А. П. Чехов глазами импрессиониста

 В 1904 году, на пороге ухода Антона Павловича Чехова из жизни, художник Пётр Нилус создал один из самых пронзительных и человечных его образов. История портрета драматична. Инициированная настояниями Ивана Бунина, близкого друга и Нилуса, и Чехова, работа над портретом началась в Ялте в 1902 году. Чехов, известный своей нелюбовью к позированию, согласился с неохотой. После единственного сеанса работа прервалась – состояние здоровья писателя резко ухудшилось (обострение туберкулёза сделало дальнейшие сеансы невозможными). Нилус завершил портрет лишь два года спустя, в 1904 году, опираясь на сделанные ранее этюды и фотографии, уже не имея возможности работать с натурой.
 На полотне Чехов предстает не парадным литератором, а уязвимым, погруженным в себя человеком. Он изображен полулежащим на диване, в повседневном сером костюме. Фон, выполненный в сдержанных тонах, не отвлекает от главного – сосредоточенного, но отстраненного взгляда и выразительного лица. Нилус мастерски применяет приемы импрессионизма: лицо и фигура моделируются легкими, динамичными мазками, словно растворяясь в воздушной дымке. Эта техника, передающая мимолетность состояния и световоздушную среду, идеально созвучна внутренней «неуловимости» Чехова, о которой говорили многие современники.
 Художник сосредотачивается на психологическом состоянии: бледность кожи, глубина запавших глаз, легкая сутулость – все недвусмысленно говорит о тяжелой болезни и физическом истощении. Однако сквозь эту телесную хрупкость проступает несломленная внутренняя сила и глубина мысли.
 Нилус позже писал о характере Чехова, отмечая его сдержанность и осторожность:
 «Он не был скрытен, но сдержан, осторожен. Даже в веселые минуты он много не говорил... Его умолчания, разнообразные оттенки смеха, выражение глаз — лучше всего выражали мысль. В его присутствии создавалась атмосфера удивительно приятной игры ума».
 Иван Бунин видел в портрете «духовную просветлённость» писателя поверх трагизма болезни, находя в нём визуальное воплощение лаконичной и многозначной чеховской прозы.*

Кузичева А. П., отрывок из книги "Чехов. Жизнь «отдельного человека".

p.s. Портрет А.П.Чехова кисти Нилуса хранится в Государственном музее истории российской литературы им. В.И. Даля (Москва).


Рецензии
 Нилус позже писал о характере Чехова, отмечая его сдержанность и осторожность:
 «Он не был скрытен, но сдержан, осторожен. Даже в веселые минуты он много не говорил... Его умолчания, разнообразные оттенки смеха, выражение глаз — лучше всего выражали мысль. В его присутствии создавалась атмосфера удивительно приятной игры ума...

Лариса Башкирцева   24.12.2025 18:12     Заявить о нарушении
В его присутствии создавалась атмосфера удивительно приятной игры ума...

Лариса Башкирцева   24.12.2025 18:12   Заявить о нарушении