К вопросу внимания

   Для профессионального диагноста важнейшим свойством является внимательность. А она проистекает от степени осознанности.

   Фокусники и манипуляторы используют отвлечение внимания как фундаментальный инструмент контроля сознания зрителя или жертвы.

Основное правило иллюзионизма: пока зритель смотрит туда, куда его направляют, он не видит того, что происходит на самом деле. Приведём классический пример — фокус Дэвида Копперфильда с исчезающим поездом (телевизионное шоу, США).
  Внимание зрителей фокусируются на огромном товарном вагоне-ресторане. Копперфильд рассказывает, что "махина, восстановленная для обновлённой версии состава из стали и дерева, весит 70 тонн и 25 метров в длину" - то есть это уже - установка фокусника, совершенно обязанная не соответствовать действительности - как и то что на "реставрацию ушли миллионы долларов и колёса установлены на бетонной платформе".

Затем он громко объявляет: «Сейчас поезд исчезнет! Опускайте верёвки, занавес!» — и просит толпу мысленно «помочь» - кричать, хлопать.

    Все смотрят на вагон, а в этот момент за спиной фокусника его ассистенты, незаметно отодвинув вагон за висящей полотняной занавеской, отводят в ангар справа, меняют декорации, готовят дымовые эффекты. Финал: ткань падает — вагона нет. Зрители в шоке, но не заметили ключевого: отвлечение на «волшебный момент» скрыло механику подмены.

  Объясним подробно. Смотреть надо американскую версию на ютубе. С отметки минут: 3.25-3.30 - за вагоном видна "впаянная" в асфальт вторая дорожка, за которой стоят "свидетели", взявшись за руки и окружившие вагон. Копперфильд бежит с "снимаемой стороны" вагона - и колею видно только в случае если смотреть не на фокусника, а под вагон.

 Кстати - немногие способны заметить,  что вагон - на двух колёсных осях. Конечно - их внимание тщательно, профессионально отвлекается бегающим фокусником, быстро едущей вдоль экспресса камерой и засветкой из огромного софита, стоящего в ангаре справа.

 А ведь у классических вагонов легендарного «Восточного экспресса» (Orient-Express) было три двухосные тележки (по две оси на тележку), что в сумме дает шесть колесных пар на каждый спальный или багажный вагон, обеспечивая плавность хода и поддержку тяжелой конструкции.
Так вот чтоб она не была столь тяжёлой, колёс поубавили - и убеждён, что они были, конечно не чугунные, да и сам вагон - вместе со всей мебелью внутри - был из папье-маше. Потому что перенести такую махину, будь она из натуральных материалов даже на те два-три метра, на которые отстоит вторая замаскированная дорожка от первой - за время с момента полного падения "занавеса" до его подъёма - без массивной спецтехники весьма проблемно.

И Дэвид объясняет с видом знатока: "Разумеется - этому вагону некуда будет деться!" (Кроме как в ангар, который прямо справа метрах в десяти.)

Самый цимес начинается ровно с отметки 4.00. После крика Копперфильда: "Вместе!"  во время его картинного поклона с протянутой ВЛЕВО (со стороны телезрителя) рукой - как бы приглашая глядеть именно туда - в течение 2 секунд софит из ангара справа засвечивает снимающую шоу камеру,  и правая часть телеэкрана практически заливается световой завесой - а вагон в этот момент уходит по второму пути в ангар. Свет настолько яркий - причём ещё и дым вдруг откуда ни возьмись справа создаёт буквально ещё и дымовую завесу - а Дэвид столь эффектен и убедителен, по-прежнему протягивая руку куда-то влево - что фокус смотрится первоклассно.


    Аналогично работают политические манипуляторы (фейковые новости, скандалы), маркетологи (яркие акции, скидки) и мошенники (эмоциональный напор, ложная срочность).


Будь то гомеопат, психотерапевт или аудитор, внимательность — главный инструмент распознавания скрытого. Болезнь часто прячется за «очевидными» симптомами - как поезд за криками толпы. Скрытые инфекции, функциональные сбои, психосоматические узлы видны только тому, кто не отвлекается на громкие жалобы пациента "у меня варикоз!", а сканирует систему целиком.

Эта внимательность проистекает из глубокой осознанности: ум не цепляется за яркие феномены, а видит поле целиком — как Луна "видит" Землю без гравитационного "притяжения" к одной точке.
   Тренировка внутреннего безмолвия отсекает внутренние шумы (мысли, предубеждения, усталость) и внешние (эмоции пациента, ожидания).

Человек, тренирующий внутреннее безмолвие - не реагирует на ложные эмоциональные маркеры вроде криков толпы или световые эффекты. Он видит манипулятора как фокусника: замечает, куда тот направляет внимание, и смотрит "за кулисы" — на мотивы, несоответствия, механику.

    Осознанность создаёт "пустотный барьер": нет "я", которое можно отвлечь или зацепить любопытством, страхом или жадностью.

   Например, мошенник звонит вам: "Ваш счёт заблокируют через 5 минут! Срочно назовите код!"
Реакция обычного человека: паника - внимание на угрозу - раскрывает данные.
Осознанный - "кто понял жизнь - тот не спешит". Пауза, дыхание, безмолвие ума - замечает несоответствия: голос, номер, логика... и кладёт трубку.

Манипулятор — тень на стене. Тот, кто смотрит на стену, видит тень. Тот, кто смотрит в зал — видит лампу и руку с фигуркой. Внимательность — это взгляд в зал, а не на экран.

   А теперь, если хотите проверить - насколько с осознанностью и вниманием обстоит дело у вас - посмотрите эту тринадцатиминутную комедийную короткометражку под названием "Киноляп" (реж. Сергей Целиков, 2025). Чтоб выяснить для себя - нужно ли заниматься вам дзэн или випассаной - хотя бы в целях собственной безопасности в дальнейшем...

Это гениальный супертест, рукоплещем сценаристу и режиссёру - ручаемся, вы получите истинное понимание того, в каком мороке находится большинство людей. Большинство постоянно буквально "спит на ходу".
 Подсказка заложена в первых кадрах - малозначительном на первый взгляд диалоге, который становится понятен в финале.

Смотреть на Youtube,  VK видео, yandex.ru
https://www.youtube.com/watch?v=Szmn2P9N_rw


Рецензии