русского общества 19-го века. А в ноябре 2012 года в память о съёмкам этой легендарной киноэпопеи, была установлена мемориальная доска.

     Иосифо-Волоцкий монастырь – не просто безмолвный свидетель истории минувших лет, но живая летопись, где на страницах камня и души запечатлены судьбы, события, эпохи. Здесь, у мощей преподобного Иосифа, страждущие ищут заступничества, обретают душевный покой. В этом месте, пропитанном древностью, каждый уголок шепчет свои предания, позволяя прикоснуться к истокам русской духовности, ощутить незыблемую силу веры и обрести хрупкое равновесие с собой и миром. Святая обитель и сегодня сияет духовным светом, притягивая паломников со всей России.

     Прогулка по этим благословенным местам, подходила к концу. И вместе с приятной усталостью, пробудилось другое природное чувство – голод. Да и само время подсказывало, что неплохо было бы подкрепиться, а будь здесь обеденный колокол – он наверняка бы давно уже пробил. Мы огляделись в поисках подходящего места. Невдалеке увидели лавку, у которой суетились паломники. Подойдя ближе, мы уловили запахи – свежей выпечки, специй, разнотравья и чего-то неуловимо домашнего. Это было именно то, что мы хотели.

     Переступив порог, мы оказались в изобилующем снедью царстве. Здесь были банки с душистым мёдом, соленья из монастырского огорода,  бутылки с морсом и квасом, компот, пирожки и булочки с различными начинками, другая всякая всячина, и, конечно же, ароматный монастырский хлеб. Простая, но вкусная трапеза: горячий овощной суп, посыпанный свежей зеленью, рыба с картофельным гарниром, пирожки и чёрный чай с лимоном, нам пришлись по душе. Это была не просто еда, это была настоящая монастырская трапеза, приготовленная с любовью и заботой.

     После трапезы, когда мы уже собрались уходить, наш взгляд упал на тот самый хлеб, который нам понравился своим ароматом и вкусом. Мы не могли уйти, не прикупив его с собой. Матушка, управлявшаяся с буфетом, с радостью упаковала нам две буханки.
     –  «Пусть этот хлеб напомнит вам о нашем святом уголке и принесёт частичку монастырского спокойствия и благодати в ваш дом», – сказала она, передавая пакет с хлебом. – Спаси Бог! – ответили мы, и вышли из лавки. И, надо сказать, после принятия пищи, мы почувствовали себя гораздо бодрее, чтобы продолжить свой путь.

     Предание гласит – «Обойдешь монастырь трижды против часовой стрелки, загадав желание, – и оно исполнится. А если по часовой стрелке – исправишь любую беду». И мы, очарованные этим местом, ни о чём не загадывая, единожды обошли монастырь, любуясь его величием со стороны. Сфоткались с Вячеславом на мостках большого пруда и у памятника – благословенному Иосифу. Ещё раз окинули прощальным взглядом благолепие святой обители, оставив за спиной монастырские врата, счастливые и умиротворённые, унося в сердцах тепло от паломничества, мы отправились в обратную дорогу…


     P.S.
     Перед новым 2025-м годом Вячеслав завершил назначенный курс лечения ранее выявленной онкологии. В конце зимы было проведено медицинское обследование, призванное оценить результативность проведённого лечения. Результаты оказались обнадёживающими, врачи зафиксировали значительное улучшение состояния пациента.
     В начале весны Вячеслав вновь пришёл на приём к своему лечащему врачу. Войдя в кабинет, он заметно волновался – предстоящий разговор мог стать поворотным в его жизни. Врач, внимательно изучив все проведённые исследования и снимки, подвёл итог, – Вячеслав, у меня для вас отличные новости! Все показатели в норме. Я могу с уверенностью сказать – вы победили болезнь!
     На мгновение, время словно остановилось. Вячеслав почувствовал, как внутри его разливается тепло, а на глаза наворачиваются слёзы. Радость, облегчение, благодарность – все эти чувства смешались в один мощный поток эмоций. Он не мог поверить, что долгий, изнурительный путь, полный боли и сомнений, наконец, остался позади.

     – Спасибо вам… огромное спасибо Доктор, – едва сдерживая нахлынувшие эмоции, прошептал Вячеслав. – Я даже не знаю, как вас благодарить…

     Врач тепло улыбнулся. – Ваша заслуга в этой победе не меньше нашей. Вы проявили невероятную силу духа и настойчивость. Теперь главное – следить за здоровьем и не забывать о регулярных обследованиях. Но сейчас вы можете смело строить свои планы.

     Выйдя из клиники, Вячеслав глубоко вдохнул свежий весенний воздух. Солнце светило ярко, словно поздравляло его с новой жизнью. В этот момент он понял, что жизнь продолжается и впереди ещё много счастливых дней, наполненных любовью родных и близких. Он достал телефон и начал набирать…


24 декабря 2025 года

По народному календарю – Никонов день,
связанный с защитой дома и борьбой с нечистой силой.

День воинской славы России, посвящённый взятию турецкой крепости Измаил
русскими войсками под командованием Александра Суворова в 1790 году.


Рецензии